Binswanger, Ludwig. Ueber Ideenflucht. Zurich, Art. Institut Orell Fussli. 1933. S. 214
- Выпуск: Том 29, № 5-6 (1933)
- Страницы: 484-484
- Тип: Статьи
- Статья получена: 03.12.2021
- Статья одобрена: 03.12.2021
- Статья опубликована: 12.01.2022
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/89613
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj89613
- ID: 89613
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Книга Бинсвангера о скачке идей имеет интерес и для советского читателя, хотя она относится к философствующим психиатрическим книгам. Главный интерес книги заключается в том, что автор своеобразно вплетает Гегелевскую диалектику в свои психиатрические конструкции, но он не умеет „поставить Гегеля на ноги, берет Гегеля, как говорят, au pied de la lettre, буквально, и тут следовать советскому читателю за автором не приходится. Во всяком случае, книга написана довольно оригинально и действует на читателя „anregend", как говорит немец, или, по-русски, заставляет читателя „шевелить мозгами“а доискиваться настоящего решения поставленной проблемы, качество, которое водится далеко не за всеми книгами.
Ключевые слова
Полный текст
Книга Бинсвангера о скачке идей имеет интерес и для советского читателя, хотя она относится к философствующим психиатрическим книгам. Главный интерес книги заключается в том, что автор своеобразно вплетает Гегелевскую диалектику в свои психиатрические конструкции, но он не умеет „поставить Гегеля на ноги, берет Гегеля, как говорят, au pied de la lettre, буквально, и тут следовать советскому читателю за автором не приходится. Во всяком случае, книга написана довольно оригинально и действует на читателя „anregend", как говорит немец, или, по-русски, заставляет читателя „шевелить мозгами“а доискиваться настоящего решения поставленной проблемы, качество, которое водится далеко не за всеми книгами.
Метод, которым автор пользуется в своих исследованиях,— „эксистенциально антропологический". „Эксистенциальная антропология имеет своей задачей представить фактические эксистенциальные возможности, которые бытие (das Dasein) само выбрало, или в которые оно попало, или, наконец, в которых оно развивалось, в главных чертах и связях и об’яснить их эксистенциальную структуру.
Пользуясь этим методом, автор дает эксистенциально-антропологическую структуру скачки идей, проникает вглубь психопатологии скачки идей, критикуя отчасти, или просто излагая старые теории (напр. учение Вернике- лейльброннер (Wernickе-Нeilbronner) нивеллирования представлений при скачке идей) и широко применяя гегелевские понятия и законы (закон единства противоположностей). Наконец, автор дает характеристику маниакально-депрессивного человека, основную черту которого он усматривает в маниакально-депрессивной антиномике. Параллель, которую автор проводит между шизофренической амбивалентностью и маниакально-депрессивной антиномикой» из которой видно насколько оба эти явления совершенно иного порядка и могут служить основой дифференциальной характеристики того и другого заболевания, очень интересна и знакомиться с ней лучше всего в самой книге. Краткое изложение глав о м.-д. антиномике шизофренной и невротической амбивалентности чрезвычайно растянет рецензию и даст лишь очень поверхностное представление о той и другой, как их понимает автор в философском своем изложении.