Биохинол и ферменты крови
- Авторы: Нещадименко И.1
-
Учреждения:
- Лаборатория общей патологии Киевского Мединститута
- Выпуск: Том 24, № 6 (1928)
- Страницы: 569-572
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 21.12.2021
- Статья одобрена: 21.12.2021
- Статья опубликована: 15.06.1928
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/90802
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj90802
- ID: 90802
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сальварсан, введенный Ehrlich’ом в терапию сифилиса, произвел целую революцию в этой области. Вещество это, как известно, обладает сильным спириллоцидным действием, что особенно ясно in vitro и при опытах на животных. Однако применение сальварсана у людей оказалось не так просто, как это бывает у экспериментальных животных, ибо клинические наблюдения показали, что однократного вливания его недостаточно,—это с одной стороны, а с другой стороны,—что необходима комбинация его с другими противосифилитическими средствами. Наилучшей такой комбинацией является сочетание сальварсана с ртутью, но и это сочетание оказалось невполне хорошо действующим, так как у некоторых больных после применения его стали наблюдаться побочные явления ртутного отравления. Эти-то обстоятельства и принудили исследователей искать новых противосифилитических средств, которые с одной стороны были бы действительными против lues’a, а с другой—хорошо переносились бы больными.
Ключевые слова
Полный текст
Сальварсан, введенный Ehrlich’ом в терапию сифилиса, произвел целую революцию в этой области. Вещество это, как известно, обладает сильным спириллоцидным действием, что особенно ясно in vitro и при опытах на животных. Однако применение сальварсана у людей оказалось не так просто, как это бывает у экспериментальных животных, ибо клинические наблюдения показали, что однократного вливания его недостаточно,—это с одной стороны, а с другой стороны,—что необходима комбинация его с другими противосифилитическими средствами. Наилучшей такой комбинацией является сочетание сальварсана с ртутью, но и это сочетание оказалось невполне хорошо действующим, так как у некоторых больных после применения его стали наблюдаться побочные явления ртутного отравления. Эти-то обстоятельства и принудили исследователей искать новых противосифилитических средств, которые с одной стороны были бы действительными против lues’a, а с другой—хорошо переносились бы больными.
Из числа таких средств особенное внимание исследователей привлек висмут, который, как известно, и занял почетное место в терапии сифилиса—как для самостоятельного лечения, так и для комбинированного— вместе с сальварсаном.
Santon и Robert еще в 1916 году доказали, что двойные соли виннокаменнокислого висмута (К и Na) задерживают рост туберкулезных палочек, предупреждают спириллоз у кур, а в случае заболевания им— излечивают больных птиц. Заинтересовавшись этим действием висмута, Levaditi и Sazerac стали продолжать наблюдения над двойными солями его и в 1921 г. опубликовали результаты своих исследований, подтвердившие данные Santon’a и Rоbеrt’a. Кроме того, Lеvаditi и Sazerac произвели ряд исследований над действием солей висмута на кроликов, зараженных экспериментальным сифилисом, который и был у них излечен. Затем эти авторы перенесли свои наблюдения и на людей.
После опубликования работ Levaditi и Sazerac’a висмутовые соли для лечения сифилиса стали применять клиницисты-венерологи всех стран. Прежде всего висмутовая терапия lues’а привилась во Франции, затем в Испании, Португалии, Италии, Германии, а с начала 1923 г.— и в нашем Союзе, причем она всюду дала хорошие результаты. В настоящее время в употреблении находится много препаратов висмута,— назовем среди них bismocoral, bismogenok bismutojatren, bismutdiasporok bismosalvan, embial, olesal и др. Из этих препаратов мы избрали для исследования биохинол, причем задались целью проследить экспериментально его влияние на ферменты крови.
Биохинол представляет из себя маслянистую смесь, содержащую около 20% висмута, 50% иода и 30% хинина. Наши исследования с этим средством были произведены на 4 здоровых кроликах, которым мы вводили биохинол в терапевтических дозах, переведя терапевтические дозы, применяемые у человека весом в среднем в 70 кило, на вес кролика, а именно, впрыскивая им через день по 0,2—0,4—0,5 биохинола интрамускулярно. При этом кроликам № 1 и № 2 было сделано по 33 ин’екции, а кроликам № 3 и № 4—по 15 ин’екций.
Исследования Аubri, Demelin’а Брычева и др. показали, что висмут, попавши в кровь, переводится ею в растворимое состояние, после чего разносится лейкоцитами по тканям организма, откладываясь в почках, печени, селезенке, мозгу, слюнных железах; проникает он и в спинномозговую жидкость, выводится же из организма мочей, калом, слюной, потом и желчью (Christiansen, Hevesy и Lomholts, Blüm, Müller, Rathery и Richard, Lucke, Вalwin, Кlauder). При введении токсических доз висмута, как показали исследования О. Fischer’a, Nadel’я, Belgoder’a, Левчановского, Стребкова и др., развиваются стоматит, воспаление почек и падение веса. Так как мы для своих экспериментальных исследований пользовались не чистым препаратом висмута, то и изменения в организме опытных животных у нас должны были быть более сложными.
Все наши опытные животные находились в одинаковых условиях: жизни. Питались они овсом, сеном и бураками, которых с’едали ad libitum. Кровь у них мы брали натощак и исследовали ее на каталазу, протеазу, липазу и пероксидазу. При этом каталаза и протеаза определялись перманганатным методом, разработанным Бахом и Зубковой, липаза— по методу Henriot, видоизмененному Моревым, пероксидаза же химически не определялась, потому что, согласно исследованиям Баха, Культюгина, Willstäther’a и Pоllinger’a и др., пероксидазная, способность крови полностью покрывается такой же способностью оксигэмоглобина. Исследования Баха и Культюгина показали, что пробы крови после выравнивания их степени окраски всегда проявляют и одинаковое пероксидазное действие. Кроме того, названные исследователи установили, что отношение индекса гэмоглобина к индексу пероксидазы в пробах крови с различным содержанием гэмоглобина представляет собою величину постоянную, вследствие чего авторы пришли к тому заключению, „что в крови наряду с гэмоглобином не содержится никакого фермента, подобного растительной пероксидазе". В силу вышеизложенного мы и сочли возможным остановиться на колориметрическом определении гэмоглобина по Sahli.
Перед началом опытов нами были установлены средние нормальные числа содержания ферментов у всех животных. После того мы приступили к впрыскиваниям биохинола, определяя ферменты как во время впрыскиваний, так и по окончании их. Всего кровь исследовалась нами на ферменты у кролика № 1 до ин’екций 4 раза, после начала ин’екций—8 раз, у кролика № 2—3 и 6 раз, у кролика № 3—3 и 8 раз и у кролика № 4—4 и 8 раз. Всех исследований было произведено 44. Результаты их представлены на прилагаемой таблице, где указаны средние количества ферментов как до ин’екций, так и после ин’екций.
Из этой таблицы мы видим, что вес у 3 кроликов после впрыскивании биохинола снизился, количество каталазы и протеазы также понизилось, что совпадает с данными Jоllеs’я, Oppenheim’a, Robin’a, Fissinger’a, Magatа и др., которые наблюдали, что при падении веса опытных животных содержание в крови у них ферментов также падает. Что касается липазы, то тут какой-либо закономерности мне подметить не удалось, так как у одного кролика количество ее увеличилось, у одного осталось без изменений и у двух упало.
У двух кроликов мы, кроме того, подсчитывали число эритроцитов и вывели каталазный индекс, т. е. отношение каталазного числа к количеству эритроцитов в 1 куб. мм. крови. Количества эритроцитов и гэмоглобина у обоих животных оказались увеличившимися, тогда как каталазный индекс упал. Некоторые авторы, как Thiеnеn, Ditriсh. К or rains, Словцов и др., указывают на связь числа эритроцитов с каталазным числом; наши наблюдения, как при настоящей работе, так и при прежних (Нещадименко и Данчич), этого не подтвердили, и мы присоединяемся к тем авторам (Вrahn и Hirschweid, Zerner, Яковлева, Манойлова и Леонтьева и др.), которые считают, что строгой зависимости между количеством эритроцитов и каталазным числом не имеется. За то мы могли установить параллелизм между каталазным индексом и каталазным числом, а именно, нашли, что, когда падает каталазное число, падает и каталазный индекс. Это лишний раз подтверждает те наши наблюдения, которые были сделаны при вызывании экспериментального рака гудроном (Нещадименко и Данчич). Таким образом мы согласны с теми авторами (Яковлева, Беренштейн и др.), которые говорят, что здесь имеет значение не столько количество эритроцитов, сколько их качество.
Произведенные нами исследования нельзя считать окончательными, так как мы предполагаем поставить еще ряд опытов с действием биохинола на животных, зараженных экспериментальным люесом. Однако уже и на основании проведенных нами опытов мы можем придти к заключению, что биохинол вызывает у нормальных животных: а) падение веса (в 75%), б) падение каталазы (в 100%), в) падение протеазы (в 100%), г) увеличение количества эритроцитов и гэмоглобина (в 100%), д) снижение каталазного индекса и, наконец, е) незакономерные колебания липазы.
Об авторах
И. Нещадименко
Лаборатория общей патологии Киевского Мединститута
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
- Levaditi et Sazеrас. Aim. d. I. Inst. Past., 1922, № 1; Presse méd., 1922, № 59; C. r. Acad. d. sciences, 1922, № 13.
- H. Müiller. Münch. m. W., 1922, №15.
- Giemsa. Ibid., №№ 24, 41.
- Брычев. Дерм. и Венер., 1923.
- Иордан. Моск. Мед. Ж., 1924, №5—6.
- Christiansen, Hevesy и Lоmhоlt. C. r. Acad. d. sciences, 1924, № 15.
- Raiziss, George and Brown. Ber. f. d. ges. Physol., Bd. 30, H. 9/10 (реф.).
- Lormholt. Ibid., Bd. 29, H. 11/12. (реф.).
- Rathery et Richard. Ibid., Bd. 25, H. 7/8.
- Вершинин. Фармакология, как основа терапии. 1926.
- Махлин. Клин. Журн. Сарат. Ун., 1926, № 5.
- Пардыко и Фомин. Ibid., 1926, № 6.
- Гржебин. Врач Газ., 1927, № 5.
- Lucke, Baldwin and Kalander. Berich. f. d. ges. Phys., Bd. 22, H. 3/4.
Дополнительные файлы
