Materials on the issue of ergot poisoning

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Everyone knows the black horns that often appear on the ears of rye, instead of grains, which represent the sclerotia of the parasitic fungus Claviceps purpurea. Abundant rains during the period of grain ripening, as well as hailstorms, contribute to a more abundant infection of rye and, to a lesser extent, other grain crops with the aforementioned ergot horns. All these conditions were extremely bright and intense in the Novo-Georgievsk region, where we traced the epidemic of ergotism that arose there. By the beginning of the harvesting campaign, there were no instructions from agronomists about the contamination of grain with ergot horns. On July 21 (32), the harvesting of a new crop began, and on July 25, we already faced the fact of a massive ergotism disease. The symptomatology of the disease was as follows: severe weakness, vomiting, diarrhea, headache, slight flatulence and slight coldness of the arms and legs. But all these poisonings were relatively mild, outpatient.

Full Text

Всем известны появляющиеся нередко на колосьях ржи, вместо зерен, черные рожки, которые представляют собою склероций паразитного грибка Claviceps purpurea. Обильные дожди в период созревания хлебов, а также градобой способствуют более обильному заражению ржи и в меньшей степени других хлебных культур упомянутыми рожками спорыньи. Все эти условия были чрезвычайно яркими и интенсивными в Ново-Георгиевском районе, где мы и проследили возникшую там эпидемию эрготизма. К началу уборочной кампании не было никаких указаний агрономов о засоренности хлебов рожками спорыньи. 21-го июля (32 г.) началась уборка нового урожая, а 25-го июля мы уже стали перед фактом массового заболевания эрготизмом. Симптоматология заболевания была следующая: резкая слабость, рвота, понос, головная боль, легкое сведение и незначительное похолодание рук и ног. Но все эти отравления были сравнительно легкими, амбулаторными.

31-го июля в больницу поступил первый больной с явлениями отравления спорыньей. С этого дня больничные койки быстро заполнялись отравленными, составив к 1-му октября (день поступления в больницу последнего больного с явлениями отравления спорыньей)—цифру в 105 больных. Мужчин было 49, женщин—56; на возраст до 15-ти лет пришлось 56 случаев.

Обратимся к характеристике клинической картины заболевания. Из анамнеза выясняется, что все 105 госпитализированных нами больных за несколько дней до поступления в больницу перенесли легкое заболевание, совершенно соответствующее вышеупомянутой картине начального отравления спорыньей. Попутно отметим, что все больные, отравленные спорыньей и нуждавшиеся в коечном лечении, были госпитализированы на 1ОО°/о. Мы считаем, что коечная помощь была оказана своевременно, а также всем нуждавшимся в ней.

По характеру болезненных явлений весь госпитализированный материал в 105 больных может быть представлен в следующей схеме.

 

С гангреной

С конвуль

сиями

С сильными желудочно-кишечными расстройствами

С расстройством психики

44

45 i

13

3

 

Касаясь трех случаев психоза, мы прежде всего, должны отметить, что ни тяжелых конвульсий с эпилептическими припадками, ни более легких судорог у этих больных предварительно не было. Психозы развились вслед за обычными предвестниками (рвота, понос, головная боль и т. д.), Это наше наблюдение расходится с данными некоторых авторов, которые указывали, что психозам, обыкновенно предшествовали тяжелые конвульсии. Исход в этих трех случаях был относительно благоприятный: наблюдая этих больных через два месяца после выписки из больницы, мы могли констатировать почтп полное восстановление психики.

Больные с желудочно-кишечными расстройствами быстро выздоравливали при обычном симптоматическом лечении.

Число смертей равно 7-ми, распределяясь так: один случай при гангрене, пять случаев при конвульсиях и один случаи при смешанной картине отравления.

Судороги ограничиваются иногда лишь стягиванием пальцев рук, при чем пальцы при этом почти все время сведены в кулак. В более тяжелых случаях тонические судороги выражаются в виде наступающих приступами продолжительных мышечных сокращений, которые по нашим наблюдениям ограничиваются отдельными мышечными группами, находящимися в функциональной связи, друг с другом. Перехода тонических судорог на мышцы всего тела мы не наблюдали. Напротив, клонические судороги во всех наших случаях распространялись по всем мышцам тела в виде ритмически друг за другом следующих непродолжительных сокращений мышц.

Все случаи гангрены на нашем материале относятся к конечностям: рука—3 случая, нога—41 случай. После тех же предвестиков гангрена начинается похолоданием конечности и мучительными болями. Интенсивность болей при этом дает в некотором смысле возможность предсказать дальнейшую судьбу пораженной конечности: сильные, нестерпимые боли дают в дальнейшем неблагоприятное течение. Пульс в соответствующих артериях прощупать не удается. Жгучие боли необыкновенно усиливаются, пораженная конечность становится синеватой и вскоре чернеет. При этом с ампутацией никогда не следует спешить, ибо омертвение почти всегда ограничивается меньшим участком, чем это кажется вначале.

Почти всем гангренозным больным мы проделали операцию Lегiсhе Разумовского. (Обнажение и выделение art. femoralis под паховой связкой и смазывание ее 80° спиртом). При этом мы отмечали потепление конечности, а, главное, появление пятнистой красноты на общем фоне гангренозной конечности. Это нас вначале сильно обнадеживало, но вскоре последовало полное разочарование, ибо уже через несколько часов состояние пораженной конечности было такое же, как до операции. С другой стороны течение гангрены у больных, не подвергавшихся операции Leriche-Разумовского, было вполне одинаковое. Поэтому мы полагаем, что расширения сократившихся артерий хотя бы в самой начальной стадии гангрены, путем местного воздействия на сосуд нельзя достигнуть.

Что касается действующего начала спорыньи, то в течение многих лет различную клиническую картину отравления в различных случаях ставили в связь от того или иного действующего начала: так, гангренозную форму эрготизма рассматривали в связи с отравлением сфацелотоксином, а конвульсивную—корнутином. В настоящее время этот взгляд, благодаря химико-фармакологическим исследованиям спорыньи, уже в зна* чительной степени утратил свое значение. Рассматривая этот вопрос с чисто общей точки зрения, мы приведем ряд фактов и соображении* которые говорят в пользу единства действующего начала спорыньи. Числа гангренозных (44) и пораженных конвульсиями (45) приблизительно равны и, следовательно, если стать на точку зрения дуализма действующего начала,—как представить себе специальный источник, вызывающий те или иные поражения? Далее, мы имеем два весьма ярких наблюдения, которые касаются двух семейств, где после совместного питания, у одних появлялась конвульсивная форма, эрготизма, у других—гангренозная. Эти больные одновременно находились в больнице, но неодинаково реагировали на одно и тоже отравление. Подобного рода наблюдения с полной очевидностью говорят против дуалистической точки зрения на сущность действущего начала спорыньи.

Поэтому мы полагаем, что особенности различных проявлений эрготизма следует отнести не за счет особых разновидностей действующего начала спорыньи, а, главным образом, за счет изменений тканей и их специфически видоизмененной реакции, а также от количества и качества принятой спорыньи.

Что касается лечения, то, как было упомянуто, при гангрене мы широко испробовали операцию Leriche-Разумовского, не достигнув положительных результатов. Для лечения судорог мы сразу начали применять впрыскивания 25% раствора сернокислой магнезии. Дозировку мы применяли следующую: 7,0—25% раствора для взрослых, 3 0 такого же раствора детям. Самым же главным является немедленное и полное прекращение дальнейшего употребления в пищу муки, содержащей спорынью. Но это в большей мере относится уже к области профилактики.

Профилактика и санитарно-просветительная работа—это основное в организации борьбы с эрготизмом. Однако в первые дни эпидемии врачи оставались в роли лечебников. Ясно, что такая постановка дела грозила вскоре захлестнуть нас невозможностью справиться все с новыми и новыми заболеваниями. Нужно было развернуть широкую профилактическую работу и втянуть в это дело широкие массы трудящихся и при помощи последних справиться с эпидемией. И это нам, удалось сравнительно быстро. Работа шла по нижеследующему плану: 1) непрерывные объезды всех пораженных сел; 2) сейчас же по приезде в село мы осматривали рожь и брали для анализа муку и печеный хлеб; 3) мобилизовали работников кооперации для организации заготовок (скупки) спорыньи. При последующих приездах в это село мы каждый раз справлялись в кооперации о количестве заготовленной спорыньи: 4) устраивали широкое собрание с участием членов сельсоветов, чл. правлений колхозов, а также комсомола и учительства. После нашего доклада об эрготизме, а также информации о зараженности данного села (по данным анализов муки и хлеба)—для осуществления контроля и для организации работы по борьбе с эрготизмом выделялась постоянная бригада под председательством заместителя председателя сельсовета при нижеследующих представителях: чл. правления колхоза, представитель комсомола и от учительства; 5) категорически запрещалось выдавать на трудодни колхозникам непрочищенное зерно; 6) в каждом колхозе, а также отдельным группам крестьян мы разъясняли, как очищать зерно от рожков спорыньи и тут же организовывали очистку; 7) на каждой мельнице был установлен постоянный контроль, на обязанности которого было наблюдение за недопущением помола ненрочищенного зерна. Одновременно от всех мельников отбиралась подписка не принимать к помолу зерно, содержащее рожки спорыньи; 8) Широко ставились наши лекции об эрготизме; 9) из тех крестьян, которые никак не желали видеть разницу между рожью и рожками спорыньи, организовывалась группа для экскурсии в больницу. Эти обработанные селяне становились потом на селе лучшими агитаторами в деле борьбы с эрготизмом.

Интересно привести цифры процентного содержания спорыньи в хлебе и муке по некоторым селам, по данным повторных анализов: с> Оврахово_2°/о, с. Колонтаево—1,9°/°, с. Григорьевка—1,8%, с. Кобзаривка— 1,5%, с. Семигорье—1,2%, с. Малая Березовка—1,2%, с. Сиижково— 0,9%. Просматривая эти цифры можно сделать заключение, что наиболее пораженными оказались те села, которые предварительно подверглись бедствию градобоя.

Для открытия спорыньи в муке мы пользовались методом Гофмана. Принимая во внимание, что мы исследовали исключительно свежие сорта муки, метод этот оказался достаточно точным. Кроме того, метод этот очень прост, не требует ни сложной аппаратуры, ни сложных реактивов, что было очень важно для быстроты наших исследований. Специальных лаборантов также не потребовалось, ибо к этой работе весьма скоро удалось приучить трех лекпомов больницы, которые и были прикреплены к этой работе на весь период эпидемии. К производству анализов также привлекались работники аптеки.

Для очистки зерна от рожков спорыньи чаще всего применялся солевой способ проф. Кургинского. Способ этот, основанный на разнице удельного веса спорыньи и хлебного зерна, оказался весьма практичен и общедоступен. Характер урожая (крупные зерна) благоприятствовал очистке солевым способом. Однако, местами, где рожки спорыньи были такой же величины, как и хлебные зерна или даже меньше, приходилось проводить очистку ручным способом, широко использовывая нетрудоспособных, а также школьников и пионеротряды.

×

About the authors

Ya. M. Levin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. M. Levin

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies