Перфоративные язвы двенадцатиперстной кишки при интубационном наркозе
- Авторы: Кудянов В.Г.
- Выпуск: Том 49, № 3 (1968)
- Страницы: 56-57
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 09.02.2021
- Статья одобрена: 09.02.2021
- Статья опубликована: 30.05.1968
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/60457
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj60457
- ID: 60457
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Интубационный наркоз с применением релаксантов является методом выбора при большинстве тяжелых операций. Однако нередко он сопровождается серьезными осложнениями.
Ключевые слова
Полный текст
Интубационный наркоз с применением релаксантов является методом выбора при большинстве тяжелых операций. Однако нередко он сопровождается серьезными осложнениями.
При искусственном дыхании через маску наркозного аппарата возможна перфорация язвы желудка. Данное осложнение в доступной нам литературе не описано. Учитывая практическую важность разбираемого вопроса и трудность диагностики, мы считаем необходимым поделиться следующим наблюдением.
И., 36 лет, 27/ІѴ 1966 г. взята на операционный стол по поводу комбинированного митрального порока сердца с преобладанием стеноза. Внутривенно медленно введено 16 мл 2,5% раствора тиопентал-натрия и 80 мг миорелаксина. По мере углубления сна при помощи дыхательного мешка через маску производилось несколько активных вспомогательных дыханий кислородом для создания высокой концентрации его в крови на период интубации. Интубация выполнена без затруднений трубкой № 9 с надувной манжеткой. После интубации приступили к проведению ручного управляемого дыхания и насыщению организма основным наркотиком — эфиром и закисью азота. В течение операции фракционно вводили миорелаксин. Операцию начали и вели в первой фазе хирургической стадии наркоза. Произвели чрезжелудочковую инструментальную митральную комиссуротомию. После расширения митрального отверстия приступили к внутривенному переливанию крови. По окончании операции восстановилось самостоятельное дыхание, больная пришла в сознание: открыла глаза, мимикой стала отвечать на вопросы. К вечеру больная почувствовала резкие боли в животе, грудной клетке.
В послеоперационном периоде несколько раз в сутки вводили анальгетик. На вторые сутки состояние больной резко ухудшилось, стал нарастать цианоз губ и кончиков пальцев, язык немного обложен белым налетом, сухой. Пульс 120—130, аритмичный, тоны сердца глухие, верхушечный толчок не определяется. АД 90/50. Дыхание жесткое, с бронтхиальным оттенком; сухие хрипы. Живот умеренно вздут. Высокий темпанит в пупочной области, печень и селезенка не пальпируются. Видимой перистальтики не определяется. Дважды была рвота с выделением большого количества желудочного содержимого и желчи. Сифонная клизма не дала положительного эффекта и не облегчила состояние больной. Введен дуоденальный зонд, через который выделилось большое количество содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки. На 3-и сутки больная умерла при явлениях упадка сердечной деятельности.
На вскрытии обнаружена перфорированная язва передней стенки верхнего горизонтального отдела двенадцатиперстной кишки, разлитой перитонит.
По-видимому, в результате повышения давления газов в системе наркозного аппарата во время управляемого дыхания до интубации кислород попал в желудок, вызвав острое его расширение с последующим нарушением целости — перфорацией язвы двенадцатиперстной кишки.
Наличие безболевого, малосимптомного течения язвенной болезни, так называемой «немой язвы», перфорация ее в состоянии наркоза и усиленное введение анальгетиков в послеоперационном периоде не позволили определить острое заболевание брюшной полости при жизни больной.
Список литературы
Дополнительные файлы
