Некоторые социально-медицинские аспекты производственных травм со смертельным исходом в агропромышленном комплексе
- Авторы: Нуштаев И.А.1, Арутюнова З.А.1
-
Учреждения:
- Саратовский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 79, № 6 (1998)
- Страницы: 456-457
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 10.04.2021
- Статья одобрена: 10.04.2021
- Статья опубликована: 15.11.1998
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/65017
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj65017
- ID: 65017
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социально-медицинские особенности производственных травм с летальным исходом в агропромышленном комплексе (АПК) изучены по материалам специального расследования, проведенного в Саратовский области. Статистическая совокупность составила 940 человек. Результаты исследования показали, что уровень смертельного травматизма был максимальным в строительных подразделениях АПК (3,39±0,34 случая на 10 тыс. работающих).
Ключевые слова
Полный текст
Социально-медицинские особенности производственных травм с летальным исходом в агропромышленном комплексе (АПК) изучены по материалам специального расследования, проведенного в Саратовский области. Статистическая совокупность составила 940 человек. Результаты исследования показали, что уровень смертельного травматизма был максимальным в строительных подразделениях АПК (3,39±0,34 случая на 10 тыс. работающих). Аналогичный показатель в колхозах был ниже в 1,1 раза (t=0,9), в совхозах — в 1,3 раза (t=2,3), в птицеводстве — в 2 раза (t=3), в молочной промышленности — в 2,1 раза (t=2,5), в мясной промышленности — в 3 раза (t=4,1).
Выявлены наиболее часто повторяющиеся причины и обстоятельства, из-за которых происходят несчастные случаи с летальным исходом. Так, в агропромстрое, на птицефабриках и в молочной промышленности чаще всего наблюдаются организационные причины травм, а в сельском хозяйстве и в мясной промышленности — личные, причем среди мужчин в 23 раза чаще, чем среди женщин (Р <0,001). Высокая частота травм со смертельным исходом у мужчин по сравнению с женщинами объясняется тем, что первые выполняют более тяжелые и опасные работы. Кроме того, для представителей мужского пола характерны нарушение правил техники безопасности (в 13 раз чаще, чем среди женщин) и вредные привычки (алкогольное опьянение).
При сопоставлении возрастного состава умерших выяснилось, что коэффициент частоты в разных группах был следующим: до 20 лет — 2,60±0,61, от 20 до 29 лет — 3,20±0,50, от 30 до 39 — 3,06±0,54, от 40 до 49 лет — 3,23±0,66, от 50 до 59 — 3,31±0,62, 60 лет и старше — 3,09±0,66 на 10 тысяч работающих.
Между частотой травматизма и возрастом пострадавших существует прямая корреляция, поскольку механизмы защиты и регуляции у людей старшего поколения ослаблены, коэффициент парной детерминации равен 69%. У работающих моложе 20 лет экстремум несчастных случаев имеет место через 6 часов от начала рабочего цикла (25,9%), у 30— 39-летних — через 4 часа (15,3%), у 50— 59-летних — через 4 часа (15,3%), у лиц 60 лет и старше — через один час (16%).
Квалификация пострадавших, как правило, была невысокой. Между уровнем квалификации рабочих и частотой травматизма существует обратная, высокой степени корреляция. Выборочный коэффициент корреляции был равен 0,71±0,23 при t=2. Коэффициент парной детерминации составлял 50%. Среди основных мероприятий по снижению травматизма с летальным исходом следует отметить роль повышения квалификации работающих в АПК.
Максимум несчастных случаев наблюдался среди механизаторов — 7,76±0,41 на 10 тыс. работающих, что превышало средний показатель по профессиям в 2,5 раза, разность была достоверной (t=11,3); среди водителей — 7,17±0,55 (превышение в 2,3 раза, t=7); среди рабочих-ремонтников — 5,56±0,61 (превышение в 1,6 раза, t=4).
Чаще всего несчастные случаи имели место у работающих, имевших начальное (0,018±0,002 случаев), неполное среднее (0,030 ±0,002) и среднее образование (0,031±0,001 травм) на 100 человек. У лиц с высшим образованием частота травм была в 2 раза ниже (0,015±0,025).
В структуре летальных исходов превалировали механические травмы. Множественные повреждения отмечались в 49,3% случаев, сочетанные — в 11,8%, травмы головы — в 12%, нижних конечностей — в 5,9%.
В лечебных учреждениях погибли 8,7% пострадавших: 1,3% из них — в первые 6 часов от госпитализации, 1,8% — с 6 до 24 часов, 2,3% — с 24 до 72 часов, 1,4% — через неделю, 1,4% — от недели до месяца, 0,5% — спустя один месяц.
Во время транспортировки умерли 3,7% пострадавших, непосредственно же на месте происшествия — 87,6%. Необходимо значительно улучшить организацию и качество оказания первой помощи и транспортировки больных путем обучения работающих приемам само- и взаимопомощи, организации повсеместно санитарных постов, оснащения медицинских пунктов современными средствами оказания первой медицинской помощи при травмах.
Анализ статистического материала показывает, что более чем в половине случаев (57,7%) травмирующим фактором выступали транспортные средства. Наиболее распространенными травма-тическимим ситуациями были опрокидывание транспорта, наезд транспортных средств на людей, столкновения транспорта, утопления работающих в воде, прикосновение людей к токоведущим частям, травматический контакт с пламенем, паром и другими термическими факторами.
В АПК Поволжья имеется неблагоприятная тенденция к повышению уровня производственного травматизма со смертельным исходом. Большая часть травм происходит из-за алкогольного опьянения работников, их неосторожности и невнимательности, вследствие нарушения правил техники безопасности и дорожного движения. Следовательно, большая часть причин несчастных случаев является устранимой. В борьбе с летальными исходами основное внимание нужно направить на ликвидацию условий и обстоятельств возникновения травм. Поэтому одним из главных факторов снижения числа несчастных случаев следует считать полную регистрацию, глубокое и квалифицированное расследование каждого случая травмы с летальным исходом, безотлагательное принятие мер по предупреждению подобных случаев.
Особая роль в профилактике транспортного травматизма на производстве принадлежит органам здравоохранения. От них зависят повышение качества предрейсовых медицинских осмотров водителей и механизаторов, контроль за состоянием здоровья, разработка научно обоснованных медицинских противопоказаний для управления транспортом (составление профессиограмм, с учетом психофизиологических особенностей личности), пропаганда здорового образа жизни, особенно антиалкогольная.
Об авторах
И. А. Нуштаев
Саратовский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Профессор, заведующий курсом истории медицины
Россия, СаратовЗ. А. Арутюнова
Саратовский государственный медицинский университет
Email: info@eco-vector.com
Курс истории медицины
Россия, СаратовСписок литературы
Дополнительные файлы
