Doctor and patient

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Currently in the hands of the clinician there are a number of sophisticated apparatus and instruments for examining the patient. Various kinds of X-ray studies are widely used, and in recent years - and radiological.

Full Text

В настоящее время в руках клинициста имеется целый ряд сложных аппаратов и инструментов для исследования больного. Широко применяются различного рода рент­генологические исследования, а в последние годы — и радиологические. Трудно пере­числить то множество приборов, которые позволяют длительно (часами, сутками) сле­дить за функцией отдельных систем и органов. Инструментальные исследования допол­няются рядом сложных биохимических анализов, углубляющих наши представления о состоянии обменных процессов в организме и позволяющих целенаправленно влиять на них. Техническое оснащение медицинских учреждений обогащается с каждым днем, растет также число биохимических реакций, применяемых у постели больного. Расши­ряются возможности прижизненного морфологического исследования органов.

Несмотря на то, что прогресс медицинской техники неразрывно связан с прогрес­сом медицины как науки, нередко возникает опасение, что обильная техническая ин­формация о больном заслонит от врача личность больного, и поэтому вновь дебати­руется проблема взаимоотношений врача и больного.

Приводим некоторые высказывания наших ведущих ученых по этому вопросу.

Президент АМН СССР проф. H. Н. Блохин (Лит. газета, 1968, 1) указывает на большое значение контакта между врачом и больным, «который является и объектом научного исследования, и человеком, ждущим от врача внимания и помощи». Врачвстречается с больным в тяжелые для пациента дни, когда он весь погружен в мысли о своем недуге и особенно нуждается в психологи ческой поддержке врача.

Врач должен быть хорошим психологом. Жизнь подтверждает, что психотерапия играет большую роль в лечении многих болезней. «Иногда приходится задумываться — пишет проф. H. Н. Блохин— не растеряет ли современная медицина огромный положи­тельный опыт и благородные традиции старого врача, обогащаясь все новыми техни­ческими возможностями. Не вырастет ли между больным и врачом непреодолимая пре­града из многочисленных анализов, приборов, рентгеновских снимков и сложных кри­вых, отодвигающая на второй план непосредственное общение двух людей?».

Для врача необходимо овладение новой техникой, углубленные знания физики, химии, математики, но, подчеркивает проф. H. Н. Блохин, вместе с тем «каждый врач- клиницист с институтской скамьи должен воспитываться в духе медицинской деонто­логии — учения «о должном», о правилах общения с больным, о врачебной этике. Это­му трудно научиться по книгам. Каждый профессор мединститута должен быть учителем деонтологии, показывая студентам личный пример, который дороже всяких учебников и запоминается на всю жизнь».

Проф. А. Ф. Билибин в статье «Врач и больной» (Вести. АЛІИ СССР, 1967, 9) вы­двигает следующее весьма справедливое положение: «Клиническая медицина мне представляется вовсе не той областью, в отношении которой можно говорить, что «здесь всякий может, если поднажать». Он подразделяет врачей на 3 группы: а) «ими­таторов врачебной деятельности», б) «врачей лишь по образованию», в) врачей — «ма­стеров своего дела, так сказать глубокого клинического бурения вскрывающих слож­ные породы патологических состояний и процессов». Он называет их также специа­листами «хорошего заряда». Врач не имеет права забывать o внутреннем мире больно­го, иначе он станет ремесленником, «притом примитивным».

Проф. А. Ф. Билибин подчеркивает, что при всех /технических нововведениях врач не должен терять сущности врачебной деятельности, заключающейся в стремлении к цельности, к пониманию индивидуальности своих пациентов. «Клиническая деятель­ность врача— пишет он— требует не только знаний патологических процессов и меха­низмов лечебных воздействий, но не в меньшей степени разносторонней культуры ин­теллекта, культуры контакта с пациентом, а это в первую очередь тонкая работа, где интеллект врача, его знания и психологические явления интегрируются для сохранения целостности понимания личности больного». Врачи «хорошего заряда» «...понимают больного... И не бог весть как они образованы и учены, но пациент от общения с ними начинает глядеть веселыми глазами и надолго остается им благодарен». Такой контакт между врачом и больным оказывает благотворное, иногда целебное действие. «Клини­цисту прежде всего нужно понять больного. Известно, что здоровым людям понять друг друга трудно, а понять больного еще труднее».

Нельзя не согласиться со следующими положениями проф. А. Ф. Билибина: «Та­лант врача включает в себя также образованность, знания на современном научном уровне, широту мировоззрения. Кроме того, клиницисту должно быть присуще чувство целого. Тот, кто не имеет этог чувства, может быть врачом, но клиницистом он хоро­шим не будет». И далее: «Врач должен заниматься своим делом по- призванию, т. е. любить свою профессию и любить больных. Что такое «любить больных»? Это значит понимать их. Хороший врач тот, с кем можно говорить в любом ключе: ют легкого разговора до глубокого раздумчивого собеседования обо всем, что лежит на душе че­ловеческой».

×

About the authors

A. M. Okulov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1968 Okulov A.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies