К вопросу о влиянии социально-бытовых факторов и производства на интеллектуальное развитие рабочих кузнечного цеха завода „Красное Сормово“
- Авторы: Ротштейн Г.А.1
-
Учреждения:
- Нижегородский краевой институт по изучению профессиональных заболеваний
- Выпуск: Том 27, № 3 (1931)
- Страницы: 281-286
- Раздел: Социалистическое здравоохранение и диалектика в медицине
- Статья получена: 25.04.2022
- Статья одобрена: 25.04.2022
- Статья опубликована: 15.03.1931
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/106738
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj106738
- ID: 106738
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для выяснения вопроса о влиянии совокупности социально-бытовых и профессиональных факторов на интеллектуальное развитие рабочих лабораторией Института был проведен психологический эксперимент над группой рабочих кузнечного цеха завода „Красное Сормово“ численностью в 400 человек.
Ключевые слова
Полный текст
Для выяснения вопроса о влиянии совокупности социально-бытовых и профессиональных факторов на интеллектуальное развитие рабочих лабораторией Института был проведен психологический эксперимент над группой рабочих кузнечного цеха завода „Красное Сормово“ численностью в 400 человек.
Эксперимент проводился но коллективному методу в лаборатории Института по методике, состоящей из 5 тестов: тест Бурдона, Шульте (внимание), тест Нечаева (память), тест Альфа из американской серии и тест контрастов (мышление). Все тесты обрабатывались по формуле Уиппла к тесту Бурдона в модификации проф. С. М. Василейского. В таблицах мы оперируем средними арифметическими из индексов, полученных по этой формуле. Результатам эксперимента и посвящено настоящее сообщение.
Таблица № 1
Психические процессы рабочих по возрастным группам
Элементы психики | Возрастные группы | ||||
До 20 л. | 20—29 л. | 30—39 л. | 40—49 л. | 50 л. и выше | |
Внимание | 51 | 52 | 48 | 39 | 35 |
Память | 18 | 25 | 20 | 20 | 18 |
Мышление | 31 | 38 | 30 | 27 | 25 |
Из таблицы видно, что все элементы психики—внимание, память и высшие процессы (мышление)—нарастают от группы рабочих в возрасте до 20 лет к группе от 20 до 29 лет, постепенно снижаясь к более старым группам. Таблица подтверждает, таким образом, положение о том, что наибольшей свежестью и силой обладают психические процессы в молодом цветущем возрасте от 20 до 29 лет.
Влияние на психические процессы со стороны производственной жизни характеризует табл. № 2, представляющая психические процессы в зависимости от стажа. С целью избежать, насколько это возможно, влияния возрастного фактора, мы взяли стажевые группы в пределах одной возрастной группы до 30 лет.
Таблица № 2
Стаж | Элементы психики | ||
Внимание | Память | Мышление | |
До 3-х лет | 49 | 23 | 36 |
Выше 3-х лет | 54 | 26 | 37 |
Из табл. 2 видно, что у лиц со стажем выше 3-х лет все психические процессы развиты лучше, чем у лиц со стажем до 3-х лет. По-видимому, производственная обстановка действует стимулирующим образом па интеллектуальное развитие. Однако, это положение подтверждается не па всех рабочих группах. При исследовании рабочих кузнечного цеха завода „Красный Якорь" мы нашли обратное отношение, приведенное в таблице № 3.
Таблица № 3
Стаж | Элементы психики | ||
Внимание | Память | Мышление | |
До 3-х лет | 61 | 30 | 43 |
Выше 3-х лет | 54 | 29 | 40 |
Мы видим, что психические процессы у лиц со стажем до 3-х лет выше, чем у лиц со стажем выше 3-х лет. Для выяснения этого „парадокса“ мы постараемся подвергнуть анализу комплекс биосоциальных факторов, влияющих на интеллектуальное развитие.
Если мы обратимся к социальному составу обеих групп рабочих, то увидим (табл. № 4), что среди рабочих кузнечного цеха завода „Красное Сормово“ больший процент детей крестьян, чем среди рабочих завода „Красный Якорь“.
Таблица № 4
| «Красный Якорь» | «Красное Сормово» |
Дети рабочих | 45,4% | 40,2% |
„ крестьян | 46,5% | 57,8% |
„ служащих | 7,2% | 1,8% |
Не обозначено | 0,9% | 0,2% |
Однако, на материале кузнечного цеха завода „Красное Сормово“, мы не могли установить видимого влияния социального происхождения па интеллектуальное развитие, как это видно из таблицы № 5.
Таблица № 5
Социальное происхождение | Элементы психики | ||
Внимание | Память | Мышление | |
Рабочий | 48 | 22 | 32 |
Крестьянин | 48 | 23 | 34 |
По-видимому, дальнейшая социально-профессиональная жизнь нивеллирует разницу в интеллектуальном развитии даже в том случае, если в детстве эта разница существовала.
Если мы обратимся к степени образования обеих групп рабочих, то увидим (табл. № 6), что среди кузнецов-сормовичей грамотных значительно больше, чем среди кузнецов завода „Красный Якорь“, что не могло, конечно, не оказать влияния на степень интеллектуального развития сормовичей.
Таблица № 6
| «Красный Якорь» | «Красное Сормово» |
Грамотных | 57,7% | 64,4% |
Малограмотных | 36,0% | 24,2% |
Неизвестно | 6,3% | 9,4% |
Не без влияния на степень интеллектуального развития сормовичей, по-видимому, оказывается п то обстоятельство, что из них значительно большее количество, как это видно из таблицы № 7, провело детство в городе.
Таблица № 7
Детство провели | «Красный Якорь» | «Красное Сормово» |
В городе | 16,1% | 28,6% |
В деревне | 76,9% | 62,5% |
Частью в городе, частью в деревне | 7,0% | 8,9% |
Если вышеприведенные факторы, выявляющие предпосылки для более высокого интеллектуального развития у сормовичей, характеризуют обе сравниваемые группы рабочих в процессе их развития, то нижеприводимые данные характеризуют факторы, воздействующие на рабочих в настоящее время.
Таблица № 8 дает характеристику жилищных условий обеих рабочих групп.
Таблица № 8
| «Красный Якорь» | «Красное Сормово» |
Живут в подвалах | 3,9% | 1,3% |
" " 1 этаже | 72,7% | 76,6% |
" " верхнем этаже | 15,0% | 15,5% |
" " неизвестно | 8,8% | 8,9% |
Уже на основании этих данных мы можем судить о том, что сормовичи в жилищном отношении поставлены в лучшие условия, нежели кузнецы завода „Красный Якорь“. Дальнейшие таблицы, характеризующие количество занимаемых комнат (табл. № 9) и качество жилищ (табл. № 10) подтверждают это положение:
Таблица № 9
| «Красный Якорь» | «Красное Сормово» |
Занимают 1 комнату | 43,0% | 58,2% |
" " 2 комнаты | 1,7% | 18,0% |
" " 3 | 1,4% | 1,3% |
" " угол | 34,3% | 20,5% |
Живут в общежитии | 10,9% | — |
Неизвестно | 8,7% | 1,9% |
Таблица № 10
Сан. состояние жилищ | «Красный Якорь» | «Красное Сормово» |
Чистое | 76,6% | 87,2% |
Грязное | 16,0% | 9,7% |
Неизвестно | 7,4% | 3,1% |
Светлое | 62,9% | 89,7% |
Темное | 29,7% | 8,6% |
Неизвестно | 7,4% | 1,7% |
Теплое | 53,5% | 83,3% |
Холодное | 39,4% | 14,7% |
Неизвестно | 7,4% | 2,0% |
Из таблиц видно, что сормовичи живут менее скученно и в более хороших в санитарно-гигиеническом отношении жилищах, чем кузнецы завода «Красный Якорь».
Касаясь материальной обеспеченности обеих групп рабочих, укажем, что средний месячный заработок сормовича (104,4 руб.) выше среднего месячного заработка кузнеца с «Красного Якоря» (92,6 руб.).
Что материальная обеспеченность стоит в тесной связи с интеллектуальным развитием, показывает таблица № 11,—из которой видно, что все психические процессы у рабочих („Красного Сормова“) с заработком до 30 рублей ниже, чем у зарабатывающих выше 30 рублей на едока в месяц.
Таблица № 11
Доход на 1 человека в месяц | Элементы психики | ||
Внимание | Память | Мышление | |
До 30 рублей | 47 | 21 | 32 |
Выше 30 рублей | 50 | 31 | 36 |
Питание, естественно, находится в полном соответствии с заработком и, в свою очередь, оказывает влияние на интеллектуальное развитие, как это видно из табл. № 12, представляющей психические процессы рабочих с питанием до 2500 и выше 2500 калорий в сутки.
Таблица № 12
Питание в сутки | Элементы психики | ||
Внимание | Память | Мышление | |
До 2500 калорий | 35 | 21 | 32 |
Выше 2500 калорий | 49 | 23 | 34 |
Мы выдам, что у лучше питающихся все психические процессы выше.
Такие же отношения мы находим и в вопросе о потреблении алкоголя и табака. Таблица № 13 представляет психические процессы рабочих завода „Красное Сормово“, употребляющих и не употребляющих алкоголь и табак.
Таблица № 13
| Элементы психики | ||
Внимание | Память | Мышление | |
Не пьет | 51 | 22 | 37 |
Пьет | 48 | 23 | 33 |
Не курит | 50 | 22 | 35 |
Курит | 47 | 22 | 33 |
Мы видим, что у пьющих и курящих интеллектуальное развитие ниже, нежели у не употребляющих алкоголя и табака. Если мы рассмотрим степень потребления этих наркотиков у сравниваемых групп рабочих, то увидим (см. № 14), что сормовичи находятся в более благоприятных по сравнению с кузнецами „Красного Якоря“ условиях.
Таблица № 14
| «Красный Якорь» | «Красное Сормово» |
Пьют | 78,3% | 77,0% |
Курят | 74,8% | 73,6% |
Таким образом, мы приходим к выводу, что большая грамотность, пребывание в детстве в условиях городской культуры, лучшие жилищные условия, большая материальная обеспеченность и, в связи с этим, лучшее питание, а также меньшая алкоголи-и никотинизация у сормовичей создают у этой группы рабочих условия для более высокого интеллектуального развития по сравнению с кузнецами завода „Красный Якорь“, у которых противоположные условия вызывают понижение интеллектуального уровня в зависимости от стажа, т. е. от времени воздействия на них этих факторов.
Однако, мы не можем исключить и чрезвычайно важного, на наш взгляд, фактора влияния на интеллектуальное развитие самого производства с его социально-профессиональной жизнью, стоящей в непосредственной зависимости от величины и значимости того или другого предприятия. Нам кажется естественным и понятным, что Сормовский гигант с его крупными индустриальными кадрами создает обстановку интенсивной общественной жизни, в которой психика отдельного индивида находит благоприятные условия для своего интеллектуального развития. С другой стороны, нельзя не думать о стихийном профессиональном отборе на сормовский завод с его развитой техникой, отсеивающей всех не могущих приспособиться к ее требованиям, в то время как „Красный Якорь“ с его полукустарными методами обработки дает возможность овладеть техникой работы менее одаренным группам рабочих.
Об авторах
Г. А. Ротштейн
Нижегородский краевой институт по изучению профессиональных заболеваний
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Д-р, психофизиологическая лаборатория
Россия, Нижний НовгородСписок литературы
Дополнительные файлы
