Количественный метод оценки эффективности лечения детей дошкольного возраста с нарушением осанки
- Авторы: Яблонских М.А.1
-
Учреждения:
- Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина
- Выпуск: Том 53, № 4 (1972)
- Страницы: 76-78
- Тип: Статьи
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61858
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61858
- ID: 61858
Цитировать
Полный текст
Аннотация
До сих пор для обозначения результатов лечения детей с нарушением осанки имеют широкое распространение такие не содержащие количественной меры понятия, как «ухудшение», «улучшение» и т. д., носящие субъективный характер, что лишает возможности более точно оценить эффективность лечения.
Ключевые слова
Полный текст
До сих пор для обозначения результатов лечения детей с нарушением осанки имеют широкое распространение такие не содержащие количественной меры понятия, как «ухудшение», «улучшение» и т. д., носящие субъективный характер, что лишает возможности более точно оценить эффективность лечения.
Мы предлагаем количественный метод определения результатов лечения детей с нарушенной осанкой, основанный на балльной системе. Попытка применения такого метода была сделана H. М. Хайкинсоном в 1968 г. при анализе исходов лечения инвалидов войны и показала его целесообразность.
Для оценки успешности лечения детей дошкольного возраста с нарушением осанки нами были разработаны 3 карты, учитывающие: 1) нарушение осанки в сагиттальной плоскости; 2) во фронтальной плоскости; 3) комбинированное нарушение осанки. В карты мы старались включить все данные, полученные при обследовании и характеризующие детей с дефектами осанки. Эти сведения вошли в раздел частных признаков (силовая выносливость мышц спины, живота, миографическое исследование мышц, величина физиологических изгибов и асимметрия плечевого пояса). Кроме того, в карту были включены результаты оценки общего состояния здоровья, которые характеризуются количеством дней, пропущенных воспитанниками дошкольного учреждения по поводу различных заболеваний в течение года, как одним из важных показателей общего состояния ребенка.
Выраженность частных признаков и общее состояние здоровья мы определяли по балльной системе — 0, 1, 2, 3. 0 баллов получают дети с наименьшей силовой выносливостью, биоэлектрической активностью и наибольшей величиной асимметрии плечевого пояса, разности в биопотенциалах исследуемых мышц, а также с наибольшей и наименьшей величиной физиологических изгибов. По мере приближения полученных данных к норме они оцениваются 1 или 2 баллами. Оценку 3 получает ребенок, у которого нет отклонений от нормы в данном частном признаке и за год нет ни одного дня пропусков по болезни.
Для определения состояния ребенка в целом вычисляется коэффициент Кс= Ч + С, где Ч — число баллов, оценивающих частные признаки, и С — общее состояние здоровья. Вычислив коэффициент состояния ребенка до (Кс1) и после лечения (Кс2), можно определить коэффициент эффективности лечения данного ребенка (Кэ), который равен Кс2—Кс1 Приводим пример использования этой методики при оценке эффективности лечения Оли Р., 1965 г. рождения, с нарушением осанки во фронтальной плоскости.
| Частные признаки | 1970 | 1971 |
Силовая выносливость мышц спины |
| ||
1. | 10—20 сек. | 0 | 0 |
2. | 21—40 сек. | 1 | 1 |
3. | 41—60 сек. | 2* | 2 |
4. | 61 сек. и более | 3 | 3* |
Силовая выносливость мышц брюшного пресса |
| ||
1. | 10—20 сек. | 0 | 0 |
2. | 21—30 сек. | 1 | 1 |
3. | 31—40 сек. | 2 | 2 |
4. | 41 сек. и более | 3* | 3* |
Отклонение плечевого пояса в градусах |
|
| |
1. | Разница на 6° и более | 0 | 0 |
2. | на 5—4° | 1 | 1 |
3. | на 3—2° | 2* | 2 |
4. | Разницы нет, уровень лопаток одинаковый | 3 | 3* |
Миография трапециевидной мышцы |
|
| |
1. | Асимметрия в 300 мкв и более | 0* | 0 |
2. | в 225—150 мкв | 1 | 1 |
3. | в 75 мкв | 2 | 2 |
4. | Биопотенциалы одинаковы с обеих сторон | 3 | 3* |
Миография длинной мышцы спины (поясничный отдел) |
|
|
1. Асимметрия в 225 мкв и более | 0 | 0 |
2. в 150 мкв | 1 | 1 |
3. в 75 мкв | 2* | 2 |
4. Биопотенциалы одинаковы с обеих сторон | 3 | 3* |
Общее состояние здоровья |
|
|
1-я группа | 0 | 0 |
2-я | 1 | 1 |
3-я | 2* | 2 |
4-я | 3 | 3* |
Коэффициент состояния КС1 | 11 | 18 |
Коэффициент эффективности (Кэ) | 7 |
|
Примечание: Звездочкой отмечены баллы, полученные ребенком.
Таким же образом можно вывести средний коэффициент состояния всей группы детей с нарушением осанки. Применяя затем параметрические и непараметрические методы статистики, можно определить достоверность показателей эффективности.
Об авторах
М. А. Яблонских
Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения
Россия