Об улучшении организации и культуры медицинского обслуживания детей
- Авторы: Колчин Г.А.1, Щебланова Р.А.1, Мударисов В.Ш.1, Валеева З.В.1, Маслова Р.Г.1, Макаркина М.Д.1
-
Учреждения:
- Медицинский институт им. С. В. Курашова, городской отдел здравоохранения г. Набережные Челны ТАССР
- Выпуск: Том 61, № 1 (1980)
- Страницы: 68-70
- Тип: Статьи
- Статья получена: 19.03.2021
- Статья одобрена: 19.03.2021
- Статья опубликована: 31.01.1980
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63678
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63678
- ID: 63678
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Внедрение безрегистратурного метода поликлинического обслуживания, статистического бюро и пунктов связи в работу детских поликлиник города помогло обеспечить своевременный охват новорожденных врачебным патронажем, усовершенствовать учет заболеваемости детского населения, улучшить наблюдение за больными детьми и повысить качество диспансеризации.
Ключевые слова
Полный текст
Внедрение безрегистратурного метода поликлинического обслуживания, статистического бюро и пунктов связи в работу детских поликлиник города помогло обеспечить своевременный охват новорожденных врачебным патронажем, усовершенствовать учет заболеваемости детского населения, улучшить наблюдение за больными детьми и повысить качество диспансеризации.
Ключевые слова: детская поликлиника, НОТ.
1 таблица.
В детских лечебно-профилактических учреждениях г. Набережные Челны накоплен немалый опыт использования рациональных форм и методов организации труда медицинского персонала, который позволил улучшить качество и культуру медицинского обслуживания детей, увеличить производительность труда медицинских работников. Для внедрения в практику передовых методов науки и техники в детских поликлиниках созданы группы по НОТ, возглавляемые зам. главврачей учреждений.
В своей работе подразделения НОТ основываются на принципах этапности с изучением показателей деятельности лечебных учреждений, используется опыт других городов, статьи в медицинской печати.
Прежде всего перед группами НОТ была поставлена задача устранить очередь в регистратуре и на приеме у врача. Работу проводили в несколько этапов. Первоначально в регистратуре произведена перегруппировка Ф-112 по участкам, по годам рождения и алфавиту, что позволило сэкономить время регистраторов для нахождения форм 112 в картотеке.
На втором этапе организована самозапись вызовов на дом и предварительная самозапись на прием к врачам. Для этой цели заведены специальные папки с номерами участков, в которые вложены листки предварительной записи. Листки разделены на графы с указанием дня недели, часа, минуты приема, фамилии и имени ребенка, даты рождения, адреса. Все графы кроме первой заполняются родителями. Приводим пример заполнения листков предварительной записи.
Предварительная запись. Участок № 6. Врач — Л. А. Вазетдинова
Понедельник
Часы, минуты | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Адрес | Первичное обращение | Повторное обращение | Примечание |
8 ч 8 ч 10 м. 8 ч 20 м. 8 ч 30 м. | Петров Юра Иванов Петя | 1/Ѵ1976 г. 15/ІІІ-1975 г. | ул. Полевая, 13 ул. Маркса, д. 5, кв. 15 | первич. | повторно |
|
В папки вклеены памятки по заполнению листков предварительной самозаписи, а также указаны фамилия, имя, отчество врача, адрес и часы работы врача в течение недели. По листам самозаписи регистраторы откладывают Ф-112 на прием к врачу и, таким образом, посетители минуют регистратуру. Вначале эта форма была внедрена на 3 педиатрических участках в первой детской поликлинике (главврач В. Ш. Мударисов). Проведенный эксперимент на этих участках показал, что очередь на прием к врачам резко сократилась, это позволило распространить данный метод на все педиатрические участки города. Внедрение безрегистратурного метода дало возможность освободить по два регистратора в каждой поликлинике и использовать их в статистических кабинетах, созданных по методу Б. Т. Андриевского (г. Новокузнецк), для централизованной обработки всей медицинской документации. Форма 112 с данными, необходимыми для первичного учета, поступает в статистические кабинеты для дальнейшей обработки.
На заболевших детей первичные сведения переносятся на промежуточный учетный документ — сигнальную карту, в которой отражены номер участка, фамилия, имя, возраст ребенка, посещает ли он детское дошкольное учреждение и школу, дата заболевания, диагноз, даты последующих наблюдений, осмотра специалистами, выздоровления и дата взятия на диспансерный учет и даты последующих диспансерных наблюдений.
Сигнальная карта ведется в течение всего периода болезни ребенка, включая период реконвалесценции. Сигнальные карты хранятся в специальной картотеке, которая несет три раздела: I раздел делится по вертикали на ячейки соответственно количеству педиатрических участков и специалистов; II раздел — дни месяца, разделенный на 31 ячейку; III раздел включает в себя месяцы в году, разделенный на 12 ячеек. Предусмотрены ячейки для госпитализированных и направленных в стационар детей.
Первоначально ситальная карта помещается в ячейки второго раздела в зависимости от даты последующего наблюдения, указанного врачом в форме 112. Накануне указанной даты сигнальная карта переносится в первый раздел по участкам или по приемам специалистов, таким образом к началу следующего дня имеется плановое задание на нуждающихся в наблюдении детей.
Заполненные врачом формы 112 после осмотра больного ребенка (на дому или на приеме) передаются в тот же день в статистическое бюро, где медицинские статистики разыскивают сигнальную карту в первом разделе картотеки, производят перенос информации, и сигнальная карта вновь перемещается в ячейку второго раздела в соответствии с датой последующего наблюдения. В случае, если форма 112 не поступает на обработку в статистический кабинет, сигнальная карта, оставленная в той же ячейке, будет сигнализировать о невыполненном наблюдении и о необходимости принять меры к выяснению и устранению причин.
Формы 112 остаются в статистическом кабинете до полного выздоровления ребенка в специально выделенной для этой цели картотеке по участкам. При последующем наблюдении за ребенком регистраторы находят форму 112 в этой картотеке. В случае госпитализации детей, о чем узнает медстатистик через пункт связи, сигнальная карта перекладывается из ячейки «наблюдения» в ячейку «госпитализированных».
Пункты связи организованы во всех детских поликлиниках с целью улучшения преемственности между поликлиниками, стационарами и родильными домами города. Ежедневно с 9 до 10 ч старшая патронажная медицинская сестра собирает сведения по телефону из всех стационаров и родильных домов о поступивших и выписанных детях.
Данные о выписанных новорожденных заносятся в журнал вызовов участкового врача. В тот же день участковый врач посещает новорожденного на дому. Таким образом, патронаж новорожденных осуществляется, как правило, в первые два дня после выписки из роддома. Сведения о выписанных детях из стационаров также передаются участковой сети для своевременного наблюдения и взятия на диспансерный учет.
С внедрением элементов НОТ в практику детских поликлиник изменились показатели медицинского обслуживания детей (см. табл.).
Некоторые показатели медицинского обслуживания до и после введения элементов НОТ в детские поликлиники
Показатели | За 9 мес. 1977 г. | За 9 мес. 1978 г. |
Заболеваемость детского населения (на 1 тыс. детей) | 912,9 | 1176,4 |
Охват новорожденных врачебным патронажем в первые три дня | 95,4% | 99,2% |
Дородовой патронаж | 82,8% | 95,4% |
Часовая нагрузка участковых врачей на приеме | 6,7 | 5,3 |
Рост заболеваемости с 912,9 до 1176,4 и снижение часовой нагрузки участковых врачей с 6,7 до 5,3 чел в час мы объясняем достижением точного учета заболеваемости и осуществлением должного контроля руководством поликлиник за работой всех служб. Налаженная преемственность поликлиник с родильными домами через пункты связи позволила улучшить показатели дородового патронажа и охвата новорожденных врачебным патронажем.
Таким образом, внедрение в практику детских поликлиник предварительной самозаписи, безрегистратурного метода, организация пунктов связи и статистических кабинетов позволили сократить время пребывания ребенка в поликлинике в ожидании приема до 10—15 мин, а родителям иметь возможность выбора более удобного для них времени на прием к врачам; повысить своевременный охват новорожденных врачебным патронажем; улучшить учет заболеваемости детского населения, и качество наблюдения за больными детьми, оставленными дома; освободить врачей от заполнения ряда учетных форм; улучшить контроль за работой участковых педиатров со стороны заведующих отделениями и наладить должную преемственность поликлиник со стационарами, родильными домами и другими лечебными учреждениями города.
Об авторах
Г. А. Колчин
Медицинский институт им. С. В. Курашова, городской отдел здравоохранения г. Набережные Челны ТАССР
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения
РоссияР. А. Щебланова
Медицинский институт им. С. В. Курашова, городской отдел здравоохранения г. Набережные Челны ТАССР
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения
РоссияВ. Ш. Мударисов
Медицинский институт им. С. В. Курашова, городской отдел здравоохранения г. Набережные Челны ТАССР
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения
РоссияЗ. В. Валеева
Медицинский институт им. С. В. Курашова, городской отдел здравоохранения г. Набережные Челны ТАССР
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения
РоссияР. Г. Маслова
Медицинский институт им. С. В. Курашова, городской отдел здравоохранения г. Набережные Челны ТАССР
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения
РоссияМ. Д. Макаркина
Медицинский институт им. С. В. Курашова, городской отдел здравоохранения г. Набережные Челны ТАССР
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения
РоссияСписок литературы
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)