Применение деминерализованного костного брефоматрикса при лечении околокорневых кист и кистогранулем челюстей в амбулаторных условиях

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время все шире используется аллопластика различных дефектов челюстей после хирургических амбулаторных вмешательств. Ряд авторов при этом отдают предпочтение переработанной плодовой кости человека в качестве пластического материала. Имея низкую антигенность, высокие остеоиндуктивные свойства и значительную устойчивость к инфекции, брефокость вполне отвечает требованиям, предъявляемым к пластическому материалу. В литературе также имеются сообщения об успешном применении деминерализованных брефокостных трансплантатов для заполнения различных послеоперационных дефектов челюстей. Наряду с перечисленными выше положительными свойствами брефокости так называемый деминерализованный костный брефоматрикс (ДКБМ) обладает большой эластичностью. Это облегчает процесс моделирования трансплантата и повышает качество заполнения послеоперационных костных полостей различной конфигурации.

Полный текст

В настоящее время все шире используется аллопластика различных дефектов челюстей после хирургических амбулаторных вмешательств. Ряд авторов при этом отдают предпочтение переработанной плодовой кости человека в качестве пластического материала [2—4]. Имея низкую антигенность, высокие остеоиндуктивные свойства и значительную устойчивость к инфекции, брефокость вполне отвечает требованиям, предъявляемым к пластическому материалу. В литературе также имеются сообщения об успешном применении деминерализованных брефокостных трансплантатов для заполнения различных послеоперационных дефектов челюстей [1]. Наряду с перечисленными выше положительными свойствами брефокости так называемый деминерализованный костный брефоматрикс (ДКБМ) обладает большой эластичностью. Это облегчает процесс моделирования трансплантата и повышает качество заполнения послеоперационных костных полостей различной конфигурации.
Мы применяли деминерализованный костный брефоматрикс, консервированный в 0,5% растворе формалина, для заполнения послеоперационных дефектов при хирургическом лечении околокорневых кист и кистогранулем челюстей.
В ходе исследования все больные были разделены на две группы: основную (27) и контрольную (26). Всего прооперировано 53 человека в возрасте от 19 до 52 лет. Из них у 28 была околокорневая киста, у 25— кистогра ыулема челюсти. У 46 больных патологический процесс локализовался на верхней челюсти, у 7— на нижней. Оперативное вмешательство сделано амбулаторно, в условиях операционной.
В основной группе больных после удаления кистозной оболочки, ее содержимого и резекции верхушек корней производили ультразвуковую обработку (УЗ) послеоперационной костной полости с целью более эффективной антимикробной обработки воспринимающего костного ложа. Озвучивали на УЗ-генераторе УРСК-7Н-18 при помощи цилиндрических волноводов через 0,2% раствор хлоргексидина в течение 1 —1,5 минут с амплитудой 30—35 мкм и частотой 26,3—26,9 кГц. |После этого высушенную костную полость заполняли измельченным пластинчатым трансплантатом из ДКБМ, уплотняли штопфером и достигали гемостаза. На рану накладывали швы из полиамидной нити. В послеоперационном периоде при наличии признаков нагноения операционной раны назначали сульфаниламиды и антибиотики перорально в сочетании с физиотерапией. У больных контрольной группы УЗ-обработку раны и какую либо пластику послеоперационных дефектов не производили.
Осложнения в виде нагноения операционной раны мы отметили у одного (3,7%) больного основной группы и у 2 (7,6%) — в контроле. Случаев отторжения брефотрансплантата не наблюдали. Сроки нетрудоспособности больных после операции в обеих группах варьировали от 3 до 6 дней. Отдаленные результаты прослежены клинически и рентгенологически в сроки от 3 месяцев до 2 лет. По данным рентгенологического обследования, сроки репаративной регенерации кости на месте бывшего дефекта у больных основной группы заметно сокращались. Так, к исходу 4—6 месяцев на контрольных рентгенограммах определялось полноценное замещение места бывшего дефекта кости новообразованной костной тканью. Рентгенологически регенерат имел мелкопетлистый вид и визуально не отличался от окружающей костной ткани. У больных контрольной группы эти процессы заканчивались к исходу 9— 15 месяцев.
Мы полагаем, что деминерализованный костный брефоматрикс является вполне приемлемым костнопластическим материалом для заполнения послеоперационных дефектов челюстей в амбулаторных условиях. По видимому, благодаря устойчивости ДКБМ к инфекции и использованию низкочастотного ультразвука, воспалительные осложнения возникают довольно редко. Кроме того, высокие остеоиндуктивные свойства ДКБМ значительно ускоряют процессы репаративной регенерации. Следовательно, данный костнопластический материал можно рекомендовать для широкого применения в амбулаторной стоматологической практике.

×

Об авторах

В. Е. Самсонов

Самарский медицинский институт имени Д. И. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Л. Т. Волова

Самарский медицинский институт имени Д. И. Ульянова

Email: info@eco-vector.com
Россия

М. В. Васильев

Самарский медицинский институт имени Д. И. Ульянова

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Волова Л. Т., Трунин Д. А. Новые технические решения в стоматологии.— Куйбышев, 1990.
  2. Паникаровский В. В., Григорьян А. С., Семкин В. А. и др. Стоматология —1988.— № 6,—С. 22—24.
  3. Розколупа А. А. Костная брефопласти ка дефектов челюстей в амбулаторных условиях: Автореф. дисс. канд. мед. наук—Калинин, 1989.
  4. Татинцян В. Г., Андриасян Л. Г., Дадурян П. А. Труды ЦНИС.—М., 1989.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Самсонов В.Е., Волова Л.Т., Васильев М.В., 1993

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.