Использование граф логической структуры для обучения и контроля знании студентов на практических занятиях и лекциях по микробиологии
- Авторы: Усманова С.А.1
-
Учреждения:
- Медицинский институт им. С. В. Курашова
- Выпуск: Том 61, № 2 (1980)
- Страницы: 73-75
- Тип: Статьи
- Статья получена: 21.03.2021
- Статья одобрена: 21.03.2021
- Статья опубликована: 31.03.1980
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63870
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63870
- ID: 63870
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проанализированы результаты применения граф логической структуры на кафедре микробиологии. Продемонстрирована достоверная разница в усвоении учебного материала на практических занятиях и лекциях по сравнению с традиционными методами обучения и контроля.
Ключевые слова
Полный текст
Проанализированы результаты применения граф логической структуры на кафедре микробиологии. Продемонстрирована достоверная разница в усвоении учебного материала на практических занятиях и лекциях по сравнению с традиционными методами обучения и контроля.
Ключевые слова: микробиология, граф логическая структура.
3 таблицы. Библиография: 4 названия.
На кафедре микробиологии составлены методические пособия с применением графлогических структур (ГЛС) для практических занятий по вирусологии и ряду других тем.
Метод создания ГЛС по изучаемым темам имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными приемами изложения нового материала на практических занятиях и лекциях. Он дает возможность унифицировать преподавание, отобрать из большого- фактического материала по теме необходимый и обязательный набор учебных элементов, соответствующий модели специалиста, выделить среди них основные, наиболее важные или трудноусвояемые элементы; определяет оптимальное последовательное расположение материала; исключает дублирование; обеспечивает однозначность проведения занятия. Устанавливая истоки знаний и выход их, граф логической структуры позволяет выявить межтемные и межпредметные связи, определить и четко сформулировать цель занятия, его результат, уровень усвоения основных учебных элементов, дать характеристику знаний по новизне. Все это помогает студентам сознательно изучать материал, способствует формированию мотивации, т. е. внутреннего побуждения к изучению данной темы. Применение метода ГЛС облегчает возможность управления самостоятельной работой студентов. Воспроизведение студентами ГЛС — структур в учебных тетрадях способствует усилению восприятия информации, поскольку наряду со слуховым анализатором в запоминании и усвоении материала участвует и зрительная память [4].
ГЛС является удобной формой для построения программы объективного контроля знаний студентов, а следовательно, и эффективности преподавания.
Целью наших исследований явилась проверка эффективности обучения с использованием ГЛС на практических занятиях по темам «Питание микроорганизмов» и «Морфология, ультра структура и химический состав вирусов» и на лекции «Природа и ультраструктура вирусов».
Под наблюдением было 156 студентов. При обучении 73 из них применялись традиционные методы преподавания (контрольная группа), 83 студентам на практических занятиях давали ГЛС учебного материала (30 студентам — по теме «Питание микроорганизмов» и 53 —по теме «Морфология, ультраструктура и химический- состав вирусов»).
Методика контроля заключалась в следующем. Обеим группам студентов задавали вопросы, связанные с основными учебными элементами по темам, отраженными в- ГЛС. Письменные ответы студентов оценивали по пятибалльной системе, а также путем вычисления процента правильных ответов и коэффициента знаний по формуле
Т = а` / а
а где а' — число правильных ответов, а — общее число вопросов [3].
Полученные данные подвергнуты статистической обработке [2]. В табл. 1 представлены вопросы по теме «Питание микроорганизмов». Цель занятия: научить студентов готовить питательные среды для микробов. Истоки: кафедры биологии и биохимии. Выход: бактериологическая лаборатория, клиника инфекционных болезней. Конечная цель: познание. II и III степени, умение самостоятельно приготовить питательные среды, различать среды и знать их назначение.
Результаты контроля знаний студентов по теме «Питание микробов»
при традиционных приемах обучения и с использованием ГЛС темы на практическом
занятии
Вопросы | Процент травильных ответов | Р | ||
опыт (30 чел.) | Контроль (34 чел.) | |||
1. | Типы питания | 100 | 92 | 0,01 |
2. | Основные требования к питательным средам. | 96 | 87 | 0,01 |
3. | Основные питательные среды | 84 | 100 | 0,01 |
4. | Дифференциально-диагностические среды | 80 | 30 | 0,01 |
5. | Классификация сред | 100 | 98 | 0,01 |
Средний процент правильных ответов | 92 | 81 |
| |
Коэффициент усвоения | 0,84 | 0,66 |
| |
Средний балл | 4,1 | 3,4 |
|
В табл. 2 приведены вопросы по теме «Ультраструктура и химический состав вирусов». Цель занятия: ознакомить студентов с морфологией и функциями отдельных структурных элементов вирусов. Истоки: общая микробиология. Выход: вирусология. Конечная цель: познание I и II степени, узнавание вирусов и их дифференцировка.
Таблица 2
Результаты контроля знаний студентов по теме практического занятия
«Морфология и ультраструктура вирусов» при традиционных приемах обучения
и с использованием ГЛС
Вапросы | Процент положительных ответов | р | |
опыт (53 чел.) | Контроль (39 чел.) | ||
1. Формы существования вирусов | 97 | 71 | <0,01 |
2. Химический состав вирусов | 98 | 50 | <0,01 |
3. Типы симметрии | 85 | 711 | <0,01 |
4. Размеры вирусов | 79 | 68 | <0,01 |
5. Морфология | 85 | 71 | <0,01 |
6. Структурные элементы | 82 | 53 | <0,01 |
7. Функции отдельных структурных элементов | 82 | 38 | <0,01 |
Средний процент правильных ответов | 87 | 63 |
|
Коэффициент усвоения | 0,81 | 0,67 |
|
Средний балл | 4,4 | 3,9 |
|
Из табл. 1 и 2 видно, что коэффициент усвоения в тех группах, где применялись ГЛС, составил соответственно 0,84 и 0,84, тогда как в контрольных группах — 0,66 и 0,67. Средний процент правильных ответов — 92 и 87, а в контрольных группах — 81 и 63 (Р<0,01). Средний балл также был выше в основной группе (соответственно 4,1 и 4,4 при 3,4 и 3,9 в контрольных группах).
В табл. 3 представлен результат анонимного анкетного опроса студентов по материалу лекции на тему «Природа и ультраструктура вирусов». Анализ знаний студентов по теме лекции показал хорошую усвояемость лекционного материала. Коэффициент усвоения составил 0,71, средний балл был равен 3,9, процент усвояемости — 66. Наши выводы не противоречат данным- литературы. Так, социологические эксперименты, проведенные в Ленинградском институте им. Герцена и в санитарно-гигиеническом медицинском институте, показали, что при традиционном методе обучения студенты страдают от информационной перегрузки и имеют недостаточную академическую успеваемость. Для повышения успеваемости и усвояемости лекционного материала рекомендовано оборудование лекционного зала техническими средствами обучения, аппаратурой для обратной связи и т. д. [1, 4].
Таблица-3
Результаты контроля знаний студентов по теме лекции
«Природа и ультраструктура вирусов» при традиционных приемах обучения
и с использованием ГЛС
Вопросы | % правильных ответов | |
опыт | контроль | |
1. Формы существования вирусов | 71 | — |
2. Типы симметрии | 71 | — |
3. Размеры вирусов | 68 | — |
4. Отличия вирусов от других микроорганизмов | 66 | — |
5. Структурные элементы вириона | 53 | — |
6. Теории происхождения вирусов | 43 | — |
7. Функции отдельных структурных элементов вириона . | 38 | — |
8. Химический состав вириона | 50 | — |
9. Морфология | 33 | — |
Коэффициент усвоения | 0,71 | 0,50 |
Средний процент положительных ответов | 66 | 50 |
Средний балл | 3,9 |
|
Следовательно, использование ГЛС на практических занятиях и. лекциях, а также для контроля знаний студентов повышает эффективность преподавания по сравнению с традиционными методами обучения и контроля. Контроль знаний унифицируется и потому позволяет дать объективную их оценку.
Об авторах
С. А. Усманова
Медицинский институт им. С. В. Курашова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра микробиологии
РоссияСписок литературы
- Бабичев В. А. В кн. : Тез. докл. к I Республиканской учебно-методической конференции заведующих кафедрами эпидемиологии, инфекционных болезней, микробиологии медицинских и фармацевтических институтов РСФСР. Рязань, 1974
- Лашков К. В., Поляков Л. Е. В кн. : Методические вопросы санитарной и медицинской статистики. М., Медицина, 1965.
- Михайловский М. С., Гаджимирзаев Г. А., Алиева И. С., Асадуллаева X. М В кн. : Тез. докл. конференции «Научные основы организации учебного процесса». Казань, 1976— 4. Смирнова А. М., Верб Л. Я., Рангстрем К. Г. Там же.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)