Intracranial hypertension in cerebral autonomic disorders in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Common generalized forms of autonomic disorders of cerebral genesis in children and adolescents are described as vegetative vascular dystonia syndrome [2, 4]. Analysis of the clinical picture and course of these disorders suggests that hypertension-hydrocephalus syndrome plays a significant role in their formation. What are its clinical manifestations, to what extent are these signs expressed, by what means and techniques can they be established in outpatient and inpatient settings? To solve these issues, we analyzed the fundus picture, the results of X-ray examination of the skull and echoencephalography in 156 children aged 8 to 15 years.

Full Text

Часто встречающиеся генерализованные формы вегетативных расстройств церебрального генеза у детей и подростков описываются как синдром вегетососудистой дистонии [2, 4]. Анализ клинической картины и течения этих нарушений позволяет предположить, что существенную роль в их формировании играет гипертензионно-гидроцефальный синдром. Каковы его клинические пооявления, в какой мере выражены эти признаки, какими средствами и приемами они могут быть установлены в амбулаторных и стационарных условиях? Для решения данных вопросов мы проанализировали картину глазного дна, результаты рентгенологического исследования черепа и эхоэнцефалографии у 156 детей в возрасте от 8 до 15 лет.

При анализе краниограмм учитывали форму и размер черепа, состояние и толщину черепных костей, степень уплотнения основных швов. Интракраниальную гипертензию определяли по локализации пальцевидных вдавлений, распространенности сети каналов вен диплоэ и пахионовых грануляций, по выраженности и ширине венозных синусов. Рассматривали состояние черепных ямок, структуру турецкого седла с определением его основных параметров. Анализировали состояние шейного отдела позвоночника, краниовертебрального перехода. Учитывали также состояние придаточных пазух и наличие аденоидных разрастаний.

Контролем служили рентгенограммы черепа и шейного отдела позвоночника 28 здоровых детей 9—15 лет. При интерпретации полученных данных принимали в расчет возрастные особенности черепа и мозга в рентгеновском изображении.

При анализе ЭхоЭГ обращали внимание на ширину III желудочка мозга, наличие отраженных эхо-сигналов от других отделов желудочковой системы, на величину желудочкового индекса (ЖИ). Определяли степень смещения срединных структур мозга. Контролем служила группа из 593 здоровых школьников 8—16 лет, обследованных ЭхоЭГрафически [5, 6].

При офтальмологическом исследовании отмечали наличие застойных явлений на глазном дне: отек сетчатки, сосков зрительных нервов и расширение венозных сосудов.

У 86 детей диагностирована перманентная форма вегетососудистой дисфункции, у 70 — симпатико-адреналовые (10), вагоинсулярные (42) и смешанные (18) вегетососудистые пароксизмы. По данным клинического обследования были выделены синдромы гипоталамического генеза (18), каудально-стволовые (54) и нетопируемые нарушения (остальные 84 чел.). У 62 больных (40% из всех наблюдений) отмечалась пирамидная, экстрапирамидно-мозжечковая, а также микроочаговая симптоматика, проявляющаяся нарушениями функции черепных нервов.

Обобщенные результаты исследований представлены в табл. 1. Оказалось, что среди детей с вегетососудистыми нарушениями интракраниальная гипертензия констатирована у 74,4%. Выявляемость внутричерепной гипертензии как по рентгенологическим, так и по эхоэнцефалографическим данным оказалась приблизительно одинаковой. Однако показатели этих двух методов у одного и того же больного не всегда совпадали по значимости.

В отличие от некоторых данных литературы [3], в наших наблюдениях информативность офтальмологического исследования для выявления интракраниальной гипертензии оказалась низкой: только у 12 (13,9%) было отмечено расширение венозных сосудов сетчатки. Это можно объяснить легкостью и динамичностью интракраниальной гипертензии у детей с изученными вегетативными синдромами.

При различных клинических и топических вариантах церебральных вегетативных нарушений выявляемость и выраженность признаков интракраниальной гипертензии неоднозначны. Так, она чаще определялась при пароксизмальных (77,1%), чем при перманентных (72,1%) вегетативных нарушениях. Наиболее часто интракраниальная гипертензия обнаруживалась у больных с симпатико-адреналовыми и смешанными вегетососудистыми пароксизмами (до 83,3%), а также с вегетососудистыми нарушениями гипоталамического генеза (до 77,8%). Наличие признаков интракраниальной гипертензии у большинства детей обеих групп дает основание предположить у них общий патогенетический механизм — расширение III желудочка головного мозга. Кроме того, указанный факт позволяет относить симпатико-адреналовые и вегетососудистые пароксизмы к проявлениям дисфункции оральных отделов ствола и гипоталамической области даже при отсутствии других признаков, оцениваемых обычно как несомненно гипоталамические (гипертермии неинфекционного генеза, нарушения сна и бодрствования, нейроэндокринные расстройства и др.). Приведенное выше предположение подкрепляется еще и тем, что именно при нейроэндокринных гипоталамических синдромах и симпатико-адреналовых пароксизмах у детей 9—15 лет выявляются наиболее высокие показатели ширины III желудочка мозга по данным ЭхоЭГ: от 5,10 до 6,13 мм (норма — от 3,68 до 4,11 при соответствующих возрастах).

 

Таблица 1

Выраженность признаков интракраниальной гипертензии при различных вегетативных синдромах

Вегетативные синдромы

Число обследованных детей

Симптомы интракраниальной гипертензии

Общее число наблюдений "с интракраниальной гипертензией

рентгенологические

эхоэнцефалографические

офтальмологические

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

 

Перманентные 

86

38

44,2

46

53,5

12

13,9

62

72,1

 клинические

пароксизмальные

70

46

65,7

42

60,0

54

77,1

Симпатико-адреналовые

12

8

66,7

6

50,0

10

83,3

вагоинсулярные

40

26

65,0

28

70,0

30

75,0

смешанные

18

12

66,7

8

44,4

14

77,8

топические

гипоталамические

 

18

10

55,5

14

77,8

4

22,2

14

77,8

заднестволовые

54

32

59,3

36

66,7

38

70,4

нетопируемые

84

42

50,0

38

45,2

8

9,5

64

76,2

Итого

 156

84

53,8 1

88

56,4

12

7,7

116

74,4

 

Некоторое представление о факторах, влияющих на характер и интенсивность проявлений интракраниальной гипертензии, можно получить при анализе результатов, представленных в табл. 2. Интракраниальная гипертензия, установленная рентгенологически (Р>0,05), наблюдается у детей с микроочаговой симптоматикой чаще (51,6%), чем без нее (36,2%). Однако эхоэнцефалографически выявляется обратная картина: без микроочаговой церебральной симптоматики признаки интракраниальной гипертензии отмечены у 55,3%, а при наличии очаговой симптоматики — только у 35,4% (Р>0,01). На основании этого можно заключить, что в основе рентгенологически выявляемого синдрома внутричерепной гипертензии в значительном числе наблюдений лежат резидуальные структурные изменения внутричерепных образований, в том числе и элементы ликворных путей. И наоборот, вероятно, вазомоторно-ликвородинамические нарушения [1] чаще всего составляют основу интракраниальной гипертензии, установленной эхоэнцефалографически. Определенная связь, по-видимому, существует между утолщением внутренней пластинки костей свода черепа, наблюдаемым на краниограммах у 72 (46%) детей, и резидуальным церебральным фоном, так как большее количество этих структурных изменений черепных костей приходится на лиц с микроочаговой симптоматикой (71% всех костных утолщений). -Среди больных без церебральных очаговых знаков утолщение костей отмечено только у 9% детей данной группы. У 50% детей с церебральными вегетативными нарушениями выявлены признаки уплотнения швов, причем у 74 из них была установлена интракраниальная гипертензия. Этот факт, несомненно, доказывает, что на раннем этапе развития у ребенка имелась внутричерепная патология, которая обусловила развитие внутричерепной гипертензии.

 

Таблица 2

Взаимосвязь интракраниальной гипертензии и церебрально-органического фона

Неврологический статус

Число обследованных

Симптомы интракраниальной гипертензии

рентгенологические

эхоэнцефалографические

всего

абс.

 %

абс.

 %

абс.

 %

Наличие микроочаговых симптомов

62

32

51,6

22

35,4

52

83,9

Отсутствие микроочаговых симптомов 

94

34

36,2

52

55,3

68

72,3

Итого 

156

66

42,3

74

47,4

120

76,9

Р

 

 

< 0,05

 

<0,01

 

>0,05

 

Форма и размеры турецкого седла, состояние черепных ямок и пределы базального угла у всех обследованных детей оказались в рамках возрастных норм.

Таким образом, анализ клинико-рентгенологических, офтальмоскопических и эхоэнцефалографических исследований показал, что в доступных условиях амбулатории и стационара у 3/4 детей пубертатного периода с различными синдромами вегетативной дисфункции может быть выявлен и соответственно оценен синдром интракраниальной гипертензии. Он обнаруживается чаще и более выражение при пароксизмальных вегетососудистых синдромах и вегетативных нарушениях, сопровождающих гипоталамический синдром. У подавляющего большинства больных с гипоталамической патологией констатирован вариант строения турецкого седла с высоким стоянием его спинки (более 4 мм над линией pl. sphenoidalae). Отмечается прямая связь между рентгенологическими признаками интракраниальной гипертензии и наличием церебрально-органического фона. Эхоэнцефалография наоборот выявляет преимущественно ликвородинамические нарушения, причем нередко у детей без рентгенологических признаков гипертензии. Менее информативными для решения вопроса об описываемых тонких проявлениях внутричерепной гипертензии в пубертатном периоде оказались офтальмоскопические данные. Следовательно, для решения вопроса о клинической значимости ряда вегетативных нарушений в пубертатном периоде целесообразнее использовать комплекс клинико-краниографических и эхоэнцефалографического исследований. При установлении гипертензии, определяющей в большой степени механизм развития веге- тоэндокринной патологии детей пубертатного периода, необходима соответствующая лечебная тактика с применением дегидратирующих и других средств, нормализующих гемо- и ликвородинамику. Наличие у V3 больных с вегетососудистыми нарушениями рентгенологически выявляемых аденоидных разрастаний или затенения основной пазухи, несомненно, подтверждает мнение о роли хронической ЛОР-патологии в возникновении церебральных вегетативных нарушений и требует включения в комплекс лечебных мероприятий санации этих органов.

×

About the authors

M. F. Ismagilov

Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S. V. Kurashov; Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Nervous Diseases; Children's Republican Clinical Hospital

Russian Federation, Kazan; Kazan

D. R. Khasanova

Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S. V. Kurashov; Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com

Department of Nervous Diseases; Children's Republican Clinical Hospital

Russian Federation, Kazan; Kazan

D. S. Ainulov

Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S. V. Kurashov; Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com

Department of Nervous Diseases; Children's Republican Clinical Hospital

Russian Federation, Kazan; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1983 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies