Врач и больной
- Авторы: Окулов А.М.
- Выпуск: Том 49, № 3 (1968)
- Страницы: 97-98
- Тип: Статьи
- Статья получена: 10.02.2021
- Статья одобрена: 10.02.2021
- Статья опубликована: 30.05.1968
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/60517
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj60517
- ID: 60517
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время в руках клинициста имеется целый ряд сложных аппаратов и инструментов для исследования больного. Широко применяются различного рода рентгенологические исследования, а в последние годы — и радиологические.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время в руках клинициста имеется целый ряд сложных аппаратов и инструментов для исследования больного. Широко применяются различного рода рентгенологические исследования, а в последние годы — и радиологические. Трудно перечислить то множество приборов, которые позволяют длительно (часами, сутками) следить за функцией отдельных систем и органов. Инструментальные исследования дополняются рядом сложных биохимических анализов, углубляющих наши представления о состоянии обменных процессов в организме и позволяющих целенаправленно влиять на них. Техническое оснащение медицинских учреждений обогащается с каждым днем, растет также число биохимических реакций, применяемых у постели больного. Расширяются возможности прижизненного морфологического исследования органов.
Несмотря на то, что прогресс медицинской техники неразрывно связан с прогрессом медицины как науки, нередко возникает опасение, что обильная техническая информация о больном заслонит от врача личность больного, и поэтому вновь дебатируется проблема взаимоотношений врача и больного.
Приводим некоторые высказывания наших ведущих ученых по этому вопросу.
Президент АМН СССР проф. H. Н. Блохин (Лит. газета, 1968, 1) указывает на большое значение контакта между врачом и больным, «который является и объектом научного исследования, и человеком, ждущим от врача внимания и помощи». Врачвстречается с больным в тяжелые для пациента дни, когда он весь погружен в мысли о своем недуге и особенно нуждается в психологи ческой поддержке врача.
Врач должен быть хорошим психологом. Жизнь подтверждает, что психотерапия играет большую роль в лечении многих болезней. «Иногда приходится задумываться — пишет проф. H. Н. Блохин— не растеряет ли современная медицина огромный положительный опыт и благородные традиции старого врача, обогащаясь все новыми техническими возможностями. Не вырастет ли между больным и врачом непреодолимая преграда из многочисленных анализов, приборов, рентгеновских снимков и сложных кривых, отодвигающая на второй план непосредственное общение двух людей?».
Для врача необходимо овладение новой техникой, углубленные знания физики, химии, математики, но, подчеркивает проф. H. Н. Блохин, вместе с тем «каждый врач- клиницист с институтской скамьи должен воспитываться в духе медицинской деонтологии — учения «о должном», о правилах общения с больным, о врачебной этике. Этому трудно научиться по книгам. Каждый профессор мединститута должен быть учителем деонтологии, показывая студентам личный пример, который дороже всяких учебников и запоминается на всю жизнь».
Проф. А. Ф. Билибин в статье «Врач и больной» (Вести. АЛІИ СССР, 1967, 9) выдвигает следующее весьма справедливое положение: «Клиническая медицина мне представляется вовсе не той областью, в отношении которой можно говорить, что «здесь всякий может, если поднажать». Он подразделяет врачей на 3 группы: а) «имитаторов врачебной деятельности», б) «врачей лишь по образованию», в) врачей — «мастеров своего дела, так сказать глубокого клинического бурения вскрывающих сложные породы патологических состояний и процессов». Он называет их также специалистами «хорошего заряда». Врач не имеет права забывать o внутреннем мире больного, иначе он станет ремесленником, «притом примитивным».
Проф. А. Ф. Билибин подчеркивает, что при всех /технических нововведениях врач не должен терять сущности врачебной деятельности, заключающейся в стремлении к цельности, к пониманию индивидуальности своих пациентов. «Клиническая деятельность врача— пишет он— требует не только знаний патологических процессов и механизмов лечебных воздействий, но не в меньшей степени разносторонней культуры интеллекта, культуры контакта с пациентом, а это в первую очередь тонкая работа, где интеллект врача, его знания и психологические явления интегрируются для сохранения целостности понимания личности больного». Врачи «хорошего заряда» «...понимают больного... И не бог весть как они образованы и учены, но пациент от общения с ними начинает глядеть веселыми глазами и надолго остается им благодарен». Такой контакт между врачом и больным оказывает благотворное, иногда целебное действие. «Клиницисту прежде всего нужно понять больного. Известно, что здоровым людям понять друг друга трудно, а понять больного еще труднее».
Нельзя не согласиться со следующими положениями проф. А. Ф. Билибина: «Талант врача включает в себя также образованность, знания на современном научном уровне, широту мировоззрения. Кроме того, клиницисту должно быть присуще чувство целого. Тот, кто не имеет этог чувства, может быть врачом, но клиницистом он хорошим не будет». И далее: «Врач должен заниматься своим делом по- призванию, т. е. любить свою профессию и любить больных. Что такое «любить больных»? Это значит понимать их. Хороший врач тот, с кем можно говорить в любом ключе: ют легкого разговора до глубокого раздумчивого собеседования обо всем, что лежит на душе человеческой».