Влияние операций на органах поддиафрагмального пространства на внешнее дыхание

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Доступ к органам поддиафрагмального пространства представляет собой трудную проблему хирургии. Подходы, связанные с проникновением через плевральную полость или с рассечением реберно-хрящевого заграждения и грудины, травматичны. Они связаны с нанесением дополнительной травмы больному.

Полный текст

Доступ к органам поддиафрагмального пространства представляет собой трудную проблему хирургии. Подходы, связанные с проникновением через плевральную полость или с рассечением реберно-хрящевого заграждения и грудины, травматичны. Они связаны с нанесением дополнительной травмы больному. Расширители-подъемники реберных дуг, разработанные в хирургической клинике Казанского ГИДУВа [13], позволяют создать хороший доступ к органам поддиафраг­мального пространства. Основанные на принципе смещения грудинно-реберного за­граждения в краниальном направлении, эти аппараты позволяют производить вмеша­тельства из обычного лапаротомного разреза, не осложняя основного заболевания дополнительной травмой.

Сравнительное изучение оперативных доступов к поддиафрагмальному простран­ству по методике А. Ю. Созон-Ярошевича показало, что доступ с аппаратной коррек­цией превосходит по своим показателям чрезбрюшинный и чресплевральный доступы в отдельности [2].

Операционная травма, вызывая в организме ряд нарушений, оказывает влияние и на функцию аппарата внешнего дыхания, обеспечивающего газообмен между наруж­ным воздухом и кровью в легочных капиллярах. Нарушение вентиляции в послеопе­рационном периоде является причиной тяжелых, а подчас и смертельных осложне­ний. Изучению этой патологии посвящены работы ряда авторов [1, 4, 6, 7, 8 и др.].

Исследуя некоторые показатели функции внешнего дыхания у больных с хирур­гическими заболеваниями органов поддиафрагмального пространства, мы поставили задачу, в частности, проследить, какое влияние на дыхательную функцию оказывают операции на органах поддиафрагмального пространства с использованием расшири­телей-подъемников реберных дуг, и изучить изменения дыхания у этих больных в пос­леоперационном периоде.

Обследовано 44 больных. В возрасте от 31 до 40 лет было 5, от 41 до 50 лет — 11, от 51 до 60 лет — 17 и старше — 11 больных.

Для удобства анализа полученных данных все больные были разделены на груп­пы в зависимости от объема выполненной операции и от вида оперативного подхода. Вмешательства, выполненные верхнеабдоминальным доступом с использованием рано­расширителей РСК-Ю, в свою очередь подразделены на 2 подгруппы: а) операции на дистальном отделе желудка или органах, расположенных в этой области (резекция желудка, гастроэнтероанастомоз, холецистоеюностомия) ; б) операции, связанные с манипуляциями в области проксимального отдела желудка или близлежащих орга­нах (проксимальная резекция желудка, гастроэктомия, кардиопластика, ушивание грыжи пищеводного отверстия диафрагмы).

Сопоставление показателей легочной вентиляции у больных этих 2 групп показы­вает, что различий в степени угнетения легочной вентиляции не обнаруживается (Р>0,05). Это значит, что основная причина, вызывающая нарушения легочной венти­ляции у этих больных, является общей и, видимо, в малой степени зависит от объема операции, выполненной на самом желудке. При дальнейшем анализе эти больные были объединены нами в одну группу.

Контрольную группу составляли 8 больных, оперированных верхнеабдоминальным доступом без использования ранорасширителей (7 апробативных лапаротомий и 1 га­строэнтероанастомоз)

Во всех случаях применен эндотрахеальный поверхностный эфирно-кислородный наркоз с тотальной кураризацией и искусственным дыханием.

Исследования показателей внешнего дыхания производили на спирографе СГ-1 в условиях основного обмена. По полученной спирограмме вычисляли частоту дыха­ния (ЧД), дыхательный объем (ОД)), минутный объем дыхания (МОД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поглощение кислорода в минуту (ПО2), коэффициент исполь­зования кислорода (КИО2).

После операции запись спирограммы повторяли на 2-й, 4-й, 7-й, 10-й день. Фак­тические значения показателей, полученные в послеоперационном периоде, выражали в процентах к дооперационным, которые принимали за 100%.

При исследовании состояния внешнего дыхания после операции у больных обеих групп было установлено значительное снижение объемов легочной вентиляции по сравнению с исходными данными.

У больных 1-й группы (оперированных с использованием рано расширителей РСК-10) на 2-й день после операции наступило учащение дыхания до 126,7+0,640% (Р<0,001) и снижение его глубины до 83,8+0,492% (Р<0,001). Легочная вентиляция в результате отмеченных сдвигов частоты и глубины дыхания возрастала до 106,5+0,772% (Р<0,001). Увеличение МОД при таком соотношении частоты и глубины должно рассматриваться как более благоприятный для газообмена сдвиг по сравне­нию с отсутствием изменения МОД и тем более с его уменьшением, так как эффек­тивность легочной вентиляции при этом страдает в меньшей степени. Увеличение МОД в данном случае мы рассматривали как компенсаторную реакцию в ответ на возник­шие неблагоприятные условия для газообмена.

В последующие дни показатели легочной вентиляции были ниже исходных. На 4-й день после операции ЧД составляла 120,0+0,593% (Р<0,001), ОД — 87,4+0,479% (Р<0,001), МОД— 105,4+0,881% (Р<0,001), ЖЕЛ — 61,1 ±0,324% (0,001).

На 7-й день ЧД была равна 113,2+0,444% (Р<0,001), ОД — 92,1 ±0,384% (Р<0,001), МОД—104,4±0,568% (Р<0,001), ЖЕЛ — 73,5±0,335% (Р<0,001).

На 10-й день вентиляционные показатели мало чем отличались от исходных: ЧД — 103,6±0,464% (Р<0,05) ; ОД — 97,0±0,409% (Р>0,1 ) ; МОД — 100,5±0,409% (Р>0,1); ЖЕЛ — 95,6±0,149% (Р<0,01).

В послеоперационном периоде произошли существенные изменения и в легочном газообмене. На 2-й день после операции ПО2 составляло 126,8+0,772% (Р<0,001), на 4-й день отмечалось повышение ПО2 до 131,1+0,880% (Р<0,001), а на 7-й — до 139,9±0,918% (Р<0,001).

Б. В. Петровский и С. Н. Ефуни объясняют повышение ПО2 непосредственно пос­ле операции наличием послеоперационной гиперметаболитической реакции, что связы­вается с охлаждением больного во время оперативного вмешательства и наркоза, с восстановлением болевой чувствительности и появлением стрессовых реакций на боль. Повышение ПО2 в последующие дни послеоперационного периода отражает воз­росшую кислородную потребность организма в связи с усилением обменно-окисли­тельных процессов на фоне операционного ацидоза, усиленного распада тканей и ин­тенсивных репаративных процессов, сопровождающихся гипертермией, тахикардией и напряженной работой дыхательного аппарата.

На 10-й день по мере нормализации обменно-окислительных процессов, ликвида­ции раневого асептического воспаления с сопутствующей гипертермией и тахикардией кислородная потребность уменьшалась, и ПО2 снизилось до 108,7+0,545% (0,05<3<Р<0,1), несколько превышая еще дооперационный уровень.

Большой интерес представляет коэффициент использования кислорода (КИО2), характеризующий эффективность легочной вентиляции [3]. Анализ полученных данных свидетельствует о повышении КИО2. На 2-й день КИО2 равнялся 119,5+1,140% (Р<0,001) исходной величины, на 4-й день он повышался до 124,8+1,359% (Р<0,001), на 7-й день составлял 134,2+0,996% (Р<0,001), к 10-му дню понижался до 108,5+0,497% (Р<0,001), несколько превышая исходную величину.

Увеличение КИО2 после операции происходило в основном за счет увеличения ПО2 и уменьшения объема дыхания. Недостаток глубины дыхания организм компен­сирует увеличением его частоты, ведущим к снижению объема альвеолярной вентиля­ции [3]; для получения необходимого количества кислорода больной должен дышать чаще, то есть кислородная ценность каждого вдоха понижается.

У больных, оперированных верхнеабдоминальным доступом без применения рано­расширителей, также наблюдалось значительное снижение объемов легочной вентиля­ции по сравнению с исходными данными.

При сравнительном анализе показателей обеих групп отмечается меньшее сниже­ние ОД и ЖЕЛ на 2-й и 4-й дни после операции (Р<0,001). Однако эти различия нерезки и проявляются только в первые 4 дня после операции. В последующие дни не выявлено различий в степени угнетения легочной вентиляции в обеих группах.

Выраженное расстройство легочной вентиляции, наблюдающееся у больных в послеоперационном периоде, по мнению многих исследователей [1, 5, 6 и др.], вызва­но функциональными нарушениями в аппарате дыхания, возникающими под влиянием операции. Ведущая роль в этом отношении принадлежит болевому фактору [4, 12 и др.]. Угнетение дыхания следует связывать с действием боли, вызывающей резкое снижение дыхательной подвижности грудной клетки, уменьшение или даже полное отсутствие экскурсий диафрагмы [8, 9 и др.] и передней брюшной стенки.

Под влиянием боли брюшная стенка сокращается, уровень стояния диафрагмы повышается. В результате емкость плевральной полости снижается [7, 9], а дыхатель­ные экскурсии ее оказываются ограниченными.

Большое значение для улучшения легочной вентиляции в послеоперационном периоде мы придавали ранней активизации больных, систематическому проведению- дыхательной гимнастики с первых суток после операции, назначению оксигенотерации и антигипоксических средств (АТФ, витаминов В6 и В15, кокарбоксилазы). Для снятия болевых импульсов в послеоперационном периоде использовались анальгетики, а в ряде случаев ингаляционная анальгезия закисью азота [11].

ВЫВОДЫ

  1. Применение расширителей-подъемников реберных дуг (РСК-10) позволяет производить вмешательства на различных органах поддиафрагмального пространства, используя верхнеабдоминальный доступ.
  2. В послеоперационном периоде не выявлено различия показателей легочной вентиляции после вмешательств на разных органах с использованием аппаратов РСК-10.
  3. У больных, оперированных с использованием аппаратов РСК-Ю, в первые че­тыре послеоперационных дня отмечается несколько большее угнетение дыхания, в последующие дни изменения показателей функции внешнего дыхания не превышают изменений дыхания после обычной верхне-срединной лапаротомии.
  4. Коррекция возникающих нарушений внешнего дыхания (проведение дыхатель­ной гимнастики, оксигенотерапия, применение антигипоксических и сердечно-сосу­дистых средств) ликвидирует эти нарушения к 10-му дню.
×

Об авторах

М. А. Айдаров

Казанский ГИДУВ .им. В. И. Ленина на базе городского онкологического диспансера

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра хирургии № 2

Россия

Список литературы

  1. Агапов Ю. О. Оценка нарушений дыхания в послеоперационном периоде у онкологических больных. Автореф. канд. дисс., М., 1967Айдаров М. А. Материалы Всеросс. конф, хирургов. Казань, 1970
  2. Дембо А. Г. Недостаточность функции внешнего дыхания. Медгиз, Л., 1957
  3. Дмитрук Я. Д. Хирургия, 1958, 8; Вести, хир., 1959, 4.
  4. Заворотный В. Клин, хир., 1970, 6.
  5. Зуев Ю. Г. Некоторые показатели внешнего дыхания при операциях на органах брюшной полости. Автореф. канд. дисс., Оренбург, 1965
  6. Кальченко И. И., Львович Г. А. Врач, дело, 1956, 5
  7. Коваленко Ф. Р. Состояние внешнего дыхания у больных, оперированных на органах брюшной полости. Автореф. канд. дисс., Л., 1968
  8. Корганова-Мюллер Ф. С. Журн. совр. хир., 1928, 5
  9. Миллер Ф. П. В кн.: Нарушение бронхиальной проходимости. М., 1946
  10. Петровский Б. В., Ефуни С. Н. Лечебный наркоз. Медицина, М., 1967
  11. Ротенфельд М. 3. Клин, мед., 1948, 10
  12. Сигал М. 3., Кабанов К. В. Бюлл. изобрет., 1959, 23.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1972 Айдаров М.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах