К вопросу о летальных исходах при хирургическом и одонтогенном сепсисе
- Авторы: Медведовская Г.Д., Максудова Р.Х.
- Выпуск: Том 62, № 5 (1981)
- Страницы: 65-66
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 01.11.2021
- Статья одобрена: 01.11.2021
- Статья опубликована: 15.09.1981
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/84482
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj84482
- ID: 84482
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Мы изучили истории болезни 33 больных (20 мужчин и 13 женщин), умерших от сепсиса в хирургическом и челюстно-лицевом отделениях городской больницы за период с 1967 по 1977 г. 19 из них находились на лечении в хирургическом отделении, 12—в отделении челюстно-лицевой хирургии, 2 — поочередно в том и другом отделениях.
Ключевые слова
Полный текст
Мы изучили истории болезни 33 больных (20 мужчин и 13 женщин), умерших от сепсиса в хирургическом и челюстно-лицевом отделениях городской больницы за период с 1967 по 1977 г. 19 из них находились на лечении в хирургическом отделении, 12—в отделении челюстно-лицевой хирургии, 2 — поочередно в том и другом отделениях.
18 больных были старше 60 лет, с клинической Картиной общего атеросклероза, коронарокардиосклероза и гипертонической болезни. Источником сепсиса были различные гнойные процессы (см. табл.).
У большинства больных при исследовании гноя высевались стафилококк и кишечная палочка.. Клинический диагноз сепсиса во всех случаях был подтвержден на вскрытии.
Приводим выписки из нескольких историй болезни.
М., 36 лет, доставлен из районной больницы в челюстно-лицевое отделение с диагнозом: периостит нижней челюсти, заглоточный абсцесс. Болен 8 дней.
Заболевания, осложнившиеся сепсисом
Источник сепсиса | Число больных |
Фурункулы и карбункулы лица | 7 |
Одонтогенные гнойно-воспалительные заболевания | 7 |
Воспалительные заболевания органов брюшной полости | 8 |
Травмы и инфицированные раны мягких тканей | 9 |
Гнойный паротит | 1 |
Диабетическая гангрена | 1 |
Всего: | 33 |
В последующем развились легочные осложнения. Спустя неделю произведена пункция плевральной полости справа, удалено 1,5 л гноя. Для дальнейшего лечения больной был переведен в хирургическое отделение, где еще дважды делали пункцию плевральной полости, продолжали интенсивное лечение, но через два дня больной скончался. Патологоанатомический диагноз: острый остеомиелит нижней челюсти слева, состояние после вскрытия флегмоны, рото-подчелюстной свищ, гнойный медиастинит, плевропульмональный СВИЩ, ателектаз легкого справа, аспирационная пневмония слева, двусторонний фибринозный плеврит, септикопиемия.Вначале был госпитализирован в районную больницу, где проводилось консервативное. лечение, заглоточный абсцесс вскрылся самопроизвольно. В челюстно-лицевом отделении поставлен диагноз: острый одонтогенный остеомиелит нижней челюсти, флегмона левого крыловидно-челюстного пространства. В день поступления, 9/Ѵ, произведено расширение свища от вскрывшегося заглоточного абсцесса, удаление явившихся источником инфекции 7, 8-го зубов с выскабливанием лунок. Состояние больного не улучшилось, гнойный процесс распространился в подчелюстную область, шею, появилась крепитация. 11 мая сделан широкий воротникообразный разрез в подчелюстной области. Из раны выделился зловонный гнилостно-гангренозный гной. Назначены антибиотики широкого спектра действия, дезинтоксикационная терапия, введена противогангренозная сыворотка.
Очень важным в практическом отношении представляется нам анализ смерти двух больных, у которых источником сепсиса был фурункул лица.
Больного И., 28 лет, с фурункулом в области щеки, в течение 5 дней лечили в поликлинике компрессами с ихтиолом без общей терапии, в то время как его необходимо было госпитализировать, для проведения всего комплекса мер интенсивной терапии. Больной умер на-3-й день после поступления в стационар.
Больного В., 18 лет,5 с фурункулом в области носа, двое суток лечили амбулаторно УВЧ и компрессами. В стационаре диагностирована флегмона правой половины лица, которая была вскрыта в день поступления. 11 дней находился на лечении в отделении челюстно-лицевой хирургии, затем с явлениями септикопиемии был переведен в общехирургическое отделение. В том и другом отделении проводилась интенсивная терапия. Больной умер на 36-й день от начала заболевания. Патологоанатомический диагноз: фурункул носа, флебит угловой вены, флегмона левой глазницы, тромбоз кавернозного синуса-, двусторонняя стафилококковая пневмония, двусторонний фибринозно-гнойный плеврит, медиастинит, флегмона мягких тканей передней поверхности шеи, гнойный перикардит, флегмона левой половины грудной клетки, остеомиелит 5—6-го ребер, отек ткани головного мозга, септикопиемия. Состояние после торакотомии и трахеостомии.
В том и другом случае больных неоправданно долго лечили амбулаторно. Повидимому, у этих больных была так называемая «молниеносная» форма сепсиса, которая обычно развивается на фоне гиперергической реакции организма.
Об авторах
Г. Д. Медведовская
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань
Р. Х. Максудова
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань
Список литературы
Дополнительные файлы
