Метод коррекции аутоиммунитета при ишемической болезни сердца

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Оценено влияние нового энтеросорбента - энтеросгеля на иммунный и аутоиммунный процесс в динамике ишемической болезни сердца и возможности снижения эндогенной интоксикации при использовании данного препарата. Применение энтеросгеля позволило получить высокий терапевтический гиполипидемический и аутоиммунокорригирующий эффект у пациентов с ишемической болезнью сердца, выражающийся в улучшении состояния - уменьшении частоты стенокардии, что позволило снизить суточную дозу нитроглицерина.

Полный текст

Знания об иммунных и аутоиммунных процессах организма постоянно совершенствуются. Установлены обязательные компоненты любого иммунного ответа, проявляющегося аутоиммунными реакциями, сочетающими физиологическую коррекцию сдвигов гомеостаза путем утилизации генетически исчерпавших свой потенциал клеток (апоптоз) и патологическую функцию с формированием широкого спектра симптомов и синдромов [7]. Этот базис заложен в аутоиммунную теорию патогенеза атеросклероза, когда образование аутоантител (ААТ) к иммунным комплексам сосудистого эндотелия превалирует над их утилизацией, и когда реакции образования ААТ сами являются катализаторами процессов, направленных на отторжение и повреждение интимы сосудов, не вовлеченных в этот процесс [6]. Наравне с антикардиальными антителами они усугубляют течение заболевания [1, 3, 11]. Если в этом контексте рассматривать образование ААТ к тканям, лишенным адекватного ответа, то станет понятным, что состояние аутоиммунитета при ишемической болезни сердца (ИБС) по-прежнему нуждается в детализации и уточнении.

Мониторинг этих повреждений на практике вплоть до настоящего времени был затруднен из-за отсутствия диагностических тест-систем, способных точно устанавливать границы нормы и патологии аутоиммунных “всплесков”.

Путем криогенного и гамма-квантового воздействий на ткани органов [12, 13], позволивших лишить биологическую ткань индивидуальной специфичности, структурно сохранив лишь уникальную матрицу органного маркера, была создана целая серия специфических органных маркеров человека, выявляющих in vitro сывороточные циркулирующие ААТ. Определение типа и количества этих маркеров позволяет создать интегральную лабораторную модель аутоиммунного статуса, динамически отслеживать нарушения в любом звене и оценивать состояние адаптации или дезадаптации конкретного органа, соответственно степень реактивности организма (гомеостаз) и эффективность проводимой терапии. В норме титры сывороточных ААТ в реакции непрямой гемагглютинации (РИГА) невелики (1:4 — 1:8) или они не выявляются. Когда уровень ААТ превышает утилизационные способности организма, комплекс лечебных мероприятий обязательно должен быть дополнен эфферентными методами лечения в целях удаления “избыточных” аутореактивных ААТ, повреждающих здоровую ткань. Это возникает, когда в РИГА титр ААТ превышает их абсолютные значения в сыворотках больных (1:64 - 1:128 и выше).

Целью настоящей работы была оценка влияния нового энтеросорбента энтеросгеля (ЭГ) - полиметилсилоксана с кремнийорганической матрицей — на иммунные и аутоиммунные процессы в динамике ИБС, а также выяснение возможности снижения эндогенной интоксикации (ЭИ) с помощью данного препарата.

Обследованы 58 больных в возрасте 52,0±6,3 года с верифицированным диффузным атеросклерозом, осложненным ИБС, стабильной стенокардией II—III функционального класса (ФК). Длительность заболевания до одного года была у 5 больных, от одного года до 5 лет - у 22, от 5 до 10 - у 31. У 20 (34,5%) пациентов в анамнезе были инфаркты миокарда (ИМ); у 38 (65,5%) больных ИБС проявлялась стенокардией напряжения II—III ФК. У 23 пациентов ИБС сочеталась с артериальной гипертензией, у 20 — с атеросклерозом мозговых сосудов и аорты, у 3 — с сахарным диабетом. 1-я группа больных ИБС (20 чел.) получала традиционную базисную терапию (антиангинальные препараты в адекватных дозах - ß-адреноблокаторы, антагонисты кальция, гиполипидемические средства — статины, никотиновую кислоту, во время приступов боли — нитраты), 2-я группа - дополнительно ЭГ в лекарственной форме в виде гидрогеля метилкремниевой кислоты с максимумом сорбционного спектра на среднемолекулярные токсические метаболиты (мочевина, билирубин, холестерин, желчные кислоты и микроорганизмы). Вещества с молекулярной массой менее 70 Да (ионы металлов, минеральные соли) и более 1000 Да (общие белки, витамины, иммуноглобулины) сорбции практически не подвергаются. ЭГ способствует колонизации кишечника молочнокислыми бактериями с большей молекулярной массой и низкими адгезивными свойствами [14]. Расчет суточной дозы (0,5—1,5 г на килограмм массы тела больного) проводился в зависимости от тяжести состояния. Длительность приема натощак или в перерывах между едой составляла 4—6 недель. ЭГ в 400—1000 раз активнее активированного угля и сочетается с любыми лекарственными средствами, не имеет противопоказаний к применению.

Проведена оценка основных показателей гомеостаза больных ИБС по общеклиническим биохимическим показателям, а также по состоянию аутоиммунного статуса с использованием противоорганных эритроцитарных антигенных диагностикумов (к печени, почкам, легким, сердцу и др.), в частности “STEP’’-системы, позволяющей выявлять гомологичные ААТ в сыворотке крови микро-методом РИГА в микротитраторе типа “Таккачи” не позднее чем через два дня после ее получения. Оценивали иммунный статус, для этого лимфоциты выделяли из периферической гепаринизированной (100 ЕД/мл) крови методом седиментации клеток на градиенте фиколлверографина (плотность - 1,077 г/мл). Уровень иммуноглобулинов классов А, М, G определяли методом радиальной иммунодиффузии в геле по Манчини, содержание циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) - методом селективной преципитации в тест- системе при наличии в среде полиэтиленгликоля (ПЭГ-6000) на спектрометре СФ-46 при 450 нм, лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) — по Кальф-Калифу (1941), а также молекулы средней молекулярной массы (МСМ) [5].

Диагностику атеросклеротического поражения коронарных артерий у частиц больных проводили под контролем ан-Пг гиографии или сцинтиграфии с радиоактивным хлоридом 201-Т1. У больных ИБС учитывали содержание общего холестерина (ХС), холестерина липопротеидов высокой плотности (ХСЛПВП или a-хе) и триглицеридов (ТГ) в сыворотке автоматизированным методом на аутоанализаторе “Техникой“ (США) с последующим расчетом по формуле Фридвальда холестерина липопротеидов низкой плотности ХСЛПНП (ммоль/л) и индекса атерогенности (ИА) [4].

Исследование биохимического и иммунного гомеостаза при ИБС подтвердило наличие у обследованных больных исходного состояния интоксикации со снижением показателей гемоглобина, эритроцитов, общего белка и альбумина и повышением продуктов метаболизма в крови. Это сопровождалось сдвигом в липидном спектре крови (табл. 1) в сторону гиперхолестеринемии (ИА 4,53), нарастанием иммунодепрессии с изменением в гуморальном и клеточном звеньях иммунитета и увеличением в 1,5—2 раза метаболических показателей эндотоксикоза (ЛИИ, ЦИК и МСМ), что отмечено и другими авторами [6].

Однако в ходе проведенного на первом этапе обследования больных было невозможно выявить глубину поражения конкретного органа и прогнозировать течение заболевания. Этой задаче в полной мере отвечало исследование аутоиммунитета. Тест аутоантителообразования показал заинтересованность тканей сердца, органов детоксикации (печень, легкие, почки, кишечник) с высокими уровнями сывороточных ААТ (табл. 2), когда абсолютные титры ААТ в РИГА у отдельных больных составляли 1:128— 1:256. Можно было обосновать наличие антикардиальных антител у больных ИБС, при атеросклеротических и рубцовых изменениях сосудов и миокарда, вызывающих изменения антигенных констант ткани сердца, что было подтверждено данными ЭКГ, ангио- и сцинтиграфии и соответствовало ряду данных [8, 9]. В то же время исходя из ранее полученных результатов биохимического анализа крови (уровень ХС, билирубина) трудно было уточнить состояние печени, тогда как тест аутоантителообразования прямо указывал на значительное ее нарушение у больных ИБС. Такие же результаты наблюдались при исследованиях [8], показавших глубокие изменения в клетках печени при ИБС и атеросклерозе. Коррекция нарушенной функции печени при этих со

стояниях является эффективным методом лечения [10]. Следовательно, для клинициста важное значение имеет информация о состоянии печени при ИБС, которая достоверно выявляется с помощью теста аутоантителообразования.

У обследованных были обнаружены также высокие титры ААТ к ткани легких (59,1±8,5). При рентгенологическом обследовании у части больных были выявлены застойные явления в легких, однако этим трудно было объяснить высокую гиперсенсибилизацию легких при ИБС. В то же время при стенокардии и ИБС в легких ухудшаются вентиляция и газообмен; нарастание давления в легочных капиллярах и последующее развитие интерстициального отека ведут к гипоксии тканей и их патологическим изменениям [2, 8]. Кроме того, нельзя исключить у больных наличия аутоиммунного синдрома Дресслера, который в стертой форме встречается в 15—25% случаев в позднем постинфарктном периоде и характеризуется сочетанием перикардита и плеврита с образованием аутоантител к легким, миокарду и перикарду [8].

Были установлены значимые титры ААТ к тканям желудка (38,7±5,8) и кишечника (36,2±5,6), что, возможно, сопряжено с нарушением питания их стенок и изменением структуры (образованием эрозий или истончением слизистой оболочки) из-за приема большого количества антикоагулянтов (ацетилсалициловая кислота), входящих в комплекс базисной терапии при ИБС. Высокие титры ААТ к ткани мозга у больных ИБС обусловлены, по-видимому, имеющим место эндотоксикозом, а также сочетанным атеросклеротическим поражением сосудов мозга, гипоксией и нарушением трофики с изменением гомеостатических детерминант и образованием гомологичных ААТ [15]. В картину развивающейся у пациентов иммунодепрессии вписывались и высокие титры ААТ к органам иммуногенеза — селезенке и тимусу, что свидетельствует об их токсическом повреждении, отражающемся в показателях иммунного и метаболического гомеостаза (табл. 2). Результаты исследования аутоиммунитета у больных с ИБС адекватно коррелировали (r=0,73—0,81) с клиническими, биохимическими и иммунологическими маркерами эндотоксикоза, нарастая по мере утяжеления процесса, что требовало эффективных методов детоксикации.

Использование ЭГ для коррекции гомеостаза и выравнивания липидного обмена у больных с атеросклерозом и ИБС было более успешным, чем в группе базисного лечения (рис. 1). При этом у больных с выраженной гиперхолестеринемией эффективность лечения ЭГ была наиболее значительной и стабильной (ИА снизился с 5,4 до 2,9) по сравнению с группой больных легкой гиперхолестеринемией и с больными, получавшими базисное лечение. Это сопровождалось и положительной динамикой уровня ХСЛПВП, которая была большей в группах с исходно низким уровнем (< 1,0 ммоль/л), чем в группах с нормальным их значением (> 1,0 ммоль/л).

 

 

Рис. 1. Динамика уровня липидов при лечении ЭГ для всей группы в целом по сравнению с исходным уровнем.

 

Позитивное действие ЭГ было отражено также в тестах аутоантителообразования и метаболического обмена (ЛИИ, ЦИК, МСМ), показатели которых были достоверно ниже аналогичных данных в группе больных, получавших базисное лечение (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Динамика ААТ в сыворотке больных ИБС под действием ЭГ.

 

Таким образом, применение ЭГ позволило нам впервые получить высокий терапевтический гиполипидемический и аутоиммунокорригирующий эффекты у больных ИБС: снижение частоты приступов стенокардии покоя и напряжения, благодаря чему была уменьшена суточная доза нитроглицерина.

×

Об авторах

В. Ю. Шанин

Саратовский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Н. Ю. Шанина

Саратовский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Россия

С. И. Богословская

Саратовский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Россия

Д. В. Елютин

Саратовский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Россия

Т. П. Царенко

Саратовский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Вайнфельд И.Е. // Врач. дело. - 1974. - №. 7. - С. 400-402.
  2. Гасилин В. С., Сидоренко Б.Н. Стенокардия. — М.,1986.
  3. Голод И.С. // Лаб. дело. - 1981. - № 12. — С. 738-739.
  4. Климов А.Н. Эпидемиология и факторы риска ишемической болезни сердца. — Л., 1989.
  5. Малахова М.Я. // Эффер. терапия. — 1995. — №2.-С. 61 -64.
  6. Ремизова О.В. // Эффер. терапия. — 1998. — № 3. - С. 3-8.
  7. Семенов Б.Ф. // Журн. микробиол. — 1995. — №3,- С. 42-47.
  8. Сыркин АЛ. Инфаркт миокарда. — М., 1991.
  9. Чазов Е.И. Болезни сердца и сосудов. - М., 1992.
  10. Чазов Е.И. // Тер. арх. - 1985. — № 11. - С. 29-39.
  11. Шанина Н.Ю. Клиническая эффективность и влияние на аутоиммунные процессы энтеросгеля при эндотоксикозах различного генеза: Автореф. дис.... канд. мед. наук. - Волгоград, 2000.
  12. Шанин Ю.Н. // Электр, техника. - 1970. — №2.-С. 138-140.
  13. Шанина Л. Н. Аутоиммунные реакции при чумном и холерном вакцинальном и аутоиммунном процессах и методы их коррекции: Автореф. дис.... докт. мед. наук. — Саратов, 1985.
  14. Шевченко Ю.М., Гриценко ЕН., Знаменский В А. // Фарм. журн. - 1994. — №5-6. — С. 16—20.
  15. Яковлев В.М., Потапов А.И., Козина О. И. Ишемическая болезнь сердца с сочетанной коронарно-церебральной недостаточностью. — Томск, 1984.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика уровня липидов при лечении ЭГ для всей группы в целом по сравнению с исходным уровнем.

Скачать (384KB)
3. Рис. 2. Динамика ААТ в сыворотке больных ИБС под действием ЭГ.

Скачать (553KB)

© Эко-Вектор, 2001


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.