Some Causes of Work-related Injury While Drilling and Their Prevention
- Authors: Safin F.F., karatai S.S.
- Issue: Vol 53, No 5 (1972)
- Pages: 65-66
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61967
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61967
- ID: 61967
Cite item
Full Text
Abstract
In order to clarify the specific features of the organization of prevention of industrial injuries in the system of the TATNEFT association, we carried out hygienic studies on drilling rigs and analysis of injuries among workers of drilling crews in 1966-1970.
Keywords
Full Text
С целью выяснения специфических особенностей организации профилактики производственного травматизма в системе объединения «Татнефть» нами проведены гигиенические исследования на буровых установках и анализ травматизма среди рабочих буровых бригад за 1966—1970 гг. Основные показатели временной нетрудоспособности вследствие производственного травматизма выразились в следующих цифрах: коэффициент частоты на 100 работающих в 1966—1968—1970 гг. составил соответственно 4,7—3,2—1,7, коэффициент тяжести — 26,4—17,8—33,3. Это свидетельствует, что улучшение производственных условий способствовало снижению частоты травматизма, однако увеличилась тяжесть травматизма.
Наши исследования показали, что наибольшее количество несчастных случаев (39,8%) приходится на менее механизированные и более тяжелые спускоподъемные операции. При этих операциях, выполняемых на больших скоростях, небольшая ошибка или невнимательность рабочего могут привести к авариям и несчастным случаям. Вследствие недостаточной механизации буровики вынуждены вручную перемещать тяжелое буровое оборудование (элеваторы, свечи, штропы, долота и др.), что увеличивает опасность травмирования. Удельный вес таких травм — 24,5%, причем 48,6% от этого числа приходится на подготовительные работы, 12,6%—на ремонтные и 14,3%—на другие операции. При бурении произошло 11,4% травм.
Анализ причин и обстоятельств возникновения травм показал, что в 55% они произошли по организационно-техническим причинам (недостаточное знание рабочими правил безопасности, нарушение трудовой дисциплины и др.), в 39,4%—из-за невнимательности работающих, в 5,6% — вследствие конструктивных недостатков оборудования.
Необходимо отметить, что БУ-75 имеет некоторые недостатки. Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности (1968) предусмотрено, чтобы расстояние между механизмами было не менее 1 м. Однако на рабочей площадке БУ-75 расстояние между ротором и подсвечником-составляет 0,6—0,7 м, между лебедкой и шурфом — 0,8 м. В процессе спускоподъемных операций эти расстояния становятся еще меньше, и таким образом создаются травматогенные зоны. Не отвечает требованиям и пол буровой, имеющий неровности.
Значительная часть травм происходит вследствие неблагоприятных санитарно- гигиенических условий, способствующих развитию утомления и деконцентрации внимания работающих. Шум значительно превышает норму, виброскорость также выше нормы, а освещенность в 1,5—2 раза ниже нормативов.
Локализация травм такова: верхние конечности — 39,6% (из них 79% кисть); нижние конечности — 29%; голова—15%; глаза — 7,5%; прочие участки тела—8,9%. Таким образом чаще встречаются повреждения конечностей, преимущественно кисти и стопы. Для предупреждения этих повреждений необходимо сократить объем ручного труда путем механизации и автоматизации трудоемких процессов.
Изучение характера повреждений показало преобладание переломов и ушибов, значительный удельный вес ран (ушибы, вывихи, растяжения — 33,9%; переломы — 32,4; раны—22,1; ожоги — 2,2; прочие — 9,4%).
На характере травм отражаются своеобразные условия работы нефтяников: большая концентрация движущихся механизмов на небольшой рабочей площадке, перемещение тяжестей и др.
Среднегодовая кривая травматизма имеет две волны с вершиной подъема в июне (12,1%) и декабре (12,2%). В течение рабочего дня отмечается возрастание частоты травм в первые два часа смены — 26,3% (за счет «периода врабатываемости»), снижение к обеду, затем подъем в последние два часа работы — 37,1% (в результате утомления).
В целях дальнейшего снижения уровня травматизма необходимо шире внедрять механизацию и автоматизацию производственных процессов, в первую очередь при спускоподъемных операциях: внедрить устройство для автоматической установки свечей на подсвечник МПС-2, комплексную установку АСП-1, которая механизирует все основные и вспомогательные операции и успешно применяется в ряде нефтеносных районов страны. Создание нового качественного долота — один из наиболее эффективных способов сокращения объема трудоемких операций и вместе с тем — уровня травматизма. Как показали исследования Г. М. Али-Заде (1965), увеличение скорости проходки на долото коренным образом меняет баланс времени в бригадах.
Устранение организационных причин травматизма, улучшение технической подготовки кадров и оздоровление условий труда буровиков позволят добиться снижения производственного травматизма до единичных случаев.
About the authors
F. F. Safin
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Senior Researcher
Russian FederationSh. S. karatai
Email: info@eco-vector.com
Junior Researcher
Russian Federation