Epidemiological analysis of haemorrhagic fever with renal syndrome in health institutions in Ufa

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Because of the long incubation period (up to 30 days or more) of haemorrhagic fever with renal syndrome (HPS), accurate identification of the site, source and route of infection is often difficult. The most reliable epidemiological conclusions can be drawn from an analysis of outbreaks and sporadic cases of HPS in temporarily distant populations of child and adult health-care facilities.

Full Text

В связи с большой длительностью инкубационного периода (до 30 и более дней) геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) точное установление места, источника и путей заражения во многих случаях затруднено. Наиболее достоверные эпидемиологические заключения можно сделать при анализе вспышек и спорадических случаев заболевания ГЛ ПС во временно удаленных от обычных условий жизни коллективах детских и взрослых оздоровительных учреждений.

Эпидемический сезон 1964—1965 гг. характеризовался высокой заболеваемостью ГЛ ПС в Башкирии. Ряд вспышек был зарегистрирован и в оздоровительных учреждениях г. Уфы среди учащихся, сотрудников и отдыхающих. В 1964 г. здесь возникло 99 случаев ГЛПС: в пионерском лагере «Раевка»— 11, в учреждениях, расположенных в районе Новиковского леса города,— 88 (в санаторно-лесной школе—13, в детском туберкулезном санатории — 34, в доме отдыха —41).

Годы вспышек ГЛПС отличались высокой численностью грызунов. В августе 1963 г. она составляла 35 зверьков на каждые 100 ловушкосуток, причем 57,4% отловленных животных приходилось в долю рыжей полевки. В сентябре 1964 г. численность грызунов в Новиковском лесу колебалась между 33 и 38 экземплярами на 100 л/с, рыжая полевка составляла 57,9% отлова. В хозяйственных постройках отловлено 3 вида грызунов — лесная и полевая мыши и рыжая полевка (Ч. И. Марцинкевич, Л. С. Клуг, Э. И. Коренберг, 1965). В домах отлов не производили, но при эпидемиологическом обследовании находили следы жизнедеятельности грызунов.

I. Первая вспышка ГЛПС в оздоровительных учреждениях г. Уфы (8 случаев) была зарегистрирована среди учащихся и сотрудников санаторно-лесной школы с 9/II по 16/1II 1964 г. В течение учебного года в лесной школе одновременно находилось от 100 до 130 детей.

Эпидемиологическое обследование установило, что дети получали продукты со склада, где были грызуны. Заражение ГЛПС, по-видимому, произошло на складе или в столовой при получении и раздаче продуктов.

Первой заболела девочка 10 лет, дочь уборщицы школы (9/II 1964 г.), затем ее брат, сестра и мать (26/11). В семье из шести человек остались здоровыми отец и одна дочь. Старшие дети посещали лесную школу, младшая девочка часто приходила в школу с матерью. Почти одновременно (с 22/II по 16/Ш) заболели учащиеся школы (4 мальчика и 1 девочка) и воспитательница.

С марта 1964 г. во всех помещениях санаторно-лесной школы стали регулярно (2 раза в месяц) проводить дератизацию, однако заболевания возникли вновь (3 случая). Обследованием установлено, что дети ловили около школы грызунов и клали их друг другу в карманы пальто. Источником инфекции были рыжие полевки, а местом заражения — окружавшая школу лесная территория. С 15/V по 1/IX в школе был проведен ремонт. Однако 12/IX заболел еще один учащийся школы, a 27/IX заболел и умер дворник школы. Учитывая специфику работы дворника, можно предположить, что путь заражения здесь был воздушно-пылевой, а местом заражения явилась территория около школы. Таким образом, для эпидемиологического благополучия помимо проведения дератизации в домах необходимо было санитарное и техническое благоустройство домов и территории близ школы и проведение дератизации окружающего лесного массива.

II. В июне 1964 г. начались заболевания ГЛПС в туберкулезном санатории для детей школьного возраста, расположенном рядом с санаторно-лесной школой. Первым заболел (2/VI) завуч, который в мае разбирал свой старый деревянный дом на территории санатория. При разборке дома были обнаружены мышиные гнезда в стенах дома. Вскоре заболели двое мужчин, помогавших разбирать дом, и два учащихся санатория. Заражение, вероятнее всего, произошло воздушно-пылевым путем на территории санатория во время разборки дома. Единичные заражения в санатории отмечались в течение всего лета: 24/VII заболел мальчик 9 лет, 12/VIII — девочка 10 лет. В августе было 5 случаев заболевания ГЛПС среди прачек санатория и лиц, живущих в этом здании. Заражение -произошло во время чистки чердака прачечной, где было много грызунов. Путь заражения, по-видимому, воздушно-пылевой. Официально зарегистрировано одно заболевание, однако при эпидобследовании было выявлено еще 4 больных ГЛПС, находившихся на амбулаторном лечении. Следует отметить легкое течение болезни у 4 из 5 заболевших, давно проживающих на территории Новиковского лесного массива.

В декабре 1964 г. заболели ГЛПС 18 из 128 детей, находившихся в санатории, а также два врача и санитарка. Все заболевшие жили или работали в одной деревянной двухэтажной даче. Заболевания регистрировались со 2/XII по 23/XII. Учитывая разницу в длительности инкубационного периода, колеблющегося от 7 до 35 и более дней, заражение можно считать одномоментным. Поскольку режим дня, питание и т. д. для всех детей санатория были одинаковы, заражения ГЛПС, по-видимому, произошли в спальнях дачи во время отдыха или сна детей. В спальных палатах грызунов не оказалось, однако они были (в момент заселения в большом количестве) под террасами дачи и в пристройке, прилегающей к спальням первого этажа.

Дератизация на даче была проведена в середине ноября, а после возникновения заболеваний ГЛПС проводилась регулярно с последующим дустированием отработанной площади ДДТ 2 раза в месяц. Однако в пристройке, где помещалась бельевая и хозяйственный инвентарь санатория, влажной дезинфекции или хотя бы влажной уборки не провели. По-видимому, источником инфекции здесь явилась инфицированная выделениями грызунов пыль, которая попадала через щели пола из холодной пристройки з отапливаемое помещение первого этажа. Низкая температура в неотапливаемой пристройке способствовала длительному сохранению вируса в выделениях грызунов, а в дальнейшем и в пыли. Остальные дачи санатория не имели террас и пристроек. Грызуны в помещениях отсутствовали, дератизация проводилась регулярно, заболевания ГЛ ПС не регистрировались.

III. В 1964 г. заболело ГЛ ПС 39 человек в доме отдыха на южной окраине Нови- ковского леса: 23 отдыхающих, 8 сотрудников и 8 лиц, проживающих на территории дома отдыха; кроме того, заболели 2 человека, живущих рядом с домом отдыха, и 3 рыболова, ловивших рыбу и ночевавших на берегу р. Уфы близ дома отдыха. Заболевания начались в июле и продолжались до декабря. В летний период заражались в основном лица, ночевавшие во временных постройках или в лесу (садоводы, рыболовы). 43% заболеваний зарегистрировано в декабре 1964 г. Заболевшие ГЛПС жили в деревянных дачах, легко доступных для грызунов.

Необыкновенно дождливая осень 1964 г. способствовала повышенной подвижности грызунов и их проникновению в постройки. Заражения в большинстве случаев произошли в домах и дачах. Механизм заражения, вероятнее всего, воздушно-пылевой.

Наши эпидемиологические наблюдения дают основание считать, что заражения происходят главным образом воздушно-пылевым путем при нахождении или работе в помещениях, реже в природных стациях очага, где имеются грызуны — носители вируса ГЛПС. Заражаются неиммунные лица, которым при выполнении домашних и производственных работ или при отдыхе (особенно ночлеге) приходится дышать воздухом, содержащим пыль с частицами выделений грызунов. Часто заражения происходят при сне или отдыхе на земле, в стогах, палатках, шалашах, неблагоустроенных домах; при работах, связанных с фуражом, зерном, корнеплодами, а также при разборке старых домов, ремонтных, дорожных работах, при уборке помещений и на усадьбах.

При равных условиях труда и быта, существующих в пионерских лагерях, лесных школах, санаториях или домах отдыха, риск заражения ГЛПС примерно одинаков для всех возрастных групп членов этих коллективов и обусловлен только наличием или отсутствием контакта данного индивидуума или коллектива с источником инфекции (в домах или природных стациях); частота заражения лиц мужского и женского пола также не обнаруживает существенной разницы: первые составляют 54,2%, вторые — 45,8%. Характерны групповые заболевания. Большой процент заболевших падает на детей до 14 лет — 48,8, тогда как среди горожан случаи заболевания ГЛПС среди детей редки — 4,0%.

Случаи ГЛПС в оздоровительных учреждениях равномерно распределялись на протяжении года, однако в сентябре (начало учебного года) и в декабре наблюдались подъемы заболеваемости (соответственно 16,7 и 35,4% всех случаев).

В оздоровительных учреждениях сезон заболеваемости обусловливается только наличием грызунов-вирусоносителей на территории и в корпусах и временем поступления отдельных групп учащихся или отдыхающих.

Основой профилактики ГЛПС является дератизация на территории природных очагов и личная профилактика, направленная на защиту от попадания инфицированной вирусом ГЛПС пыли в верхние дыхательные пути и на слизистые. Крайне важно санитарное и техническое благоустройство мест работы, отдыха и ночлега и широкое проведение санитарно-разъяснительной работы.

×

About the authors

T. N. Retina

Republican Sanitary and Epidemiological Station of the Bashkir ASSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis of the USSR Academy of Medical Sciences; Main Sanitary and Epidemiological Department of the RSFSR Ministry of Health; Ufa City Sanitary and Epidemiological Station

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

T. P. Povalishina

Republican Sanitary and Epidemiological Station of the Bashkir ASSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis of the USSR Academy of Medical Sciences; Main Sanitary and Epidemiological Department of the RSFSR Ministry of Health; Ufa City Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

Ch. I. Martsinkevich

Republican Sanitary and Epidemiological Station of the Bashkir ASSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis of the USSR Academy of Medical Sciences; Main Sanitary and Epidemiological Department of the RSFSR Ministry of Health; Ufa City Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

Yu. S. Vasyuta

Republican Sanitary and Epidemiological Station of the Bashkir ASSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis of the USSR Academy of Medical Sciences; Main Sanitary and Epidemiological Department of the RSFSR Ministry of Health; Ufa City Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

L. S. Klug

Republican Sanitary and Epidemiological Station of the Bashkir ASSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis of the USSR Academy of Medical Sciences; Main Sanitary and Epidemiological Department of the RSFSR Ministry of Health; Ufa City Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

E. D. Filippenkova

Republican Sanitary and Epidemiological Station of the Bashkir ASSR; Institute of Poliomyelitis and Viral Encephalitis of the USSR Academy of Medical Sciences; Main Sanitary and Epidemiological Department of the RSFSR Ministry of Health; Ufa City Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Retina T.N., Povalishina T.P., Martsinkevich C.I., Vasyuta Y.S., Klug L.S., Filippenkova E.D.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies