Проблема радиотерапии рака матки в гематологическом освещении
- Авторы: Мещеров Х.Х.
- Выпуск: Том 41, № 6 (1960)
- Страницы: 48-51
- Раздел: Теоретическая и клиническая медицина
- Статья получена: 18.12.2021
- Статья одобрена: 18.12.2021
- Статья опубликована: 15.06.1960
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/90728
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj90728
- ID: 90728
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вопрос о разработке рационального метода радиотерапии злокачественных опухолей сохраняет до сих пор свою актуальность. В практике лечения радием злокачественных новообразований ощущается недостаточность достоверных критериев для суждения об эффективности данной дозировки лучистой энергии и построения лечебного курса в целом, которые могли бы заранее дать уверенность в безусловной эффективности лечения в каждом конкретном случае. Обычно дело ограничивается использованием установок, вытекающих из представления об общебиологическом действии радиолучей на нормальные и раковые клетки. Существуют работы, в которых излагаются данные об особенностях влияния, радиолучей на различные ткани в отдельные стадии их эмбрионального развития (В. С. Груздев, Т. П. Колчина, О. Е. Нудольская и др.).
Ключевые слова
Полный текст
(Сообщение 2).
Морфологические изменения крови у леченных радием 1
Вопрос о разработке рационального метода радиотерапии злокачественных опухолей сохраняет до сих пор свою актуальность.
В практике лечения радием злокачественных новообразований ощущается недостаточность достоверных критериев для суждения об эффективности данной дозировки лучистой энергии и построения лечебного курса в целом, которые могли бы заранее дать уверенность в безусловной эффективности лечения в каждом конкретном случае. Обычно дело ограничивается использованием установок, вытекающих из представления об общебиологическом действии радиолучей на нормальные и раковые клетки. Существуют работы, в которых излагаются данные об особенностях влияния, радиолучей на различные ткани в отдельные стадии их эмбрионального развития (В. С. Груздев, Т. П. Колчина, О. Е. Нудольская и др.).
Достаточно хорошо изучены те морфологические изменения, которые происходят в связи с радиооблучением в клетках опухолей различного типа. Неоднократно делались попытки подойти к этому вопросу при помощи биохимических методов. Однако подавляющее большинство относящихся сюда литературных материалов построено на гистопатологическом принципе и в состоянии создать представление лишь о характере местного воздействия радиолучей. Поскольку данный вопрос должен изучаться более широко — с учетом взаимоотношений организма с внешней средой, одним из. перспективных методов такого изучения является гематологический.
В онкологии проведен целый ряд работ по изучению изменений крови при различных локализациях рака и методах лечения женской половой сферы (Л. А. Адливанкина, М. М. Большакова, Н. А. Чернявская, А. П. Егоров и В. В. Бочкарев).
Гематологические исследования при применении лучистой энергии в гинекологической онкологии освещают эти вопросы далеко не достаточно.
В настоящей работе ставится задача изучить морфологические изменения в крови и костном мозгу у женщин, страдающих раком шейки матки и леченных радием.
Для облучения мы пользовались бромистой солью радия в дозе 59,52 мг и радий-мезоторием 61,40 мг.
Реакцию со стороны красной крови на первое, кратковременное (24-часовое) радиооблучение можно обозначить как повышение эритропоэза; это наблюдалось во всех группах больных. Однако диапазон колебаний элементов красной крови в каждой группе был не одинаков.
Обращает на себя внимание, что в тяжелых случаях ракового заболевания количество гемоглобина, эритроцитов и цветовой показатель изменялись мало.
Ретикулоцитоз, возникший непосредственно после радиооблучения, свидетельствует о его стимулирующем влиянии на процессы эритрогенеза.
Причины различного действия радиооблучения при одинаковой дозировке следует усматривать в различной реактивности макроорганизма и тяжести раковой болезни.
Со стороны белой крови в ответ на первичное кратковременное облучение происходило нарастание лейкоцитов. Параллельно этому углублялся сдвиг влево. Отчетливо обнаруживалось увеличение дегенеративных форм.
При сопоставлении морфологической картины периферической крови и костного мозга до и после облучения обнаружился почти полный их параллелизм.
Следует полагать, что кратковременное (24-часовое) облучение обладает стимулирующим действием на костный мозг, отображающимся и на картине периферической крови.
Ввиду принципиальной важности вопроса о длительности радиосеансов в отношении терапевтического эффекта мы приводим данные гематологического исследования непосредственно после 48-часовой аппликации.
Эти результаты могут быть кратко сформулированы в следующих положениях: по сравнению с 24-часовым сроком облучения со стороны красной крови отмечается незначительное увеличение гемоглобина и несколько больше эритроцитов; цветовой показатель становится несколько ниже. Ретикулоциты не повышаются, как при 24-часовом сроке облучения, а, наоборот, понижаются.
Белая кровь обнаруживает следующие изменения: общее количество лейкоцитов повышается больше, чем после 24-часового сеанса, за счет нарастания нейтрофильной группы, преимущественно благодаря увеличению палочкоядерных форм. Одновременно с этим повышалось количество моноцитов, эозинофилов, базофилов и форм раздражения; наблюдалось небольшое понижение количества лимфоцитов.
Приведенные данные в отношении эритрогенеза, надо полагать, указывают на то, что и 48-часовой сеанс, применительно к нашей дозировке, продолжает оказывать стимулирующее действие.
Картина белой крови свидетельствует о том же, но реакция с ее стороны выражена более отчетливо и преимущественно касается нейтрофильной группы.
Имея в виду не только теоретические, но, главным образом, вопросы клинической практики, мы подвергли систематическому изучению гематологические изменения в различные сроки между сеансами, в основном в условиях 24-часовой аппликации. Можно отметить, что в промежутки от 1 до 3 дней после первого сеанса наибольшие изменения наблюдаются со стороны ретикулоцитов, количество которых значительно повышалось, особенно к третьему дню.
Начинающееся обычно падение числа лейкоцитов в течение вторых суток после окончания сеанса неуклонно продолжалось, уменьшалось количество палочкоядерных форм и базофилов, а количество лимфоцитов, моноцитов, эозинофилов и форм раздражения увеличивалось.
Через 5 дней после сеанса количество гемоглобина оставалось малоизмененным, число эритроцитов несколько падало; уровень цветового показателя повышался и приближался к норме. Количество ретикулоцитов к концу 6-дневного интервала начинало падать.
Наблюдения за картиной белой крови в упомянутый срок убедили нас в том, что здесь разыгрывается процесс, аналогичный развивающемуся в красной крови, а именно — уменьшение интенсивности лейкопоэза: количество палочкоядерных форм уменьшается, появляются в большом количестве полисегментированные нейтрофилы, то есть сдвиг получает иное направление.
Наблюдая картину белой крови через 3 и 6 дней, можно видеть падение общего количества лейкоцитов, лимфоцитов, моноцитов, форм раздражения; снижается и количество тромбоцитов.
Мы имели возможность у 24 больных провести клинико-гематологические наблюдения в отдаленные сроки после облучения—до 1 года.
Через 1—2 месяца после облучения со стороны красной крови наблюдались очень небольшие изменения характера гипохромной анемии. Количество ретикулоцитов уменьшалось.
В картине белой крови наблюдалось весьма небольшое увеличение общего количества лейкоцитов за счет нейтрофилов при уменьшении сдвига влево. Уменьшалось количество лимфоцитов, эозинофилов, форм раздражения, базофилов и тромбоцитов. Увеличивалось лишь количество моноцитов.
Результаты наших исследований в сроки от 2 месяцев до одного года показали, что красная кровь близка тому, что мы видели на более коротких сроках после облучения, за исключением ретикулоцитов, число которых заметно падало.
В отношении белой крови — небольшое падение лейкоцитов при снижении палочкоядерных форм и уменьшении лимфоцитов, моноцитов и форм раздражения. Увеличилось лишь число эозинофилов и тромбоцитов.
При наблюдениях через год и более было обнаружено, что красная кровь восстанавливается. Об этом особенно красноречиво свидетельствует нарастание ретикулоцитов.
Лейкоциты же продолжали оставаться на низких цифрах при уменьшении сдвига. Уменьшилось также количество моноцитов и эозинофилов. Поднялось число лимфоцитов, форм раздражения и тромбоцитов.
Мы считаем уместным, несмотря на то, что это выходит за пределы конкретно поставленной задачи, представить кратко результаты тех наблюдений, которые нам удалось провести в сроки 10—12 лет по прекращении радиотерапии. Нужно оговориться, что эти наблюдения относились только к 6 больным, которым после курсового облучения радием применялась рентгенотерапия — через 2—3 месяца. Следует отметить, что в этих случаях тип гематологической реакции на радиотерапию не изменился и после воздействия рентгеновых лучей. Наблюдалась та же картина умеренной гипохромной анемии при резко возросшем количестве ретикулоцитов, та же лейкопения с уменьшением сдвига, а также снижение других элементов белой крови, но без резкого нарушения их процентных соотношений. С этой точки зрения следует считать необоснованной тактику рентгенологов, отказывающих в рентгенотерапии раковым больным при лейкопении в 3 000. Мы наблюдали отдельных больных, у которых в результате применения радия была большая лейкопения (1 600), не препятствовавшая полному излечению и восстановлению в дальнейшем работоспособности.
1 Сообщение 1 см. «Казанский мед.журн» 1960, 2
Список литературы
- Адливанкина Л. А. Врач. дело, 1935
- Большакова М. М. Хирургия, 1939, 1
- Груздев В. С. Казанский мед. журн., 1924, 1
- Егоров А. П. и Бочкарев В. В. Кроветворение и ионизирующая радиация. Медгиз, 1950
- Колчина Т. П. Акуш. и гинек., 1958, 6
- Нудольская О. Е., Абрамова М. М., Перлова А. К. Вопр. онкологии, 1959, 5
- Чернявская Н. А. Картина крови при раке шейки матки. Воронеж, 1940, т. 1
- Warren Sh., Dixon F. Radiology, 1949, 6
Дополнительные файлы
