Андрогенная активность коры надпочечников ii обмен брома у больных гипоталамическим синдромом

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одним из характерных проявлений патологии гипоталамической области головного мозга являются нейроэндокринные (плюригландулярные) и обменные нарушения. Уста­новлена интимная связь между функцией половых желез и коры надпочечников [1, 19, 20].

Полный текст

Одним из характерных проявлений патологии гипоталамической области головного мозга являются нейроэндокринные (плюригландулярные) и обменные нарушения. Уста­новлена интимная связь между функцией половых желез и коры надпочечников [1, 19, 20]. Кора надпочечников дополняет выделительную функцию половых желез в случае удаления последних или нарушения их деятельности, и поэтому надпочечник называют «второй гонадой». Исследованиями многих авторов [3, 4, 6, 7, 12] показаны взаимоотно­шения между состоянием центральной нервной системы, в особенности гипоталамуса, обменом брома и функцией эндокринных желез.

Исходя из этих данных, мы поставили перед собой задачу изучить андрогенную функцию коры надпочечников и обмен Вг у больных с поражением гипоталамуса в сопоставлении с состоянием половых функций. В литературе подобной постановки вопроса мы не нашли.

Под нашим наблюдением находилось 67 больных с вегетативно-сосудистой и нейро­эндокриннообменной формами гипоталамического синдрома в возрасте от 16 до 45 лет (мужчин — 26, женщин — 41) и 16 здоровых в том же возрасте (мужчин — 7, жен­щин—9). У 36 больных отмечались нарушения функции половых желез: снижение либидо, импотенция у 17 мужчин, нарушение менструального цикла (аменорея и другие виды дисменореи) у 19 женщин.

Андрогенную функцию коры надпочечников изучали по экскреции с мочой 17-КС д дигидроизоандростерона (ДГИА) как на фоне, так и после 1—3-дневной нагрузки с АКТТ (40 ед. в сутки). 17-КС в моче определяли по методу Циммермана в модифи­кации О. М. Уваровской, ДГИА — реакцией Аллена, концентрацию уровня Вг в крови­ по методу Гринберга. Полученные данные представлены в таблице.

 

Содержание метаболитов кортикостероидов в моче и Вr в крови у здоровых и больных гипоталамическим синдромом

Группы обследованных

Число

 больных

Экскреция метаболитов кортикостероидов с мочой,

 мг сутки

Концентра­ция Вr в кро­ви, мг%

Соотношение ДГИА. Вr

17-КС

ДГИА

1. Здоровые:

мужчины

женщины

 

7

9

 

14,9±1,5

12,1±1,4

 

 

0,96±0,06

 

 

0,61 ±0,18

 

 

1,5

2. Больные с поражени­ем гипоталамуса:

а) со снижением либидо и потенции 

 

 

17

 

 

23,3±4

 

 

1,53±0,24

 

 

0,63±0,18

 

 

2,3

б) без нарушения либи­до и потенции 

9

16,7±2,6

1,13±0,06

1,18±0,32

1,1

в) с нарушением мен­струального цикла 

19

18,5±2,4

1,50±0,26

0,79±0,15

1,9

г) без нарушения мен­струального цикла 

22

16,0±2,3

1,20±0,15

1,05±0,22

1,0.

Известно, что у мужчин ⅓ часть 17-КС выделяется из семенников и 2/3 — из коры- надпочечников, а у женщин 17-КС выделяются в основном корой надпочечников. Однако яичники также продуцируют андрогены [15, 21]. Наиболее активным андрогенным гормоном коры надпочечников является ДГИА, который образуется только в коре над­почечников и содержится в моче у здоровых от 10 до 30% общего количества 17-КС.

По мнению Г. В. Ордынец, Г. Л. Шрейберг, уровень выделения ДГИА с мочой отражает не только функциональное состояние коры надпочечников, но и уровень вы­деления АКТГ гипофизом.

У 18 мужчин с гипоталамическим синдромом, у которых были снижены либидо и потенция, отмечается относительная активация андрогенной функции коры надпочечников по сравнению с больными без этих нарушений и контрольной группой. Активация кортикостероидов по сравнению с контрольной группой статистически достоверна. Такие же показатели получены у большинства больных и при проведении 1—3-дневной пробы с АКТГ. По-видимому, снижение функции половых желез у мужчин, страдающих гипоталамическим синдромом, сопровождается компенсаторным повышением андро­генной функции коры надпочечников. Этот вывод согласуется с данными литературы [14, 18].

У женщин (19 чел.) с поражением гипоталамуса наибольшая активность андро­генной функции коры надпочечников отмечена также при нарушении менструального цикла, что противоречит данным Е. Тетера. Но у этих больных мы выявили недоста­точную реактивность коры надпочечников в ответ на введение АКТГ, в отличие от больных мужчин, хотя исходный уровень экскреции 17-КС, ДГИА с мочой несколько превышал нормальные величины. Имеющиеся и потенциальные функциональные резервы у большинства этих больных были сниженными или отсутствовали, что можно объяс­нить напряжением функции коры надпочечников и неспособностью их реагировать на АКТГ. У 6 больных (из 13) 1—3-дневная нагрузка АКТГ вызвала значительное повы­шение экскреции 17-КС с мочой при незначительном повышении экскреции ДГИА. Последнее связано, по-видимому, с повышенной выработкой андрогенов яичниками. Аналогичные показатели получены Н. Д. Мигали.

А. Ф. Макарченко и соавт. отмечают, что повышенное образование и выделение андрогенов у женщин с нарушением половой функции оказывает еще большее подав­ляющее влияние на функцию половых желез через гонадотропный гормон гипофиза и приводит к вторичной недостаточности яичников.

Исследование обмена Вr показало, что концентрация его в крови у больных с гипо­таламическим синдромом в основном повышена, однако это повышение неоднородно в группе больных с нарушением половой функции и без нарушения. У больных с нару­шением функции половых желез (снижение либидо, импотенция и нарушения мен­струального цикла) уровень Вr существенно не отличается от нормы (0,1 >Р>0,05). У больных без нарушения функции половых желез содержание Вr достигает 1,09+0,16 мг%, что статистически достоверно выше (Р<0,05), чем у здоровых. Таким образом, у больных со снижением либидо и потенции концентрация Вr в крови досто­верно ниже (Р<Д,05), чем у больных без этих нарушений.

Изучая функцию коры надпочечников и уровень Вr в крови при введении АКТГ у больных с гипоталамическим синдромом, мы установили наряду с уменьшением уровня Вr в крови повышение экскреции метаболитов кортикостероидов с мочой (у 6 больных из 7). Следовательно, между андрогенной активностью коры надпочечников и уровнем Вr крови существует обратная коррелятивная связь: при повышении андро­генной функции коры вследствие усиленного выделения АКТГ гипофизом уровень Вr в крови снижается, а при снижении, наоборот, повышается.

Наиболее показательным коррелятивным коэффициентом является соотношение

(ДГИА в мг/24 часа)  / Br в мг%. Этот показатель равен у здоровых в среднем 1,5, у больных с гипоталамической патологией при наличии половых расстройств — 2,1, а без этих нарушений — 1,0.

Полученные результаты подтверждают наличие тесной связи между функцией коры надпочечников, половых желез и обменом Вr в организме. Указанная функциональная взаимосвязь регулируется гипоталамо-гипофизарнсй системой, которая в свою очередь подчинена вышележащим отделам центральной нервной системы. При патологии гипота­ламуса выявляются различные нарушения обмена Вr, функции коры надпочечников и половых желез. У больных с нарушением функции половых желез отмечается повышение показателя ДГИА/Br, а у больных без таких нарушений этот показатель снижается. Повышение выработки АКТГ и андрогенных стероидов, в особенности ДГИА, у больных с нарушением половой функции оказывает, надо полагать, еще большее подавляющее действие на половые железы через гонадотропный гормон и приводит к снижению уровня Вr в крови.

Исходя из полученных нами данных, для подавления активности дегидроизоандро­стерона у больных с гипоталамическим синдромом при нарушении половой функции можно рекомендовать прием умеренных доз стероидных гормонов (преднизолона) и брома.

×

Об авторах

М. Ш. Билялов

Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра нервных, болезней

Россия

Список литературы

  1. Баранов В. Г. Болезни эндокринной системы и обмена веществ. Медицина,Л 1965.
  2. Вейн А. М. В кн.: Физиология и патология гипоталамуса. Наука, М.,1966
  3. Войткевич А. А. В кн.: Действие фармакологических веществ на эндокринную систему. Медицина, Л., 1965
  4. Гнидаш С. Г. В кн.: Физиология и патология эндокринной системы. Харьков, 1965
  5. Гращенков Н. И. Гипоталамус. Медицина, М., 1964
  6. Димитров Л. А. Природа, 1953, 2
  7. Калмыкова К.М. цит. по Б. А. Вартапетову. В кн.: Эндокринопатии и лечение их гормонами. Вып. 4. Киев, 1968
  8. Макарченко А. Ф. и др. Физиология и патология переходного периода женщины. Киев, 1967
  9. Мигали Н. Д. Докл. XXIV очередной научной конф. Кишиневского мед. ин-та по итогам научно-исслед. работы за 1965 г. Кишинев, 1965
  10. Ордынец Г. В. В кн.: Непрогуморальные и эндокринные факторы в деятельности нервной системы. Изд-во АН СССР, 1959
  11. Павлов И. П. Павловские среды. 1949.
  12. Павлов И. П., Петрова М. К. В кн. И. П. Павлова: Полное собрание трудов. 1949, 3
  13. Русецкий И. И. Вегетативные нервные нарушения. Казань, 1958
  14. Соловьева А. Д. Вопросы клиники и терапии диэнцефальных нарушений. Автореф. канд. дисс., М., 1963
  15. Старкова H. Т. Вирильный синдром. Медицина, М., 1964
  16. Уваровская О. М. Пробл. эндокринол. и гормонотер., 1956, 2
  17. Шефер Г. Д. Диэнцефальные синдромы. Медгиз, М., 1962
  18. Шрейберг Г. Л. В кн.: Физиология и патология диэнцефальной области головного мозга. Медгиз, М., 1963
  19. Юдаев Н. Л. Биохимия стероидных гормонов коры надпочечников. Медгиз, М., 1956
  20. Тетер Е. Гормональные нарушения у мужчин и женщин. Варшава, 1968
  21. Xарват П. Клин, мед., 1957, 10.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1972 Билялов М.Ш.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах