Количественный метод оценки эффективности лечения детей дошкольного возраста с нарушением осанки

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

До сих пор для обозначения результатов лечения детей с нарушением осанки имеют широкое распространение такие не содержащие количественной меры понятия, как «ухудшение», «улучшение» и т. д., носящие субъективный характер, что лишает воз­можности более точно оценить эффективность лечения.

Полный текст

До сих пор для обозначения результатов лечения детей с нарушением осанки имеют широкое распространение такие не содержащие количественной меры понятия, как «ухудшение», «улучшение» и т. д., носящие субъективный характер, что лишает воз­можности более точно оценить эффективность лечения.

Мы предлагаем количественный метод определения результатов лечения детей с нарушенной осанкой, основанный на балльной системе. Попытка применения такого метода была сделана H. М. Хайкинсоном в 1968 г. при анализе исходов лечения инва­лидов войны и показала его целесообразность.

Для оценки успешности лечения детей дошкольного возраста с нарушением осанки нами были разработаны 3 карты, учитывающие: 1) нарушение осанки в сагиттальной плоскости; 2) во фронтальной плоскости; 3) комбинированное нарушение осанки. В карты мы старались включить все данные, полученные при обследовании и характе­ризующие детей с дефектами осанки. Эти сведения вошли в раздел частных признаков (силовая выносливость мышц спины, живота, миографическое исследование мышц, величина физиологических изгибов и асимметрия плечевого пояса). Кроме того, в карту были включены результаты оценки общего состояния здоровья, которые характеризу­ются количеством дней, пропущенных воспитанниками дошкольного учреждения по поводу различных заболеваний в течение года, как одним из важных показателей общего состояния ребенка.

Выраженность частных признаков и общее состояние здоровья мы определяли по балльной системе — 0, 1, 2, 3. 0 баллов получают дети с наименьшей силовой выносли­востью, биоэлектрической активностью и наибольшей величиной асимметрии плечевого пояса, разности в биопотенциалах исследуемых мышц, а также с наибольшей и наимень­шей величиной физиологических изгибов. По мере приближения полученных данных к норме они оцениваются 1 или 2 баллами. Оценку 3 получает ребенок, у которого нет отклонений от нормы в данном частном признаке и за год нет ни одного дня пропусков по болезни.

Для определения состояния ребенка в целом вычисляется коэффициент Кс= Ч + С, где Ч — число баллов, оценивающих частные признаки, и С — общее состояние здо­ровья. Вычислив коэффициент состояния ребенка до (Кс1) и после лечения (Кс2), можно определить коэффициент эффективности лечения данного ребенка (Кэ), который равен Кс2—Кс1 Приводим пример использования этой методики при оценке эффек­тивности лечения Оли Р., 1965 г. рождения, с нарушением осанки во фронтальной плоскости.

 

Частные признаки

1970

1971

Силовая выносливость мышц спины

 

 

1.

10—20 сек.

0

0

2.

21—40 сек.

1

1

3.

41—60 сек.

2*

2

4.

61 сек. и более

3

3*

Силовая выносливость мышц брюшного пресса

 

 

1.

10—20 сек.

0

0

2.

21—30 сек.

1

1

3.

31—40 сек.

2

2

4.

41 сек. и более

3*

3*

Отклонение плечевого пояса в градусах

 

 

1.

Разница на 6° и более

0

0

2.

на 5—4°

1

1

3.

на 3—2°

2*

2

4.

Разницы нет, уровень лопаток одина­ковый

3

3*

Миография трапециевидной мышцы

 

 

1.

Асимметрия в 300 мкв и более

0*

0

2.

в 225—150 мкв

1

1

3.

в 75 мкв

2

2

4. 

Биопотенциалы одинаковы с обеих сторон

3

3*

 

 

Миография длинной мышцы спины (поясничный отдел)

 

 

1. Асимметрия в 225 мкв и более

0

0

2.                                  в 150 мкв

1

1

3.                                  в 75 мкв

2*

2

4. Биопотенциалы одинаковы с обеих сторон

3

3*

Общее состояние здоровья

 

 

1-я группа

0

0

2-я

1

1

3-я

2*

2

4-я

3

3*

Коэффициент состояния  КС1

11

18

Коэффициент эффективности (Кэ)

7

 

Примечание: Звездочкой отмечены баллы, полученные ребенком.

 

Таким же образом можно вывести средний коэффициент состояния всей группы детей с нарушением осанки. Применяя затем параметрические и непараметрические методы статистики, можно определить достоверность показателей эффективности.

×

Об авторах

М. А. Яблонских

Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1972 Яблонских М.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах