Use of a logical structure graph for teaching and monitoring students' knowledge in practical classes and lectures on microbiology
- Authors: Usmanova S.A.1
-
Affiliations:
- Medical Institute. S. V. Kurashova
- Issue: Vol 61, No 2 (1980)
- Pages: 73-75
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63870
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63870
- ID: 63870
Cite item
Full Text
Abstract
The results of the application of the logical structure graph at the Department of Microbiology are analyzed. A significant difference in the assimilation of educational material in practical classes and lectures in comparison with traditional methods of teaching and control has been demonstrated.
Keywords
Full Text
Проанализированы результаты применения граф логической структуры на кафедре микробиологии. Продемонстрирована достоверная разница в усвоении учебного материала на практических занятиях и лекциях по сравнению с традиционными методами обучения и контроля.
Ключевые слова: микробиология, граф логическая структура.
3 таблицы. Библиография: 4 названия.
На кафедре микробиологии составлены методические пособия с применением графлогических структур (ГЛС) для практических занятий по вирусологии и ряду других тем.
Метод создания ГЛС по изучаемым темам имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными приемами изложения нового материала на практических занятиях и лекциях. Он дает возможность унифицировать преподавание, отобрать из большого- фактического материала по теме необходимый и обязательный набор учебных элементов, соответствующий модели специалиста, выделить среди них основные, наиболее важные или трудноусвояемые элементы; определяет оптимальное последовательное расположение материала; исключает дублирование; обеспечивает однозначность проведения занятия. Устанавливая истоки знаний и выход их, граф логической структуры позволяет выявить межтемные и межпредметные связи, определить и четко сформулировать цель занятия, его результат, уровень усвоения основных учебных элементов, дать характеристику знаний по новизне. Все это помогает студентам сознательно изучать материал, способствует формированию мотивации, т. е. внутреннего побуждения к изучению данной темы. Применение метода ГЛС облегчает возможность управления самостоятельной работой студентов. Воспроизведение студентами ГЛС — структур в учебных тетрадях способствует усилению восприятия информации, поскольку наряду со слуховым анализатором в запоминании и усвоении материала участвует и зрительная память [4].
ГЛС является удобной формой для построения программы объективного контроля знаний студентов, а следовательно, и эффективности преподавания.
Целью наших исследований явилась проверка эффективности обучения с использованием ГЛС на практических занятиях по темам «Питание микроорганизмов» и «Морфология, ультра структура и химический состав вирусов» и на лекции «Природа и ультраструктура вирусов».
Под наблюдением было 156 студентов. При обучении 73 из них применялись традиционные методы преподавания (контрольная группа), 83 студентам на практических занятиях давали ГЛС учебного материала (30 студентам — по теме «Питание микроорганизмов» и 53 —по теме «Морфология, ультраструктура и химический- состав вирусов»).
Методика контроля заключалась в следующем. Обеим группам студентов задавали вопросы, связанные с основными учебными элементами по темам, отраженными в- ГЛС. Письменные ответы студентов оценивали по пятибалльной системе, а также путем вычисления процента правильных ответов и коэффициента знаний по формуле
Т = а` / а
а где а' — число правильных ответов, а — общее число вопросов [3].
Полученные данные подвергнуты статистической обработке [2]. В табл. 1 представлены вопросы по теме «Питание микроорганизмов». Цель занятия: научить студентов готовить питательные среды для микробов. Истоки: кафедры биологии и биохимии. Выход: бактериологическая лаборатория, клиника инфекционных болезней. Конечная цель: познание. II и III степени, умение самостоятельно приготовить питательные среды, различать среды и знать их назначение.
Результаты контроля знаний студентов по теме «Питание микробов»
при традиционных приемах обучения и с использованием ГЛС темы на практическом
занятии
Вопросы | Процент травильных ответов | Р | ||
опыт (30 чел.) | Контроль (34 чел.) | |||
1. | Типы питания | 100 | 92 | 0,01 |
2. | Основные требования к питательным средам. | 96 | 87 | 0,01 |
3. | Основные питательные среды | 84 | 100 | 0,01 |
4. | Дифференциально-диагностические среды | 80 | 30 | 0,01 |
5. | Классификация сред | 100 | 98 | 0,01 |
Средний процент правильных ответов | 92 | 81 |
| |
Коэффициент усвоения | 0,84 | 0,66 |
| |
Средний балл | 4,1 | 3,4 |
|
В табл. 2 приведены вопросы по теме «Ультраструктура и химический состав вирусов». Цель занятия: ознакомить студентов с морфологией и функциями отдельных структурных элементов вирусов. Истоки: общая микробиология. Выход: вирусология. Конечная цель: познание I и II степени, узнавание вирусов и их дифференцировка.
Таблица 2
Результаты контроля знаний студентов по теме практического занятия
«Морфология и ультраструктура вирусов» при традиционных приемах обучения
и с использованием ГЛС
Вапросы | Процент положительных ответов | р | |
опыт (53 чел.) | Контроль (39 чел.) | ||
1. Формы существования вирусов | 97 | 71 | <0,01 |
2. Химический состав вирусов | 98 | 50 | <0,01 |
3. Типы симметрии | 85 | 711 | <0,01 |
4. Размеры вирусов | 79 | 68 | <0,01 |
5. Морфология | 85 | 71 | <0,01 |
6. Структурные элементы | 82 | 53 | <0,01 |
7. Функции отдельных структурных элементов | 82 | 38 | <0,01 |
Средний процент правильных ответов | 87 | 63 |
|
Коэффициент усвоения | 0,81 | 0,67 |
|
Средний балл | 4,4 | 3,9 |
|
Из табл. 1 и 2 видно, что коэффициент усвоения в тех группах, где применялись ГЛС, составил соответственно 0,84 и 0,84, тогда как в контрольных группах — 0,66 и 0,67. Средний процент правильных ответов — 92 и 87, а в контрольных группах — 81 и 63 (Р<0,01). Средний балл также был выше в основной группе (соответственно 4,1 и 4,4 при 3,4 и 3,9 в контрольных группах).
В табл. 3 представлен результат анонимного анкетного опроса студентов по материалу лекции на тему «Природа и ультраструктура вирусов». Анализ знаний студентов по теме лекции показал хорошую усвояемость лекционного материала. Коэффициент усвоения составил 0,71, средний балл был равен 3,9, процент усвояемости — 66. Наши выводы не противоречат данным- литературы. Так, социологические эксперименты, проведенные в Ленинградском институте им. Герцена и в санитарно-гигиеническом медицинском институте, показали, что при традиционном методе обучения студенты страдают от информационной перегрузки и имеют недостаточную академическую успеваемость. Для повышения успеваемости и усвояемости лекционного материала рекомендовано оборудование лекционного зала техническими средствами обучения, аппаратурой для обратной связи и т. д. [1, 4].
Таблица-3
Результаты контроля знаний студентов по теме лекции
«Природа и ультраструктура вирусов» при традиционных приемах обучения
и с использованием ГЛС
Вопросы | % правильных ответов | |
опыт | контроль | |
1. Формы существования вирусов | 71 | — |
2. Типы симметрии | 71 | — |
3. Размеры вирусов | 68 | — |
4. Отличия вирусов от других микроорганизмов | 66 | — |
5. Структурные элементы вириона | 53 | — |
6. Теории происхождения вирусов | 43 | — |
7. Функции отдельных структурных элементов вириона . | 38 | — |
8. Химический состав вириона | 50 | — |
9. Морфология | 33 | — |
Коэффициент усвоения | 0,71 | 0,50 |
Средний процент положительных ответов | 66 | 50 |
Средний балл | 3,9 |
|
Следовательно, использование ГЛС на практических занятиях и. лекциях, а также для контроля знаний студентов повышает эффективность преподавания по сравнению с традиционными методами обучения и контроля. Контроль знаний унифицируется и потому позволяет дать объективную их оценку.
About the authors
S. A. Usmanova
Medical Institute. S. V. Kurashova
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Department of Microbiology
Russian Federation