Physical development of first-year students of the Astrakhan Medical Institute

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The aim of the work was to study the peculiarities of the growth and development of the contingent of young people who entered the Astrakhan Medical Institute in 1980 and 1981, and to identify differences in physical development compared to students from other fields.

Full Text

Целью работы явилось изучение особенностей роста и развития контингента молодежи, поступившей в Астраханский медицинский институт в 1980 и 1981 гг., и выявление отличий в физическом развитии по сравнению со студентами из других областей.

Комплексный характер наших исследований был мотивирован основной целью работы и современными представлениями о физическом развитии как совокупности морфологических и функциональных показателей в их взаимосвязи и зависимости от условий окружающей среды, эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

Программа исследования включала определение соматометрических, соматоскопических и физиометрических признаков, которые мы оценивали по общепринятой в СССР методике (В. В. Бунак, 1941; А. В. Ставицкая, Д. И. Арон, 1959; Е. Л. Ноткин, 1965; С. М. Иванов, 1970).

Всем поступившим был проведен углубленный медицинский осмотр: исследована сердечно-сосудистая система (частота сердечных сокращений, артериальное давление, реакция на физическую нагрузку); определены физическая подготовленность, мышечная сила, костная зрелость, поверхность тела и показатели физиологической зрелости организма.

Обследованы первокурсники лечебного и педиатрического факультетов в возрасте от 17 до 25 лет, поступившие в институт в 1980—1981 гг. (лиц мужского пола— 43,8%, женского—56,2%). 54,2% (691 чел.) студентов-первокурсников составили юноши и девушки 17—18 лет, 45,8% (584 чел.)— 19 лет и старше.

Анамнестические, соматометрические, медико-социальные данные получали в результате углубленного индивидуального обследования каждого студента-первокурсника. Сведения о каждом студенте вносились на перфокарты с двухрядной краевой перфорацией (тип К-1), на которой типографским способом была отпечатана уч. ф. № 227 с дополнениями, характеризующими некоторые стороны их образа жизни. Материалы были статистически обработаны на ЭВМ с вычислением основных параметров вариационного ряда, определена достоверность сдвигов, проведен корреляционно-регрессивный анализ с последующим составлением шкал регрессии (оценочные таблицы физического развития студента и всего контингента первокурсников). Наиболее важные показатели физического развития и функционального состояния организма студентов, поступивших на первые курсы АГМИ в 1980 и 1981 гг. были вполне удовлетворительными. Установлено, что у обследованных студентов ростковые процессы в основном к 18—19 годам завершаются.

В связи с тем, что 54,2% студентов-первокурсников составили юноши и девушки 17 —18 лет, данные будут приводиться только по отношению к этим возрастным группам. Так, рост стоя у 17-летних юношей и девушек был равен 177,0 ±0,5 см к 165,0 ±0,5 см, масса тела—65,8 ± 0,7 кг и 59,9 ± 0,7 кг соответственно. Абсолютное увеличение длины тела 17-летних подростков за период с 1965 г. произошло на 6 см у юношей и на 5 см у девушек. Масса тела возросла на 4 кг у юношей и на 3 кг — у девушек. Окружность грудной клетки у юношей за эти годы увеличилась на 4 ем, у девушек—на 2 см, составляя 89,1 ± 0,4 см и 85,0 ± ± 1,0 см соответственно. Среднеарифметические величины жизненной емкости легких у юношей возросли больше, чем у девушек. Увеличение (по сравнению с данными 1964—1965 гг.) жизненной емкости легких шло параллельно с увеличением силы отдельных мышечных групп. Разница силы правой кисти 17-летних юношей (44,6 ±0,7 кг) и девушек (26,1 ± 0,5 кг) составила 18,6 кг, левой—17,8 кг. Становая сила первокурсников-юношей была равна 143,1 ± 1,9 кг, девушек — 63,4 ± 1,0 кг.

При сравнении данных физического развития медиков-первокурсников из других городов Советского Союза установлено, что физическое развитие москвичей, одесситов, харьковчан аналогично данным физического развития первокурсников АГМИ. В других городах, расположенных севернее или северо-восточнее, показатели физического развития юношей и девушек такого же возраста несколько ниже (t — 2,7).

При проведении комплексной индивидуальной оценки физического развития студентов-первокурсников на основании разработанных стандартов было выявлено, что 88% поступивших в институт имеют хорошее и удовлетворительное физическое развитие. В связи с этим большинство первокурсников (75%) составило основную физкультурную группу, 6%—подготовительную и 19% — специальную.

В основной группе средний результат в беге среди юношей на 100 м составлял 14,4 ± 0,03 с, среди девушек—17,2 ± 0,01 с. Юноши и девушки с хорошими признаками физического развития при выполнении прыжков с места показали результат 210,9 ± 1,5 см и 175,5 ±0,5 см соответственно. Юноши могли подтянуться 7,9 ± 0,5 раза, девушки сгибали руки в упоре по 12 раз.

Таким образом, при изучении сдвигов в физическом развитии юношей и девушек, поступивших в институт, оценка достоверности разницы была определена по методу, основанному на сопоставлении средних арифметических величин с величиной их средних ошибок.

Основные признаки физического развития студентов-первокурсников АГМИ не отличаются от аналогичных показателей студентов I курса других высших медицинских заведений нашей страны. Довольно высокий уровень физического развития обследованных студентов соответствует благоприятным показателям их здоровья и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы. Почти 80% студентов по состоянию здоровья были отнесены к основной медицинской группе.

Разработанные местные стандарты физического развития и некоторые признаки функционального состояния сердечно-сосудистой системы молодежи Нижнего Поволжья могут быть использованы в практической работе как нормативные показатели в оценке физического состояния растущего организма на ближайшие и последующие годы, а также их можно рассматривать как отправные данные для динамического изучения закономерностей роста и развития студенческой молодежи Нижнего Поволжья.

Результаты обследования позволят студенческой поликлинике и здравпункту АГМИ планировать и проводить целенаправленные мероприятия по дальнейшему улучшению здоровья, повышению физического развития и функциональных возможностей учащейся молодежи.

×

About the authors

Yu. G. Yakovlev

Astrakhan Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Social Hygiene and Health Organization

Russian Federation, Astrakhan

T. Y. Shurova

Astrakhan Medical Institute

Email: info@eco-vector.com

Department of Social Hygiene and Health Organization

Russian Federation, Astrakhan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1983 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies