Modern methods of treating children with scoliosis
- Authors: Shevchenko S.D.1
-
Affiliations:
- Kharkiv Research Institute of Orthopedics and Traumatology named. Prof. M. I. Sitenko
- Issue: Vol 61, No 1 (1980)
- Pages: 9-11
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63587
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63587
- ID: 63587
Cite item
Full Text
Abstract
The method of treatment and prevention of curvature of the spine in a boarding school is described. Indications for surgical correction of scoliosis have been developed.
Keywords
Full Text
Изложена методика лечения и профилактики искривления позвоночника в условиях школы-интерната. Разработаны показания хирургической коррекции сколиоза.
Ключевые слова: искривление позвоночника, лечение, профилактика.
1 таблица.
Сколиотическая болезнь (сколиоз) — тяжелое заболевание, проявляющееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с одновременным поворотом в сторону и скручиванием его, вторичной деформацией грудной клетки и нарушением функции всех органов и систем.
Основным методом лечения больных сколиозом является консервативный, который основан на обеспечении режима разгрузки позвоночника, создании мышечного корсета, использовании физиотерапии. Лечение наиболее эффективно в начальной стадии заболевания (до 80—90% при I ст.), отсюда вытекает важность своевременной диагностики. Раннему выявлению сколиоза способствуют профилактические осмотры дошкольников и школьников.
С учетом общего состояния больного, возраста и прогноза заболевания строится индивидуальный план комплексного лечения, включающий все консервативные методы (см. таблицу).
Тактика врача в зависимости от возраста пациента, тяжести и прогноза сколиоза
Искривление | Объем лечения в различных возрастных и прогнозных группах | |||
степень | величина | до полового созревания | до окончания роста скелета | взрослые |
1 | 0—10° | В режим, ЛФК, диспансерное наблюдение | Г диспансерное наблюдение, ЛФК | Г общеукрепляющая гимнастика |
2 | 11—30° | В | Б | Г |
|
| комплексное консервативное лечение | комплексное консервативное лечение | ЛФК |
3 | 31—60° | А | Б | в |
|
| комплексное консервативное лечение, включая корсет, предлагать оперативное лечение | комплексное консервативное лечение, включая корсет | комплексное консервативное лечение |
4 | 61° и более | А | А | Б |
|
| оперативное лечение, в случае отказа — комплексное консервативное, включая корсет | оперативное лечение или комплексное консервативное, включая корсет | комплексное лечение, включая корсет (по строгим показаниям), и оперативное (по строгим показаниям) |
При лечении детей школьного возраста со сколиозом выполнение задач, предусмотренных индивидуальным планом, можно наилучшим образом осуществить в специализированных школах-интернатах, где жизнь ребенка проходит по определенному лечебному и учебному плану и регламентируется режимом дня.
Например, в Харьковской школе-интернате № 13 применяются 3 режима в зависимости от необходимой степени разгрузки позвоночника (по времени): I — режим максимальной разгрузки позвоночника (в течение 17—19 ч/сут), II режим — переходный (время разгрузки позвоночника ограничивается 12 ч) и III — общий.
Режим I назначаем детям с прогрессирующими формами сколиоза, а также с нестабильными и некомпенсированными искривлениями позвоночника; режим II — в периоде стабилизации процесса, при стабильных и компенсированных сколиозах; режим III — 3—4 мес до выписки из школы-интерната, с целью подготовки детей к занятиям в общеобразовательной школе.
При всех режимах дня особое внимание уделяется лечебной гимнастике и физкультуре.
При сколиозе первой степени без структурных изменений в позвоночнике комплекс ЛФК строится по симметричному принципу для выработки правильной осанки, дыхания, для укрепления ослабленных прямых мышц спины и живота, косых мышц живота и ягодичных. При сколиозе второй и третьей степени в комплекс вводятся упражнения на коррекцию деформации, деротационные, на растяжение сокращенных мышц и повышение тонуса растянутых мышц, воспитание активной коррекции.
Семилетний опыт работы школы показал, что наряду с ортопедическими мероприятиями и лечебной гимнастикой оправдало себя широкое использование физических методов терапии: парафиновых аппликаций, электрофореза лекарственных веществ, ультразвука, ультрафиолетовых облучений (УФО) и массажа.
Для нормализации минерального обмена, стимуляции регенераторных процессов в костно-мышечной и нервной тканях детям 7—12 лет (впервые поступившим в школу — в сентябре — декабре, а повторным — в январе — мае) проводят курс (10— 15 процедур) электрофореза кальция, фосфора и аскорбиновой кислоты по методу «воротника» Вермеля или продольно на позвоночник.
При болевом синдроме с успехом применяется электрофорез анестетиков или воздействие импульсным ультразвуком малой интенсивности (0,2 вт/см2) паравертебрально в области соответствующего сегмента (5—7 процедур). Все учащиеся получают 1—2 курса (по показаниям) тепловых процедур на область спины.
В плановом порядке всем детям проводят также курс (10 процедур) электростимуляции функционально ослабленных мышц спины и живота.
Параллельно с физиотерапевтическими процедурами всем учащимся, независимо от степени и типа сколиоза, назначают массаж мышц спины и живота (10—15 процедур), а детям со слабо развитой мускулатурой и склонностью к прогрессированию процесса лечение массажем повторяют 3—4 раза в год.
Недостаточность УФ-лучей в осенне-зимнее время восполняется общими УФ-облучениями, проводимыми в фотарии школы через день.
К сожалению, с помощью перечисленных методов консервативного лечения не всегда удается остановить или замедлить прогрессирование деформации. При третьей степени заболевания нередко возникает необходимость в назначении корсета. В настоящее время протезные заводы Украины изготавливают несколько типов корсетов: поддерживающие (матерчатые, эмалитиновые, шинно-кожаные), корригирующие, разгружающие позвоночник.
В случае неэффективности комплексного лечения, включающего и применение корсета, встает вопрос о хирургическом лечении.
Разработанные в нашем институте способы заднего спондилодеза с одновременной реконструкцией грудной «летки или коррекции кривизны дистрактором Харрингтона в сочетании с энуклеацией пульпозных ядер позволяют не только уменьшить величину искривления позвоночника, но и максимально сохранять достигнутую во время операции коррекцию, сократить пред- и послеоперационный периоды, раньше разрешать больному ходить и посещать школу.
Показаниями к хирургическому лечению являются: 1) искривление позвоночника более чем на 50—60°, с деформацией грудной клетки, прогрессирующие формы (группы А, Б); 2) осложненные сколиозы.
В заключение хотелось бы отметить, что успех лечения детей, больных сколиозом, зависит от совместных усилий медицинских работников, педагогов, воспитателей, родителей, самих пациентов. Согласованная, целенаправленная работа коллектива медиков и педагогов Харьковской школы интерната № 13 обеспечила хорошие исходы лечения детей, больных сколиозом. С 1969 по 1976 г. в школе обучалось свыше 630 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Больные сколиозом I степени составили 49,7%, II степени — 33,5%, III степени — 13,3% и IV степени — 3,5%. В результате комплексной терапии улучшение в течении сколиотической болезни наступило у 66,5% больных, прогрессирование процесса остановлено у 30,2%.
About the authors
S. D. Shevchenko
Kharkiv Research Institute of Orthopedics and Traumatology named. Prof. M. I. Sitenko
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation