Физическое развитие первокурсников Астраханского медицинского института

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью работы явилось изучение особенностей роста и развития контингента молодежи, поступившей в Астраханский медицинский институт в 1980 и 1981 гг., и выявление отличий в физическом развитии по сравнению со студентами из других областей.

Полный текст

Целью работы явилось изучение особенностей роста и развития контингента молодежи, поступившей в Астраханский медицинский институт в 1980 и 1981 гг., и выявление отличий в физическом развитии по сравнению со студентами из других областей.

Комплексный характер наших исследований был мотивирован основной целью работы и современными представлениями о физическом развитии как совокупности морфологических и функциональных показателей в их взаимосвязи и зависимости от условий окружающей среды, эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Программа исследования включала определение соматометрических, соматоскопических и физиометрических признаков, которые мы оценивали по общепринятой в СССР методике (В. В. Бунак, 1941; А. В. Ставицкая, Д. И. Арон, 1959; Е. Л. Ноткин, 1965; С. М. Иванов, 1970).

Всем поступившим был проведен углубленный медицинский осмотр: исследована сердечно-сосудистая система (частота сердечных сокращений, артериальное давление, реакция на физическую нагрузку); определены физическая подготовленность, мышечная сила, костная зрелость, поверхность тела и показатели физиологической зрелости организма.

Обследованы первокурсники лечебного и педиатрического факультетов в возрасте от 17 до 25 лет, поступившие в институт в 1980—1981 гг. (лиц мужского пола— 43,8%, женского—56,2%). 54,2% (691 чел.) студентов-первокурсников составили юноши и девушки 17—18 лет, 45,8% (584 чел.)— 19 лет и старше.

Анамнестические, соматометрические, медико-социальные данные получали в результате углубленного индивидуального обследования каждого студента-первокурсника. Сведения о каждом студенте вносились на перфокарты с двухрядной краевой перфорацией (тип К-1), на которой типографским способом была отпечатана уч. ф. № 227 с дополнениями, характеризующими некоторые стороны их образа жизни. Материалы были статистически обработаны на ЭВМ с вычислением основных параметров вариационного ряда, определена достоверность сдвигов, проведен корреляционно-регрессивный анализ с последующим составлением шкал регрессии (оценочные таблицы физического развития студента и всего контингента первокурсников). Наиболее важные показатели физического развития и функционального состояния организма студентов, поступивших на первые курсы АГМИ в 1980 и 1981 гг. были вполне удовлетворительными. Установлено, что у обследованных студентов ростковые процессы в основном к 18—19 годам завершаются.

В связи с тем, что 54,2% студентов-первокурсников составили юноши и девушки 17 —18 лет, данные будут приводиться только по отношению к этим возрастным группам. Так, рост стоя у 17-летних юношей и девушек был равен 177,0 ±0,5 см к 165,0 ±0,5 см, масса тела—65,8 ± 0,7 кг и 59,9 ± 0,7 кг соответственно. Абсолютное увеличение длины тела 17-летних подростков за период с 1965 г. произошло на 6 см у юношей и на 5 см у девушек. Масса тела возросла на 4 кг у юношей и на 3 кг — у девушек. Окружность грудной клетки у юношей за эти годы увеличилась на 4 ем, у девушек—на 2 см, составляя 89,1 ± 0,4 см и 85,0 ± ± 1,0 см соответственно. Среднеарифметические величины жизненной емкости легких у юношей возросли больше, чем у девушек. Увеличение (по сравнению с данными 1964—1965 гг.) жизненной емкости легких шло параллельно с увеличением силы отдельных мышечных групп. Разница силы правой кисти 17-летних юношей (44,6 ±0,7 кг) и девушек (26,1 ± 0,5 кг) составила 18,6 кг, левой—17,8 кг. Становая сила первокурсников-юношей была равна 143,1 ± 1,9 кг, девушек — 63,4 ± 1,0 кг.

При сравнении данных физического развития медиков-первокурсников из других городов Советского Союза установлено, что физическое развитие москвичей, одесситов, харьковчан аналогично данным физического развития первокурсников АГМИ. В других городах, расположенных севернее или северо-восточнее, показатели физического развития юношей и девушек такого же возраста несколько ниже (t — 2,7).

При проведении комплексной индивидуальной оценки физического развития студентов-первокурсников на основании разработанных стандартов было выявлено, что 88% поступивших в институт имеют хорошее и удовлетворительное физическое развитие. В связи с этим большинство первокурсников (75%) составило основную физкультурную группу, 6%—подготовительную и 19% — специальную.

В основной группе средний результат в беге среди юношей на 100 м составлял 14,4 ± 0,03 с, среди девушек—17,2 ± 0,01 с. Юноши и девушки с хорошими признаками физического развития при выполнении прыжков с места показали результат 210,9 ± 1,5 см и 175,5 ±0,5 см соответственно. Юноши могли подтянуться 7,9 ± 0,5 раза, девушки сгибали руки в упоре по 12 раз.

Таким образом, при изучении сдвигов в физическом развитии юношей и девушек, поступивших в институт, оценка достоверности разницы была определена по методу, основанному на сопоставлении средних арифметических величин с величиной их средних ошибок.

Основные признаки физического развития студентов-первокурсников АГМИ не отличаются от аналогичных показателей студентов I курса других высших медицинских заведений нашей страны. Довольно высокий уровень физического развития обследованных студентов соответствует благоприятным показателям их здоровья и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы. Почти 80% студентов по состоянию здоровья были отнесены к основной медицинской группе.

Разработанные местные стандарты физического развития и некоторые признаки функционального состояния сердечно-сосудистой системы молодежи Нижнего Поволжья могут быть использованы в практической работе как нормативные показатели в оценке физического состояния растущего организма на ближайшие и последующие годы, а также их можно рассматривать как отправные данные для динамического изучения закономерностей роста и развития студенческой молодежи Нижнего Поволжья.

Результаты обследования позволят студенческой поликлинике и здравпункту АГМИ планировать и проводить целенаправленные мероприятия по дальнейшему улучшению здоровья, повышению физического развития и функциональных возможностей учащейся молодежи.

×

Об авторах

Ю. Г. Яковлев

Астраханский медицинский институт

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения

Россия, Астрахань

Т. Ю. Шурова

Астраханский медицинский институт

Email: info@eco-vector.com

кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения

Россия, Астрахань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1983 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах