Некоторые причины производственного травматизма при бурении и их предупреждение

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

С целью выяснения специфических особенностей организации профилактики производственного травматизма в системе объединения «Татнефть» нами проведены гигиенические исследования на буровых установках и анализ травматизма среди рабо­чих буровых бригад за 1966—1970 гг.

Полный текст

С целью выяснения специфических особенностей организации профилактики производственного травматизма в системе объединения «Татнефть» нами проведены гигиенические исследования на буровых установках и анализ травматизма среди рабо­чих буровых бригад за 1966—1970 гг. Основные показатели временной нетрудоспо­собности вследствие производственного травматизма выразились в следующих цифрах: коэффициент частоты на 100 работающих в 1966—1968—1970 гг. составил соответствен­но 4,7—3,2—1,7, коэффициент тяжести — 26,4—17,8—33,3. Это свидетельствует, что улучшение производственных условий способствовало снижению частоты травматизма, однако увеличилась тяжесть травматизма.

Наши исследования показали, что наибольшее количество несчастных случаев (39,8%) приходится на менее механизированные и более тяжелые спускоподъемные операции. При этих операциях, выполняемых на больших скоростях, небольшая ошиб­ка или невнимательность рабочего могут привести к авариям и несчастным случаям. Вследствие недостаточной механизации буровики вынуждены вручную перемещать тяжелое буровое оборудование (элеваторы, свечи, штропы, долота и др.), что увели­чивает опасность травмирования. Удельный вес таких травм — 24,5%, причем 48,6% от этого числа приходится на подготовительные работы, 12,6%—на ремонтные и 14,3%—на другие операции. При бурении произошло 11,4% травм.

Анализ причин и обстоятельств возникновения травм показал, что в 55% они произошли по организационно-техническим причинам (недостаточное знание рабочими правил безопасности, нарушение трудовой дисциплины и др.), в 39,4%—из-за невнимательности работающих, в 5,6% — вследствие конструктивных недостатков оборудования.

Необходимо отметить, что БУ-75 имеет некоторые недостатки. Правилами без­опасности в нефтегазодобывающей промышленности (1968) предусмотрено, чтобы расстояние между механизмами было не менее 1 м. Однако на рабочей площадке БУ-75 расстояние между ротором и подсвечником-составляет 0,6—0,7 м, между лебед­кой и шурфом — 0,8 м. В процессе спускоподъемных операций эти расстояния ста­новятся еще меньше, и таким образом создаются травматогенные зоны. Не отвечает требованиям и пол буровой, имеющий неровности.

Значительная часть травм происходит вследствие неблагоприятных санитарно- гигиенических условий, способствующих развитию утомления и деконцентрации вни­мания работающих. Шум значительно превышает норму, виброскорость также выше нормы, а освещенность в 1,5—2 раза ниже нормативов.

Локализация травм такова: верхние конечности — 39,6% (из них 79% кисть); нижние конечности — 29%; голова—15%; глаза — 7,5%; прочие участки тела—8,9%. Таким образом чаще встречаются повреждения конечностей, преимущественно кисти и стопы. Для предупреждения этих повреждений необходимо сократить объем ручного труда путем механизации и автоматизации трудоемких процессов.

Изучение характера повреждений показало преобладание переломов и ушибов, значительный удельный вес ран (ушибы, вывихи, растяжения — 33,9%; переломы — 32,4; раны—22,1; ожоги — 2,2; прочие — 9,4%).

На характере травм отражаются своеобразные условия работы нефтяников: боль­шая концентрация движущихся механизмов на небольшой рабочей площадке, переме­щение тяжестей и др.

Среднегодовая кривая травматизма имеет две волны с вершиной подъема в июне (12,1%) и декабре (12,2%). В течение рабочего дня отмечается возрастание частоты травм в первые два часа смены — 26,3% (за счет «периода врабатываемости»), снижение к обеду, затем подъем в последние два часа работы — 37,1% (в ре­зультате утомления).

В целях дальнейшего снижения уровня травматизма необходимо шире внедрять механизацию и автоматизацию производственных процессов, в первую очередь при спускоподъемных операциях: внедрить устройство для автоматической установки свечей на подсвечник МПС-2, комплексную установку АСП-1, которая механизирует все основные и вспомогательные операции и успешно применяется в ряде нефтеносных районов страны. Создание нового качественного долота — один из наиболее эффектив­ных способов сокращения объема трудоемких операций и вместе с тем — уровня травматизма. Как показали исследования Г. М. Али-Заде (1965), увеличение скорости проходки на долото коренным образом меняет баланс времени в бригадах.

Устранение организационных причин травматизма, улучшение технической подго­товки кадров и оздоровление условий труда буровиков позволят добиться снижения производственного травматизма до единичных случаев.

×

Об авторах

Ф. Ф. Сафин

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Старший научный сотрудник

Россия

Ш. С. Каратай

Email: info@eco-vector.com

Младший научный сотрудник

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1972 Сафин Ф.Ф., Каратай Ш.С.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах