A quantitative method for assessing the effectiveness of treatment of preschool children with posture disorders
- Authors: Yablonskih M.A.1
-
Affiliations:
- Kazan State Pedagogical University named after V. I. Lenin
- Issue: Vol 53, No 4 (1972)
- Pages: 76-78
- Section: Articles
- Submitted: 25.02.2021
- Accepted: 25.02.2021
- Published: 30.07.1972
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/61858
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj61858
- ID: 61858
Cite item
Full Text
Abstract
Until now, to denote the results of treatment of children with postural disorders, such no quantitative terms as “deterioration”, “improvement”, etc., which are subjective in nature, are widely used, which makes it impossible to more accurately assess the effectiveness of treatment.
Keywords
Full Text
До сих пор для обозначения результатов лечения детей с нарушением осанки имеют широкое распространение такие не содержащие количественной меры понятия, как «ухудшение», «улучшение» и т. д., носящие субъективный характер, что лишает возможности более точно оценить эффективность лечения.
Мы предлагаем количественный метод определения результатов лечения детей с нарушенной осанкой, основанный на балльной системе. Попытка применения такого метода была сделана H. М. Хайкинсоном в 1968 г. при анализе исходов лечения инвалидов войны и показала его целесообразность.
Для оценки успешности лечения детей дошкольного возраста с нарушением осанки нами были разработаны 3 карты, учитывающие: 1) нарушение осанки в сагиттальной плоскости; 2) во фронтальной плоскости; 3) комбинированное нарушение осанки. В карты мы старались включить все данные, полученные при обследовании и характеризующие детей с дефектами осанки. Эти сведения вошли в раздел частных признаков (силовая выносливость мышц спины, живота, миографическое исследование мышц, величина физиологических изгибов и асимметрия плечевого пояса). Кроме того, в карту были включены результаты оценки общего состояния здоровья, которые характеризуются количеством дней, пропущенных воспитанниками дошкольного учреждения по поводу различных заболеваний в течение года, как одним из важных показателей общего состояния ребенка.
Выраженность частных признаков и общее состояние здоровья мы определяли по балльной системе — 0, 1, 2, 3. 0 баллов получают дети с наименьшей силовой выносливостью, биоэлектрической активностью и наибольшей величиной асимметрии плечевого пояса, разности в биопотенциалах исследуемых мышц, а также с наибольшей и наименьшей величиной физиологических изгибов. По мере приближения полученных данных к норме они оцениваются 1 или 2 баллами. Оценку 3 получает ребенок, у которого нет отклонений от нормы в данном частном признаке и за год нет ни одного дня пропусков по болезни.
Для определения состояния ребенка в целом вычисляется коэффициент Кс= Ч + С, где Ч — число баллов, оценивающих частные признаки, и С — общее состояние здоровья. Вычислив коэффициент состояния ребенка до (Кс1) и после лечения (Кс2), можно определить коэффициент эффективности лечения данного ребенка (Кэ), который равен Кс2—Кс1 Приводим пример использования этой методики при оценке эффективности лечения Оли Р., 1965 г. рождения, с нарушением осанки во фронтальной плоскости.
| Частные признаки | 1970 | 1971 |
Силовая выносливость мышц спины |
| ||
1. | 10—20 сек. | 0 | 0 |
2. | 21—40 сек. | 1 | 1 |
3. | 41—60 сек. | 2* | 2 |
4. | 61 сек. и более | 3 | 3* |
Силовая выносливость мышц брюшного пресса |
| ||
1. | 10—20 сек. | 0 | 0 |
2. | 21—30 сек. | 1 | 1 |
3. | 31—40 сек. | 2 | 2 |
4. | 41 сек. и более | 3* | 3* |
Отклонение плечевого пояса в градусах |
|
| |
1. | Разница на 6° и более | 0 | 0 |
2. | на 5—4° | 1 | 1 |
3. | на 3—2° | 2* | 2 |
4. | Разницы нет, уровень лопаток одинаковый | 3 | 3* |
Миография трапециевидной мышцы |
|
| |
1. | Асимметрия в 300 мкв и более | 0* | 0 |
2. | в 225—150 мкв | 1 | 1 |
3. | в 75 мкв | 2 | 2 |
4. | Биопотенциалы одинаковы с обеих сторон | 3 | 3* |
Миография длинной мышцы спины (поясничный отдел) |
|
|
1. Асимметрия в 225 мкв и более | 0 | 0 |
2. в 150 мкв | 1 | 1 |
3. в 75 мкв | 2* | 2 |
4. Биопотенциалы одинаковы с обеих сторон | 3 | 3* |
Общее состояние здоровья |
|
|
1-я группа | 0 | 0 |
2-я | 1 | 1 |
3-я | 2* | 2 |
4-я | 3 | 3* |
Коэффициент состояния КС1 | 11 | 18 |
Коэффициент эффективности (Кэ) | 7 |
|
Примечание: Звездочкой отмечены баллы, полученные ребенком.
Таким же образом можно вывести средний коэффициент состояния всей группы детей с нарушением осанки. Применяя затем параметрические и непараметрические методы статистики, можно определить достоверность показателей эффективности.
About the authors
M. A. Yablonskih
Kazan State Pedagogical University named after V. I. Lenin
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Department of Social Hygiene and Healthcare Organization
Russian Federation