Improving the organization and culture of medical care for children
- Authors: Kolchin G.A.1, Sheblanova R.A.1, Mudarisov V.S.1, Valeeva Z.V.1, Maslova R.G.1, Makarkina M.D.1
-
Affiliations:
- Medical Institute. S. V. Kurashova, city health department of Naberezhnye Chelny, TASSR
- Issue: Vol 61, No 1 (1980)
- Pages: 68-70
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63678
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63678
- ID: 63678
Cite item
Full Text
Abstract
The introduction of a non-registration method of polyclinic services, statistical bureaus and contact points in the work of children's polyclinics in the city helped to ensure timely coverage of newborns with medical patronage, improve the registration of the morbidity of the child population, improve monitoring of sick children and improve the quality of clinical examination.
Keywords
Full Text
Внедрение безрегистратурного метода поликлинического обслуживания, статистического бюро и пунктов связи в работу детских поликлиник города помогло обеспечить своевременный охват новорожденных врачебным патронажем, усовершенствовать учет заболеваемости детского населения, улучшить наблюдение за больными детьми и повысить качество диспансеризации.
Ключевые слова: детская поликлиника, НОТ.
1 таблица.
В детских лечебно-профилактических учреждениях г. Набережные Челны накоплен немалый опыт использования рациональных форм и методов организации труда медицинского персонала, который позволил улучшить качество и культуру медицинского обслуживания детей, увеличить производительность труда медицинских работников. Для внедрения в практику передовых методов науки и техники в детских поликлиниках созданы группы по НОТ, возглавляемые зам. главврачей учреждений.
В своей работе подразделения НОТ основываются на принципах этапности с изучением показателей деятельности лечебных учреждений, используется опыт других городов, статьи в медицинской печати.
Прежде всего перед группами НОТ была поставлена задача устранить очередь в регистратуре и на приеме у врача. Работу проводили в несколько этапов. Первоначально в регистратуре произведена перегруппировка Ф-112 по участкам, по годам рождения и алфавиту, что позволило сэкономить время регистраторов для нахождения форм 112 в картотеке.
На втором этапе организована самозапись вызовов на дом и предварительная самозапись на прием к врачам. Для этой цели заведены специальные папки с номерами участков, в которые вложены листки предварительной записи. Листки разделены на графы с указанием дня недели, часа, минуты приема, фамилии и имени ребенка, даты рождения, адреса. Все графы кроме первой заполняются родителями. Приводим пример заполнения листков предварительной записи.
Предварительная запись. Участок № 6. Врач — Л. А. Вазетдинова
Понедельник
Часы, минуты | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Адрес | Первичное обращение | Повторное обращение | Примечание |
8 ч 8 ч 10 м. 8 ч 20 м. 8 ч 30 м. | Петров Юра Иванов Петя | 1/Ѵ1976 г. 15/ІІІ-1975 г. | ул. Полевая, 13 ул. Маркса, д. 5, кв. 15 | первич. | повторно |
|
В папки вклеены памятки по заполнению листков предварительной самозаписи, а также указаны фамилия, имя, отчество врача, адрес и часы работы врача в течение недели. По листам самозаписи регистраторы откладывают Ф-112 на прием к врачу и, таким образом, посетители минуют регистратуру. Вначале эта форма была внедрена на 3 педиатрических участках в первой детской поликлинике (главврач В. Ш. Мударисов). Проведенный эксперимент на этих участках показал, что очередь на прием к врачам резко сократилась, это позволило распространить данный метод на все педиатрические участки города. Внедрение безрегистратурного метода дало возможность освободить по два регистратора в каждой поликлинике и использовать их в статистических кабинетах, созданных по методу Б. Т. Андриевского (г. Новокузнецк), для централизованной обработки всей медицинской документации. Форма 112 с данными, необходимыми для первичного учета, поступает в статистические кабинеты для дальнейшей обработки.
На заболевших детей первичные сведения переносятся на промежуточный учетный документ — сигнальную карту, в которой отражены номер участка, фамилия, имя, возраст ребенка, посещает ли он детское дошкольное учреждение и школу, дата заболевания, диагноз, даты последующих наблюдений, осмотра специалистами, выздоровления и дата взятия на диспансерный учет и даты последующих диспансерных наблюдений.
Сигнальная карта ведется в течение всего периода болезни ребенка, включая период реконвалесценции. Сигнальные карты хранятся в специальной картотеке, которая несет три раздела: I раздел делится по вертикали на ячейки соответственно количеству педиатрических участков и специалистов; II раздел — дни месяца, разделенный на 31 ячейку; III раздел включает в себя месяцы в году, разделенный на 12 ячеек. Предусмотрены ячейки для госпитализированных и направленных в стационар детей.
Первоначально ситальная карта помещается в ячейки второго раздела в зависимости от даты последующего наблюдения, указанного врачом в форме 112. Накануне указанной даты сигнальная карта переносится в первый раздел по участкам или по приемам специалистов, таким образом к началу следующего дня имеется плановое задание на нуждающихся в наблюдении детей.
Заполненные врачом формы 112 после осмотра больного ребенка (на дому или на приеме) передаются в тот же день в статистическое бюро, где медицинские статистики разыскивают сигнальную карту в первом разделе картотеки, производят перенос информации, и сигнальная карта вновь перемещается в ячейку второго раздела в соответствии с датой последующего наблюдения. В случае, если форма 112 не поступает на обработку в статистический кабинет, сигнальная карта, оставленная в той же ячейке, будет сигнализировать о невыполненном наблюдении и о необходимости принять меры к выяснению и устранению причин.
Формы 112 остаются в статистическом кабинете до полного выздоровления ребенка в специально выделенной для этой цели картотеке по участкам. При последующем наблюдении за ребенком регистраторы находят форму 112 в этой картотеке. В случае госпитализации детей, о чем узнает медстатистик через пункт связи, сигнальная карта перекладывается из ячейки «наблюдения» в ячейку «госпитализированных».
Пункты связи организованы во всех детских поликлиниках с целью улучшения преемственности между поликлиниками, стационарами и родильными домами города. Ежедневно с 9 до 10 ч старшая патронажная медицинская сестра собирает сведения по телефону из всех стационаров и родильных домов о поступивших и выписанных детях.
Данные о выписанных новорожденных заносятся в журнал вызовов участкового врача. В тот же день участковый врач посещает новорожденного на дому. Таким образом, патронаж новорожденных осуществляется, как правило, в первые два дня после выписки из роддома. Сведения о выписанных детях из стационаров также передаются участковой сети для своевременного наблюдения и взятия на диспансерный учет.
С внедрением элементов НОТ в практику детских поликлиник изменились показатели медицинского обслуживания детей (см. табл.).
Некоторые показатели медицинского обслуживания до и после введения элементов НОТ в детские поликлиники
Показатели | За 9 мес. 1977 г. | За 9 мес. 1978 г. |
Заболеваемость детского населения (на 1 тыс. детей) | 912,9 | 1176,4 |
Охват новорожденных врачебным патронажем в первые три дня | 95,4% | 99,2% |
Дородовой патронаж | 82,8% | 95,4% |
Часовая нагрузка участковых врачей на приеме | 6,7 | 5,3 |
Рост заболеваемости с 912,9 до 1176,4 и снижение часовой нагрузки участковых врачей с 6,7 до 5,3 чел в час мы объясняем достижением точного учета заболеваемости и осуществлением должного контроля руководством поликлиник за работой всех служб. Налаженная преемственность поликлиник с родильными домами через пункты связи позволила улучшить показатели дородового патронажа и охвата новорожденных врачебным патронажем.
Таким образом, внедрение в практику детских поликлиник предварительной самозаписи, безрегистратурного метода, организация пунктов связи и статистических кабинетов позволили сократить время пребывания ребенка в поликлинике в ожидании приема до 10—15 мин, а родителям иметь возможность выбора более удобного для них времени на прием к врачам; повысить своевременный охват новорожденных врачебным патронажем; улучшить учет заболеваемости детского населения, и качество наблюдения за больными детьми, оставленными дома; освободить врачей от заполнения ряда учетных форм; улучшить контроль за работой участковых педиатров со стороны заведующих отделениями и наладить должную преемственность поликлиник со стационарами, родильными домами и другими лечебными учреждениями города.
About the authors
G. A. Kolchin
Medical Institute. S. V. Kurashova, city health department of Naberezhnye Chelny, TASSR
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Department of Social Hygiene and Health Organization
Russian FederationR. A. Sheblanova
Medical Institute. S. V. Kurashova, city health department of Naberezhnye Chelny, TASSR
Email: info@eco-vector.com
Department of Social Hygiene and Health Organization
Russian FederationV. Sh Mudarisov
Medical Institute. S. V. Kurashova, city health department of Naberezhnye Chelny, TASSR
Email: info@eco-vector.com
Department of Social Hygiene and Health Organization
Russian FederationZ. V. Valeeva
Medical Institute. S. V. Kurashova, city health department of Naberezhnye Chelny, TASSR
Email: info@eco-vector.com
Department of Social Hygiene and Health Organization
Russian FederationR. G. Maslova
Medical Institute. S. V. Kurashova, city health department of Naberezhnye Chelny, TASSR
Email: info@eco-vector.com
Department of Social Hygiene and Health Organization
Russian FederationM. D. Makarkina
Medical Institute. S. V. Kurashova, city health department of Naberezhnye Chelny, TASSR
Email: info@eco-vector.com
Department of Social Hygiene and Health Organization
Russian Federation