Влияние текущей учебной нагрузки и экзаменов на характер реакций симпатико-адреналовой системы студентов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Задачей данной работы было изучение экскреции адреналина и норадреналина с мочой, содержания глюкозы в крови и определение температуры кожи кисти студентов на разных этапах учебного процесса. Одновременное изучение указанных показателей, на наш взгляд, является оправданным исходя из биохимических эффектов катехоламинов—стимуляции гликогенолиза и липолиза, повышения уровня глюкозы в крови, а также дальнейшего ее использования тканями на энергетические нужды.

Полный текст

Задачей данной работы было изучение экскреции адреналина и норадреналина с мочой, содержания глюкозы в крови и определение температуры кожи кисти студентов на разных этапах учебного процесса. Одновременное изучение указанных показателей, на наш взгляд, является оправданным исходя из биохимических эффектов катехоламинов—стимуляции гликогенолиза и липолиза, повышения уровня глюкозы в крови, а также дальнейшего ее использования тканями на энергетические нужды.

Нами были обследованы 93 практически здоровые студентки в возрасте 17—19 лет, обучающиеся на первом курсе биолого-химического факультета Марийского университета. Фактический материал был собран в реальных условиях сдачи экзаменов и во время учебных занятий межсессионного периода.

Содержание катехоламинов определяли в утренней моче 11 студенток-первокурсниц в ноябре (контроль) и январе (период сессии). Концентрацию глюкозы в крови исследовали у 73 первокурсниц в день экзамена — до получения экзаменационного билета и сразу же после окончания ответа. Температуру кожи тыльной поверхности кисти измеряли у 20 студенток до и после сдачи экзамена.

Исследование уровня катехоламинов проводили по методу Э. М. Матлиной, З. М. Киселевой, И. Э. Софиевой с использованием электрофлюориметра. Содержание глюкозы в крови определяли ортотолуидиновым методом Фрифа и Гольдмайра, температуру кожи — электротермометром ТПЭМ-1.

В ноябре средний уровень экскреции адреналина в утренней моче студенток составил 0,18±0,05 нмоль/ч, норадреналина — 3,62±0,59 нмоль/ч. Индивидуальные колебания концентраций адреналина были от 0,04 до 2,05 нмоль/ч. У 5 из 11 студенток уровень экскреции адреналина равнялся 0,16—0,33, у 4—0,04—0,11 и у 2—0,38—2,05 нмоль/ч.

Индивидуальные колебания уровня экскреции норадреналина в данный период были от 0 до 9,2 нмоль/ч. У 3 студенток его наличие не выявлено. Экскреция норадреналина, равная 0,59—2,95 нмоль/ч, была установлена у 4 студенток, 3,55— 5,91 — у одной, 6,50—9,18—у 3.

В зимнюю сессию в день экзамена имело место достоверное (Р<0,001) увеличение экскреции адреналина в утренней моче в 1,8 раза (максимальное увеличение— в 3,6 раза). Средняя экскреция—0,32±0,09 нмоль/ч. Индивидуальные колебания экскреции уровня адреналина находились в пределах 0,05—0,97 нмоль/чу в частности от 0,05 до 0,11—у 3 лиц, от 0,16 до 0,33 — у 2, от 0,33 до 0,44 — у 3, от 0,49 до 0,97 — у 3. Следовательно, наличие стрессорных факторов - (психологическая неподготовленность к экзаменам, трудность предмета, боязнь получить нежелательную оценку и т. д.) в день сдачи экзамена вызывает повышение экскреции адреналина с мочой.

Что касается норадреналина, то статистически достоверных различий в его содержании на данных этапах учебного процесса не обнаружено. Средняя экскреция адреналина в период сессии была 3,55±0,41 нмоль/ч, то есть по сравнению с межсессионным периодом его количество почти не изменилось (3,62±0,59 нмоль/ч). Однако если во время учебных занятий в моче 3 студенток норадреналин не был определен, то в день экзамена он был у всех 11 студенток. Его минимальная экскреция составляла 2,07, максимальная — 5,27 нмоль/ч.

Активная умственная деятельность в условиях стрессовой ситуации способствует более выраженной экскреции адреналина, чем норадреналина. Есть мнение, что увеличение экскреции норадреналина наблюдается только при достаточно высоком психоэмоциональном напряжении [1]. Наши данные об изменении характера реакций симпатико-адреналовой системы студентов в условиях нервно-эмоционального напряжения согласуются с выводами P. С. Япеева [2], который выявил активацию симпатико-адреналовой системы на вступительных и курсовых экзаменах.

Наиболее высокое содержание катехоламинов установлено у абитуриентов при сдаче первого конкурсного экзамена. При сдаче первого курсового экзамена уровень содержания адреналина и норадреналина был также высоким, но оставался несколько ниже, чем у абитуриентов при сдаче первого вступительноого экзамена. Следовательно, в изменившихся условиях среды катехоламины способствуют мобилизации резервных сил организма.

Содержание глюкозы в крови первокурсниц до получения экзаменационного билета по ботанике составило в среднем 5,13±0,21 ммоль/л. Индивидуальные колебания находились в пределах 3,46—6,66 ммоль/л; у 8 студенток—3,46—3,88, у 14—3,94—4,44, у 13—4,50—5,00, у 20—5,05—5,55, у 13—5,61—6,11 и у 5—6,16—6,66 ммоль/л.

Таким образом, нами установлен разнонаправленный характер изменений содержания глюкозы в крови: у 5 из 73 студенток ее концентрация была выше нижней границы общепринятой нормы (4,00 ммоль/л) и у 5 — несколько выше ее.

При исследовании крови, взятой на анализ сразу же после сдачи экзамена, она без изменений. Таким образом, после экзамена у большинства студенток наблюдалось снижение температуры кожи.

Сопоставление показателей экскреции с мочой катехоламинов, содержания глюкозы в крови и температуры кожи позволяет отметить однонаправленный характер изменений, свидетельствующий о значительном нервно-эмоциональном напряжении организма студентов. Длительные функциональные расстройства, усугубляясь, могут стать причиной нарушения здоровья студентов.

×

Об авторах

А. А. Камаева

Марийский университет; Марийский педагогический институт

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

М. В. Суханова

Марийский университет; Марийский педагогический институт

Email: info@eco-vector.com
Россия

А. Л. Браунагель

Марийский университет; Марийский педагогический институт

Email: info@eco-vector.com
Россия

А. Я. Кожевникова

Марийский университет; Марийский педагогический институт

Email: info@eco-vector.com
Россия

С. С. Халетова

Марийский университет; Марийский педагогический институт

Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Томашевская Л. И. Врач. дело, 1972, 8, 135.
  2. Ялеев P. С. Гуморально-гормональные показатели вегетативных реакций у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов. Автореф. канд. дисс., Казань, 1983.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1986 Камаева А.А., Суханова М.В., Браунагель А.Л., Кожевникова А.Я., Халетова С.С.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах