Некоторые причины производственного травматизма при бурении и их предупреждение
- Авторы: Сафин Ф.Ф., Каратай Ш.С.
- Выпуск: Том 53, № 5 (1972)
- Страницы: 65-66
- Тип: Статьи
- Статья получена: 26.02.2021
- Статья одобрена: 26.02.2021
- Статья опубликована: 30.09.1972
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61967
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61967
- ID: 61967
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С целью выяснения специфических особенностей организации профилактики производственного травматизма в системе объединения «Татнефть» нами проведены гигиенические исследования на буровых установках и анализ травматизма среди рабочих буровых бригад за 1966—1970 гг.
Ключевые слова
Полный текст
С целью выяснения специфических особенностей организации профилактики производственного травматизма в системе объединения «Татнефть» нами проведены гигиенические исследования на буровых установках и анализ травматизма среди рабочих буровых бригад за 1966—1970 гг. Основные показатели временной нетрудоспособности вследствие производственного травматизма выразились в следующих цифрах: коэффициент частоты на 100 работающих в 1966—1968—1970 гг. составил соответственно 4,7—3,2—1,7, коэффициент тяжести — 26,4—17,8—33,3. Это свидетельствует, что улучшение производственных условий способствовало снижению частоты травматизма, однако увеличилась тяжесть травматизма.
Наши исследования показали, что наибольшее количество несчастных случаев (39,8%) приходится на менее механизированные и более тяжелые спускоподъемные операции. При этих операциях, выполняемых на больших скоростях, небольшая ошибка или невнимательность рабочего могут привести к авариям и несчастным случаям. Вследствие недостаточной механизации буровики вынуждены вручную перемещать тяжелое буровое оборудование (элеваторы, свечи, штропы, долота и др.), что увеличивает опасность травмирования. Удельный вес таких травм — 24,5%, причем 48,6% от этого числа приходится на подготовительные работы, 12,6%—на ремонтные и 14,3%—на другие операции. При бурении произошло 11,4% травм.
Анализ причин и обстоятельств возникновения травм показал, что в 55% они произошли по организационно-техническим причинам (недостаточное знание рабочими правил безопасности, нарушение трудовой дисциплины и др.), в 39,4%—из-за невнимательности работающих, в 5,6% — вследствие конструктивных недостатков оборудования.
Необходимо отметить, что БУ-75 имеет некоторые недостатки. Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности (1968) предусмотрено, чтобы расстояние между механизмами было не менее 1 м. Однако на рабочей площадке БУ-75 расстояние между ротором и подсвечником-составляет 0,6—0,7 м, между лебедкой и шурфом — 0,8 м. В процессе спускоподъемных операций эти расстояния становятся еще меньше, и таким образом создаются травматогенные зоны. Не отвечает требованиям и пол буровой, имеющий неровности.
Значительная часть травм происходит вследствие неблагоприятных санитарно- гигиенических условий, способствующих развитию утомления и деконцентрации внимания работающих. Шум значительно превышает норму, виброскорость также выше нормы, а освещенность в 1,5—2 раза ниже нормативов.
Локализация травм такова: верхние конечности — 39,6% (из них 79% кисть); нижние конечности — 29%; голова—15%; глаза — 7,5%; прочие участки тела—8,9%. Таким образом чаще встречаются повреждения конечностей, преимущественно кисти и стопы. Для предупреждения этих повреждений необходимо сократить объем ручного труда путем механизации и автоматизации трудоемких процессов.
Изучение характера повреждений показало преобладание переломов и ушибов, значительный удельный вес ран (ушибы, вывихи, растяжения — 33,9%; переломы — 32,4; раны—22,1; ожоги — 2,2; прочие — 9,4%).
На характере травм отражаются своеобразные условия работы нефтяников: большая концентрация движущихся механизмов на небольшой рабочей площадке, перемещение тяжестей и др.
Среднегодовая кривая травматизма имеет две волны с вершиной подъема в июне (12,1%) и декабре (12,2%). В течение рабочего дня отмечается возрастание частоты травм в первые два часа смены — 26,3% (за счет «периода врабатываемости»), снижение к обеду, затем подъем в последние два часа работы — 37,1% (в результате утомления).
В целях дальнейшего снижения уровня травматизма необходимо шире внедрять механизацию и автоматизацию производственных процессов, в первую очередь при спускоподъемных операциях: внедрить устройство для автоматической установки свечей на подсвечник МПС-2, комплексную установку АСП-1, которая механизирует все основные и вспомогательные операции и успешно применяется в ряде нефтеносных районов страны. Создание нового качественного долота — один из наиболее эффективных способов сокращения объема трудоемких операций и вместе с тем — уровня травматизма. Как показали исследования Г. М. Али-Заде (1965), увеличение скорости проходки на долото коренным образом меняет баланс времени в бригадах.
Устранение организационных причин травматизма, улучшение технической подготовки кадров и оздоровление условий труда буровиков позволят добиться снижения производственного травматизма до единичных случаев.
Об авторах
Ф. Ф. Сафин
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Старший научный сотрудник
РоссияШ. С. Каратай
Email: info@eco-vector.com
Младший научный сотрудник
Россия