Eye professional selection of port movers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

From the beginning of 1933, professional selection of loaders of the Odessa port was included in the tasks of the psychophysiological station of water transport.

The eye office was then faced with the question of the rules of eye professional selection for port movers. This question made itself felt especially because not a single relevant guideline, not a single official resolution contained specific instructions on the rules for the eye professional selection of loaders in general and port loaders in particular. Therefore, the eye department of the Unified Dispensary and Station took the lead in developing the above rules.

Full Text

С начала 1933 года в задачи психофизиологической станции водного транспорта был включен профотбор грузчиков Одесского порта.

Перед глазным кабинетом стал тогда вопрос о правилах глазного профотбора для портовых грузчиков. Этот вопрос дал себя особенно почувствовать потому, что ни в одном соответствующем руководстве, ни в одном официальном постановлении не оказалось конкретных указаний о правилах глазного профотбора грузчиков вообще и портовых грузчиков в частности. Поэтому глазной отдел Единого диспансера и станции взял на себя инициативу в разработке вышеуказанных правил.

При этом необходимо было:

1) Выяснить профвредность работы портового грузчика для органа зрения и

2) Выяснить минимум функции и минимум здоровья органа зрения еще достаточных для удовлетворительного выполнения этой работы.

К глазным профвредностям портового грузчика необходимо причислить следующие моменты:

  1. Длительное пребывание на работе под открытым небом, когда организм и глаза грузчика подвержены различным атмосферным вред* ностям-. жара летом, морозы зимою, резкий ветер, дождь, снег, туман, тепловая и лучистая энергия солнца. Усиленная физическая работа, вызывающая потение, может еще более усугублять атмосферные вредности.
  2. Очень нередкое влияние пыли[1]), как угольной, зерновой и т. д., так и химической (цемент., сера, пек[2]) ит.п.). Испарения, выделяемые некоторыми грузами, раздражающие слизистые оболочки, кожу.
  3. Как правило—большое физическое напряжение при работе [3]).

Из особенностей, имеющих значение для органа зрения, в работе портовых грузчиков необходимо отметить следующее. Работы сплошь и рядом проходят при недостаточном освещении (напр. ночью или в плохо освещенном трюме) и неудобных, а подчас и опасных условиях переноски тяжестей (по трапу, над водою, у края мола, у глубокого трюма). Тяжелый, легко травматизирующий и обычно сравнительно быстро перемещающийся груз (железные части, лес, громоздкие ящики, тюки, их перегрузка на кранах, возможность их падения с высоты при неправильной укладке и т. д.).

Работа портовых грузчиков ближе всего подходит по своему характеру к работе „чернорабочих".

Поэтому, из имеющихся правил „годности" по органу зрения к профессии грузчика блпже всего подходит „перечень болезней для зачисления в тыловое ополчение для тяжелой физической работы" (§ 6 прик. Р.В.С. СССР 1931 г. № 111), а также, отчасти, таблицы офталмологических противопоказаний к занятиям физкультурой, предложенные П л итасом[4]). Наконец, частично можно использовать ориентировочные таблицы противопоказаний для приема на работу разных профессий, со стороны функций органа зрения, составленные Натансоном[5]).

Для портовых грузчиков следует в их правила глазного профотбора внести некоторую специфичность, соответствующую особенностям их работы, и в первую очередь выработать для них—абсолютные ир отпвопоказания со стороны глаз.

  1. Работа под открытым небом при всякой погоде, влиянии пыли, раздражающих испарений — следующие абсолютные противопоказания.

Хотя бы на одном глазу.

Тяжелые воспалительные явления краев век и кон’юнктивы, трение ресниц по глазу, вызывающее значительную воспалительную реакцию со стороны оболочек глаза; дакриоцистит. Тяжелые формы хронических кератитов с паннусом и дефектами поверхности роговиц.

Тяжелые, часто рецидивирующие, склериты ревматического происхождения.

Тяжелые, часто рецидивирующие воспаления сосудистного тракта (особенно ревматического происхождения).

  1. Тяжелая физическая работа—следующие абсолютные противопоказания.

Высокая близорукость обоих глаз с серьезными осложнениями на дне глаз.

Отслойка сетчатки, хотя бы на одном из глаз, при предрасположении к таковой и на другом глазу (высокая близорукость). Кровоизлияния (не травматические), особенно рецидивирующие, в сетчатку или стекловидное тело, хотя бы на одном глазу-

Глаукома некомпенсированная, хотя бы на одном глазу. Пульсирующее пучеглазие. Мозговая грыжа в области орбиты.

  • Необходимость достаточно быстрой и точной ориентировки в окружающем, достаточно широкого обзора, возможность работы при слабом освещении—следующие абсолютные противопоказания.

Сужение поля зрения на обоих глазах до 15°[6]).

Двоение любого происхождения, вызывающее дезориентацию в окружающем.

Куриная слепота, ясно выраженная. Пониженная острота зрения любого происхождения, а именно:

  • отсутствие одного глаза или понижение остроты зрения одного глаза ниже 0,05 при зрении другого ниже 0,3.
  • Зрение ниже 0,1 на каждом глазу. Указанная острота зрения считается с коррекцией, но лишь при категорическом условии ношения данной коррекции при работе.

Здесь надо отметить, что вопрос зрения—одна из самых трудных задач в профотборе грузчиков.

Чтобы оправдать выработанный здесь минимум остроты зрения я приведу пример из материала Единого диспансера:

Зрение ниже 0,1 на каждом глазу лишь в виде исключения, в случаях многолетнего стажа в работе, не вызывает жалоб. Так, Князев А., 48 л., портовой грузчик с 28-летним стажем. Правый глаз: бельмо роговицы с детства; передняя полярная катаракта, косоглазие. Зрение 1/30. Левый глаз: помутнения роговицы; высокая близорукость с изменениями на дне глаза. Зрение 1/20. Трахома III на обоих глазах. По словам больного, слабость глаз никогда не служила помехой при его профессии. Работает и в ночных сменах и всегда справляется со всякой работой.

Однако, большинство грузчиков со зрением ниже 0,1 на каждом глазу является с жалобами именно на недостаток зрения.

Причиной плохого зрения при этом обычно оказывается высокая близорукость, с изменениями близорукого характера на дне глаз, осложненная иногда старыми помутнениями роговиц и помутнениями стекловидного тела.

Характерна жалоба подобных больных: недостаточность зрения при слабом освещении (ночных работах, работах в темном трюме и т. п.). Все они обычно приходят с однотипною просьбою—перевести их только на дневную работу, с которой они и при таком зрении справляются достаточно хорошо.

При этом конечно всплывает сейчас же вопрос о коррекции. В этом вопросе сами грузчики дают несколько противоречивые показания. Повиднмому, однако, ношение очков при профессии портовых грузчиков вполне возможно. За это говорит следующий случай. Маткевич Н., 26 л., портовой грузчик. Правый глаз: зрение 1/60, высокая близорукость, не поддающаяся коррекции. Левый глаз: зрение 2/60, с коррекцией (близорукость в 10,0°) зрения 0,6. Работает постоянно в очках, которые ему нисколько не мешают.

Здесь же следует подчеркнуть, что очки сами по себе в момент возможной травмы в области глаза, как правило, не только не повышают опасности травмы, а скорее способствуют защите глаз, что уже давно доказано статистикой.

В материале Единого диспансера отмечен грузчик Кац К., 25 лет работавший в очках (близорукость и астигматизм). Во время погрузки тюк ударил его по лицу. Очки разбились, глаза остались невредимыми..

Однако, между наблюдавшимися мною случаями высокой близорукости, осложненной обширными изменениями близорукого характера на дне глаз попадались и такие, которые не только жаловались на недостаточность зрения, но и на определенное ухудшение зрения за период их работы грузчиками. Особенно это относится к молодым грузчикам.

Хотя мною у подобных больных и не были найдены тяжелые осложнения близорукости (отслойка сетчатки, внутриглазные кровоизлиянии и т. под.), все же мне кажется,что эти случаи говорят за то, что близорукость с изменениями на дне глаз в молодом возрасте уже сама по себе является противопоказанием для профессии грузчика.

Усугубляющим моментом противопоказания является суммирование различных недостатков глаза, к примеру слабого зрения и воспалительных явлений поверхностных оболочек глаза. В этих случаях подход при профотборе вновь поступающих должен быть особо строгим.

В материале Единого диспансера имеется и два случая одноглазых грузчиков:

1) Юпивер М., портовая грузчица, 6-летний стаж. Правый глаз, отсутствует, левый глаз—высокая близорукость; зрение с коррекцией—0,2. Работает постоянно в очках. Раньше была зашивалкою; последнее время носит и тяжелые грузы, напр. макуху. Просит освободить от ночной смены из-за плохого зрения.

2) Хейтус П., 54 лет. Многолетний стаж. Правый г,лаз отсутствует. Левый— бельмо роговицы, близорукость, помутнение стекловидного тела; зрение—4/60. Просит перевести на дневную легкую работу для стариков. Ночью не видит, куда идет с грузом.

Основываясь на вышеуказанных примерах из материала Единого диспансера, можно, мне кажется, предлагаемый минимум зрения 0,05 на худшем и не ниже 0,3 на лучшем глазу—считать приемлемым.

Конечно, этот минимум должен быть принят лишь за основу и позволительно в определенных границах отклонение от этого минимума в ту и другую стороны. Такой индивидуальный подход показан при освидетельствовании старых грузчиков.

Так, наприм.: Каваркьян А., многолетний стаж портового грузчика. Высокая близорукость обоих глаз с помутнениями стекловидного тела и изменениями на дне глаз. Зрение правого глаза—1/60, левого—1/120. Работает на технической работе (пристройкасходней и т. под.). С этой работой, как опытный грузчик, справляется хорошо, несмотря на слабость зрения.

Такого грузчика, при переосвидетельствовании, не следует браковать.

Основываясь на вышесказанном, можно считать, что при профотборе портовых грузчиков необходимо проводить исследование глаз по следующему плану*, веки, слезные органы, кон'юнктива, роговица, зрачки,

Острота зрения (если ниже 0,1 на каждом глазу, необходима коррекция).

Динамика глаз (для выявления ее грубых дефектов, напр., парезов глазодвигательной мускулатуры).

В случаях со зрением 0,1 на каждом глазу необходимо исследование: прозрачных сред глаз, глазного дна.

В исключительных случаях надо исследовать: внутриглазное давление, поле зрения, адаптацию.

Здесь же отмечу, что цветоощущение и глубинное зрение (как моно, так и бинокулярное) для профессии портового грузчика не обязательны и потому исследование этих двух функций глаз можно не производить.

 

[1])Устименко. Условия работы грузчиков в Одесском порту. Гигиена труда 1925. № 2.

[2]) Е. М. Фишер. К вопросу о вредном влиянии каменноугольного пека. Русскофтальм. журн., 1928 г.

[3]) Штокман М. В чем вредность труда портового грузчика? Современная медицина, 1924 г. № 4—6.

[4]) Плитас Н. С. Офталмологические противопоказания к занятию физкультурой. Архив офтальмологии, VIII, 1931, стр. 399.

[5]) Натансон Д. М. Професгянии добтр з подгляду органа зору. Укр. офталмол. журнал I, стр. 15. 1929.

[6]) Плитас Е. С.

×

About the authors

E. M. Fisher

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies