Зарубежный и российский опыт организации специализированной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В результате дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации ежегодно погибают до 30 тыс. человек, что наносит значительный демографический и социально-экономический ущерб государству. Всемирная организация здравоохранения рассматривает дорожно-транспортный травматизм как одну из глобальных проблем, с которой ежегодно связано до 1,25 млн смертей. Во многих странах ведущее направление развития медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях - создание травматологических систем. Основной объём медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и с тяжёлыми травмами, полученными при других обстоятельствах, оказывают травматологические центры II и I уровней. Реализация федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» позволила создать в ряде субъектов Российской Федерации сеть травматологических центров, работа которых снизила летальность и инвалидность среди пострадавших с тяжёлыми травмами, однако проблему нельзя считать решённой, поскольку в России отсутствуют национальная база данных о пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (регистр), система оценки тяжести травм и регистрации отдалённых результатов несмертельных травм, что исключает возможность сравнения клинической эффективности работы российских травматологических центров между собой и с зарубежными аналогами.

Полный текст

В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в РФ ежегодно погибают 27–30 тыс. человек, что наносит значительный демографический и социально-экономический ущерб государству [1–4]. Всемирная организация здравоохранения рассматривает дорожно-транспортный травматизм как одну из глобальных проблем, с которой ежегодно связано до 1,25 млн смертей.

Во многих странах мира основное направление развития медицинской помощи пострадавшим с тяжёлыми травмами, в том числе полученными в ДТП, — создание национальных и региональных травматологических систем, включающих догоспитальный и госпитальный этапы оказания медицинской помощи, средства эвакуации пострадавших, несколько уровней стационаров (травматологических центров), оказывающих специализированную медицинскую помощь, основанную на единых клинических подходах к лечению пострадавших [5–8].

Основной объём медицинской помощи пострадавшим в ДТП оказывают травматологические центры II уровня (преимущественно экстренную и ограниченный объём плановой специализированной медицинской помощи) и более высокого I уровня (весь спектр экстренной и плановой специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной).

В систематическом обзоре, выполненном L.La Grone и соавт (2016), указано на организацию и работу травматологических систем в 51 государстве Южной Америки, Африки, Азии и Европы [9]. Травматологическую систему, функционирующую в США, рассматривают как типовую модель организации медицинской помощи [10]. В США в течение первого часа («золотого часа») с момента травмы доступ к центрам I–II уровня из числа пострадавших имеют 84,0% взрослых и 71,5% детей. При этом среди детей, госпитализированных в центры, специализирующиеся на оказании травматолого-ортопедической помощи детскому населению, регистрируют меньшую летальность и лучшие функциональные исходы, чем в прочих травматологических центрах [11].

К аналогичным выводам приходят и оте­чественные исследователи [12]. При этом в субъектах РФ до 9,9% ДТП происходит с участием детей [13]. Т.А. Бережнова и Я.В. Кулинцова (2016) указывают, что среди причин детской смертности дорожно-транспортный травматизм стоит на втором ранговом месте [14]. В отдельных субъектах РФ, о чём сообщают И.Ю. Болотников и Н.И. Галактионова (2017), происходит увеличение доли детей, госпитализированных в стационары (с 10,9% в 2013 г. до 16,3% в 2016 г.) с травмами, полученными в ДТП [15]. Однако травматологические центры для оказания специализированной помощи детям в РФ развёрнуты в единичных научно-исследовательских центрах и крупных многопрофильных стационарах, расположенных в городах федерального значения [16].

В центрах I уровня летальность пострадавших независимо от их возраста меньше, чем в центрах II уровня [16–19, ], что обусловлено различиями в их техническом оснащении, квалификации персонала, возможности применения наиболее эффективных методик хирургического лечения тяжёлых травм.

Развитие отечественного здравоохранения также идёт по пути формирования в субъектах РФ сети травматологических центров для оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим с тяжёлыми травмами [4, 20, 21], созданных в процессе реализации федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 гг.» и «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.».

Однако территориальное расположение травматологических центров, их количество и ограниченные возможности эвакуации пострадавших воздушным транспортом не позволяют в РФ достичь результата по доле госпитализированных в течение «золотого часа», полученного в травматологической системе США. Так, А.А. Кирсанова сообщает, что в 2017 г. в Хабаровском крае функционировало 10 травматологических центров, которые охватывали только 80% сети автомобильных дорог данного субъекта РФ [22]. По мнению российских исследователей, только 20–30% летальных исходов на догоспитальном этапе связано с тяжестью травм, в остальных случаях — с недостатками организации медицинской помощи на догоспитальном этапе и межведомственного взаимодействия по ликвидации последствий ДТП и, соответственно, невозможностью эвакуации пострадавшего в специализированный центр течение «золотого часа» [15, 23].

В.А. Порханов и соавт. основным предиктором летальности пострадавших считают время, прошедшее от момента травмы до начала оказания специализированной медицинской помощи в центре I уровня. Совершенствование маршрутизации пострадавших между медицинскими организациями и алгоритмов оказания медицинской помощи позволило авторам исследования сократить летальность пациентов с тяжёлыми травмами, госпитализированных в региональный травматологический центр I уровня, с 39,7% в 2004 г. до 10,8% в 2016 г. [21].

Учитывая, что за рубежом при создании национальных баз данных наиболее полно регистрируют травмы, полученные в ДТП, а их летальные исходы подвергают тщательному статистическому учёту и анализу, многие авторы обоснованно сообщают, что организация и развитие травматологических систем однозначно приводят к уменьшению летальности пострадавших в ДТП [24, 25].

Среди предикторов показателя летальности российские и зарубежные авторы учитывают тяжесть травмы по стандартизированным оценочным шкалам в баллах, преимущественно Injury Severity Score (ISS), её анатомическую локализацию [16, 19, 26–28], демографические характеристики пациентов [29], различные социальные факторы [30]. При оценке эффективности работы систем оказания травматологической помощи учитывают роль не только организационных и клинических мероприятий в системе здравоохранения, но и запретительных мер со стороны государства (возможность управления автомобилем после приёма алкоголя, скоростной режим и т.д.), которые вносят свой вклад в снижение смертности при ДТП [31].

Кроме того, отечественные и зарубежные авторы уделяют внимание оценке исходов не­смертельных травм, в том числе инвалидности [32, 33], развитию осложнений и срокам стационарного лечения [19, 23, 34, 35], доступности реабилитации [36].

Если в США, Канаде и Европе эффективность работы травматологических систем можно оценить и сопоставить на основании национальных регистров травм, то о необходимости создания подобных баз данных в РФ сообщают в единичных публикациях [37]. В РФ формы федерального статистического наблюдения содержат лишь ограниченный объём данных о количестве пострадавших в ДТП, умерших на догоспитальном и госпитальном этапах, госпитализированных в стационары. Информация о тяжести состояния пострадавших при госпитализации, сроки и характер выполненных оперативных вмешательств, причины развития осложнений и летальных исходов регистрируют в первичной медицинской документации, доступной исследователям только в медицинских организациях, в которые поступили пострадавшие.

Сравнение эффективности организации травматологических систем в субъектах РФ и зарубежных государствах затрудняет не только отсутствие в РФ национального регистра травм, но и использование в медицинских организациях субъектов РФ различных критериев оценки тяжести травм [21, 37].

За рубежом с целью оптимизации работы травматологической системы применяют рейтинговую оценку травматологических центров [27]. Для поддержания своего статуса травматологический центр должен оказывать определённый объём медицинской помощи [17] и соответствовать критериям аккредитации [38].

В РФ федеральным законодательством также определена процедура лицензирования медицинской деятельности и аккредитации врачей-специалистов. Однако действующие нормативно-правовые акты не предусматривают рейтинговую оценку клинической эффективности травматологических центров, что исключает возможность создания конкурентной среды между медицинскими организациями, ведёт к инертности администрации по отношению к внедрению современных методик лечения травм и повышению квалификации персонала.

D. Demetriades и соавт. (2005) считают, что объём госпитализаций пациентов с тяжёлыми травмами не оказывает существенного влияния на исходы лечения в центрах I и II уровней, планирование травматологической системы [39]. В последующем исследовании R. Simon и соавт. (2009) на примере травматологической системы штата Нью-Йорк, напротив, приходят к выводу, что открытие нового травматологического центра привело к уменьшению количества госпитализаций пострадавших в уже функционирующий центр, снижению компетентности персонала и, соответственно, росту числа осложнений и летальных исходов [40].

A.C. Gunning и соавт. (2015) сообщают, что, несмотря на отсутствие убедительных данных о влиянии объёма госпитализаций на исходы лечения пациентов с травмами, клиники с большим количеством госпитализаций имеют наиболее квалифицированный персонал, а врачи — высокие индивидуальные навыки хирургической работы [41].

S. Shafi и соавт. (2010) обращают внимание, что для повышения эффективности работы травматологических центров необходимо уточнение клинических протоколов ведения пациентов, так как высокая оперативная активность не всегда способствует улучшению медицинской помощи при травмах [42].

Протоколы ведения пациентов также повышают эффективность взаимодействия между больницами, включёнными в систему ­оказания травматологической помощи [25]. О наличии протоколов лечения пациентов с тяжёлыми травмами сообщают в единичных публикациях отечественных исследователей [19]. Протоколов федерального уровня, обязательных для исполнения во всех медицинских организациях субъектов РФ, в настоящее время нет.

Таким образом, несмотря на то обстоятельство, что организация и развитие травматологических систем в ряде субъектов РФ соответствуют мировым тенденциям, национальная (федеральная) травмосистема на данный момент ещё не сформирована.

Ключевыми организационно-методическими мероприятиями, направленными на достижение поставленной цели, считаем:
– внедрение единых критериев оценки тяжести травм;
– введение маршрутной карты пострадавшего в ДТП с тяжёлыми травмами как основы для создания федеральной базы данных (регистра) пациентов с указанными травмами;
– персонифицированный учёт и изучение отдалённых результатов и исходов тяжёлых травм, что позволит обобщить и тиражировать наиболее эффективные модели организации и алгоритмы оказания медицинской помощи, методики лечения пострадавших с тяжёлыми травмами;
– организацию в каждом федеральном округе РФ травматологического центра I уровня для оказания специализированной помощи детям.

×

Об авторах

Дмитрий Александрович Бугаев

Ставропольский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dimairabu@rambler.ru
г. Ставрополь, Россия

Список литературы

  1. Москвичёва М.Г., Шишкина Е.В. Комплексное изу­чение дорожно-транспортного травматизма на территории Челябинской области. Пробл. социал. гигиены, здравоохр. и истории мед. 2015; (2): 7–11.
  2. Шабунова А.А., Дуганов М.Д., Калашников К.Н. Преждевременная смертность как причина экономических потерь региона. Здравоохр. РФ. 2012; (3): 26–30.
  3. Боровиков В.Н., Семёнова В.Г., Хрупалов А.А. и др. Дорожно-транспортный травматизм как комплексная медико-социальная проблема потерь здоровья населения России. Травматология и ортопедия России. 2011; (3): 101–108.
  4. Егизарян К.А., Черкасов С.Н., Аттоева Л.Ж. Мониторинг эффективности мероприятий, проводимых в рамках государственной политики в сфере профилактики травматизма в России. Применение современных технологий лечения в российской травматологии и ортопедии. Сборник тезисов международной конференции травматологов-ортопедов. М. 2016; 68–69.
  5. Clark D.E. Trauma system evaluation using the fatality analysis reporting system. J. Trauma. 2003; 54 (6): 1199–1204.
  6. Lendrum R.A., Lockey D.J. Trauma system development. Anaesthesia. 2013; 68 (1): 30–39.
  7. Nathens A.B., Jurkovich G.J., Rivara F.P., Maier R.V. Effectiveness of state trauma systems in reducing injury-­related mortality: a national evaluation. J. Trauma. 2000; 48 (1): 25–30.
  8. Pigneri D.A., Beldowicz B., Jurkovich G.J. Trauma systems: Origins, evolution, and current challenges. Surg. Clin. North Am. 2017; 97 (5): 947–959. doi: 10.1016/j.suc.2017.06.011.
  9. La Grone L., Riggle K., Joshipura M. et al. Uptake of the World Health Organization’s trauma care guidelines: a systematic review. Bulletin of the World Health Orga­nisation. 2016; 94 (8): 585–598. http://dx.doi.org/10.2471/BLT.15.162214 (access date: 03.02.2019).
  10. Carr B.G., Nance M.L. Access to pediatric trauma care: alignment of providers and health systems. Curr. Opin. Pediatr. 2010; 22 (3): 326–331. DOI: 10.1097/ MOP.0b013e3283392a48.
  11. Petrosyan M., Guner Y.S., Emami C.N., Ford H.R. Disparities in the delivery of pediatric trauma care. J. Trauma. 2009; 67 (2): 114–119. doi: 10.1097/TA.0b013e3181ad3251.
  12. Зорин В.И., Жила Н.Г. Проблемы оказания помощи детям, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Дальневосточный мед. ж. 2011; (3): 44–46.
  13. Кузьмин А.Г., Вишняков Н.И., Мартынова Н.А. Анализ исходов дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Казанский мед. ж. 2011; (4); 599–561.
  14. Бережнова Т.А., Кулинцова Я.В. Современная диагностика неотложных состояний у детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Ж. научных статей здоровье и образование в XXI веке. 2016; (2): 426–429.
  15. Болотников И.Ю., Галактионова Н.И. Совершенствование догоспитальной медицинской помощи в Астраханской области пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Мед. науки. 2017; (1): 101–109. doi: 10.21685/2072-3032-2017-1-11.
  16. Семёнова Ж.Б., Валиуллина С.А., Карасёва О.В. и др. Специализированная помощь, или «цепочка выживания» у детей с тяжёлой черепно-мозговой травмой. Мед. альманах. 2014; 5. https://elibrary.ru/download/elibrary_21500186_86327187.pdf (дата обращения: 03.02.2019).
  17. Bennett K.M., Vaslef S., Pappas T.N., Scarbo­rough J.E. The volume-outcomes relationship for United States Level I trauma centers. J. Surg. Res. 2011; 167 (1): 19–23.
  18. Kim Y.J. Relationship of trauma centre characte­ristics and patient outcomes: a systematic review. J. Clin. Nurs. 2014; 23 (3–4): 301–314. doi: 10.1111/jocn.12129.
  19. Порханов В.А., Завражнов А.А., Афаунов А.А. и др. Анализ факторов, оказывающих влияние на уровень летальности, среди пациентов в остром периоде политравмы, госпитализированных в региональный многопрофильный стационар. Мед. вестн. Юга России. 2016; (4): 39–44.
  20. Шишкин Е.В. Анализ эффективности первых лет работы травматологического центра первого уровня на территории Челябинской области. Казанский мед. ж. 2015; 96 (1): 100–104.
  21. Порханов В.А., Барышев А.Г., Блаженко А.Н. и др. Результаты лечения больных с политравмой в многопрофильной клинике. Хирургия. Ж. им. Н.И. Пирогова. 2018; (12): 82–85. doi: 10.17116/hirurgia201812182.
  22. Кирсанова А.А. Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в Хабаровском крае за январь-апрель 2017 г. Тихоокеанский мед. ж. 2017; (3): 83–84.
  23. Дементьев И.М., Гуров А.Н. Применение программного комплекса для паспортизации травматологических центров и контроля качества лечения пациентов, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в Московской области. Врач. 2017; (3): 39–45.
  24. Nathens A.B., Jurkovich G.J., Cummings P. et al. The effect of organized systems of trauma care on motor vehicle crash mortality. JAMA. 2000; 283 (15): 1990–1994. doi: 10.1001/jama.283.15.1990.
  25. Claridge J.A., Allen D., Patterson B. et al. Regional collaboration across hospital systems to develop and implement trauma protocols saves lives within 2 years. Surgery. 2013; 154 (4): 875–882. doi: 10.1016/j.surg.2013.07.013.
  26. Gomez D., Haas B., Hemmila M. et al. Hips can lie: impact of excluding isolated hip fractures on external benchmarking of trauma center performance. J. Trauma. 2010; 69 (5): 1037–1041. doi: 10.1097/TA.0b013e3181f65387.
  27. Nathens A.B., Xiong W., Shafi S. Ranking of trauma center performance: the bare essentials. J. Trauma. 2008; 65 (3): 628–635. doi: 10.1097/TA.0b013e3181837994.
  28. Würdemann F.S., Smeeing D.P.J., Ferree S. et al. Differentiation in an inclusive trauma system: allocation of lower extremity fractures. World J. Emerg. Surg. 2018; 13: 18. doi: 10.1186/s13017-018-0178-1.
  29. Alexandrescu R., O'Brien S.J., Lecky F.E. A review of injury epidemiology in the UK and Europe: some me­thodological considerations in constructing rates. BMC Public Health. 2009; 9: 226. doi: 10.1186/1471-2458-9-226.
  30. Rosen H., Saleh F., Lipsitz S.R., Meara J.G. Lack of insurance negatively affects trauma mortality in US children. J. Pediatr. Surg. 2009; 44 (10): 1952–1957. doi: 10.1016/j.jpedsurg.2008.12.026.
  31. Bener A. Strategy to improve road safety in deve­loping countries. Can. Med. J. 2003; 24: 447–452.
  32. Gabbe B.J., Lyons R.A., Fitzgerald M.C. et al. Reduced population burden of road transport-related major trauma after introduction of an inclusive trauma system. Ann. Surg. 2015; 261 (3): 565–572. doi: 10.1097/SLA.0000000000000522.
  33. Moore L., Champion H., Tardif P.A., Kuimi B.L. Impact of trauma system structure on injury outcomes: A systematic review and meta-analysis. World J. Surg. 2018; 42 (5): 1327–1339. doi: 10.1007/s00268-017-4292-0.
  34. Huseynova K., Xiong W., Ray J.G. et al. Venous thromboembolism as a marker of quality of care in trauma. J. Am. Coll. Surg. 2009; 208 (4): 547–552. doi: 10.1016/j.jamcollsurg.2009.01.002.
  35. Shafi S., Barnes S., Nicewander D. et al. Health care reform at trauma centers — mortality, complications, and length of stay. J. Trauma. 2010; 69 (6): 1367–1371. doi: 10.1097/TA.0b013e3181fb785d.
  36. Shafi S., de la Plata CM., Diaz-Arrastia R. et al. Ethnic disparities exist in trauma care. J. Trauma. 2007; 63 (5): 1138–1142. doi: 10.1097/TA.0b013e3181568cd4.
  37. Агаджанян В.В. К вопросу о создании реестра политравмы в Российской Федерации. Политравма. 2018; (1): 4–9.
  38. Sobrino J., Barnes S.A., Dahr N. et al. Frequency of adoption of practice management guidelines at trauma centers. Proc. (Bayl. Univ. Med. Cent.). 2013; 26 (3): 256–261.
  39. Demetriades D., Martin M., Salim A. et al. The effect of trauma center designation and trauma volume on outcome in specific severe injuries. Ann. Surg. 2005; 242 (4): 512–517.
  40. Simon R., Stone M., Cucuzzo J. The impact of a new trauma center on an existing nearby trauma center. J. Trauma. 2009; 67 (3): 645–650. doi: 10.1097/TA.0b013e31818cae0c.
  41. Gunning A.C., Lansink K.W.W., Balogh Z.J. et al. Demographic patterns and outcomes of patients in level I trauma centers in three international trauma systems. World J. Surg. 2015; 39 (11): 2677–2684. doi: 10.1007/s00268-015-3162-x
  42. Shafi S., Parks J., Ahn C. et al. More operations, more deaths? Relationship between operative intervention rates and risk-adjusted mortality at trauma centers. J. Trauma. 2010; 69 (1): 70–77. doi: 10.1097/TA.0b013e3181e28168.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2019 Бугаев Д.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах