Checking one of the ways to separate the umbilical cord-applying a Kocher clamp

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The question of the care of the umbilical cord and the umbilical cord residue (about the time of separation of the umbilical cord, the method of separating it, the length of the stump, the method of caring for the umbilical cord residue, about the time of its separation, the condition of the subsequent umbilical wound, the meaning of the "umbilical gate for infection of the body, etc.), of course, is not new and has long occupied the minds of many doctors. But still, despite the fact that those who practically came into contact with the newborn were very interested in this issue, the latter has not yet been finally resolved. Many ways of separating the umbilical cord and caring for the umbilical cord of a newborn have been proposed, and there is not one universally recognized. There are supporters of early and late separation of the umbilical cord, supporters of different ways of separating it (dressing, annealing, one cut, crushing, clamping, etc.), supporters of leaving a long and short stump, supporters of aseptic and antiseptic care, dry and oil dressing, supporters of replaceable and permanent dressing, bathing and non-bathing in the first days after birth, etc.

Full Text

Вопрос об уходе за пуповиной и пуповинным остатком (о времени отделения пуповины, способе отделения ее, длине культи, способе ухода за пуповинным остатком, о времени его отделения, состоянии последующей пупочной ранки, значении „пупочных ворот для инфекции организма и т. п.), конечно, неновый и уже давно занимал умы многих врачей. Но все же несмотря на то, что практически соприкасавшиеся с новорожденным очень интересовались этим вопросом, последний до сего времени окончательно не разрешен. Предложено много способов отделения пуповины и ухода за пуповинным остатком новорожденного и нет ни одного всеми признанного. Существуют сторонники раннего и позднего отделения пуповины, сторонники разных способов отделения ее (перевязка, отжигание, одна перерезка, раздавливание, наложение зажима и т.п.), сторонники оставления длинной и короткой культи, сторонники асептического и антисептического ухода, сухой и масляной повязки, сторонники сменяемой и несменяемой повязки, купания и некупания в первые дни после рождения и т. п.

Ввиду того, что этот вопрос имеет громадное практическое значение, а литература последнего времени почти не уделяет ему места, я считаю не лишним поделиться своими наблюдениями, касающимися проверки одного из способов отделения пуповины (наложение зажима Кохера), на 1370 новорожденных. Эти наблюдения я проводил стационарно и патронажем.

Для ухода за пупком новорожденного я пользовался нижеследующим инструментарием и перевязочным материалом: маленький, короткий, легкий, топкий зажим Кохера, ножницы, пинцеты, вата, марля, нитки № 3, индивидуальные пакетики 5X5 сант. (2 слоя марли и сверху тонкий слой , ваты—все это завернуто в папиросную бумагу). Как инструментарий, так и перевязочный материал всегда стерилизовался в достаточном количестве и хранился надлежащим образом.

Новорожденный, хотя бы он родился и в легкой асфиксии, не отделялся от матери до прекращения пульсации (резкого ослабления) пуповины, т. е. приблизительно в течение около 8—10 минут. Затем часть новорожденных отделена перевязкой пуповины, а другая наложением зажима Кохера.

Для перевязки пуповины я брал обычно толстые нитки № 3. Одну лигатуру накладывал приблизительно на 1—1½ сантиметра выше кожного пупка, вторую—на материнскую часть пуповины, на 3—5 сантиметров выше первой. Перерезав пуповину стерильными ножницами между 2 лигатурами (ближе к фетальному концу ее), чисто вычищал детскую часть пуповины стерильной ватой, выжимал студенистую массу и содержимое кровеносных сосудов пуповины, смазывал всего новорожденною вазелином, купал в тепловатой кипяченой воде, затем на культе пуповины, после тщательной очистки бе стерильным материалом, накладывал сухую стерильную повязку (индивидуальный пакетик), а сверху повязку Флика. Как пакетик, так и повязка Флика менялись по мере надобности (загрязнения).

При отделении пуповины зажимом Кохера я поступал следующим образом: по прекращении пульсации пуповины (в среднем 8—10 минут после рождения) накладывал маленький, легкий зажим Кохера, ручками (кольцами) направляя его к головке ребенка, и закрывал его на все 3 затворки. Один зажим накладывался на расстоянии около 1 сант, от кожного пупка (при тощей пуповине на ½ сант.), второй—на материнскую часть пуповины на расстоянии 3—5 сант, выше первого зажима; посредине, ближе к кожному пупку, между двумя зажимами пуповина перерезывалась стерильными ножницами. Из пупочного остатка, выше первого зажима, выжималась студенистая масса и выдавливалось содержимое кровеносных сосудов пуповины. Во избежание травматизирования пупочного остатка зажимом, последний подвешивался марлевой тесемкой к шее ребенка. После ванны из тепловатой кипяченой воды, тщательно протирался стерильным материалом пуповинный остаток и кожа вокруг него, накладывался индивидуальный пакетик и повязка Флика, которые менялись по мере загрязнения; по окончании туалета новорожденные передавались в детскую комнату, где получали от специального персонала соответствующий уход (одинаковый с перевязанной пуповиной и с зажимом Кохера); они не купались, не получали никаких присыпок, мазей и т. п., пуповинный остаток содержался асептически.

Ввиду того, что в литературе я не встретил точных указаний о том, сколько времени нужно держать неснятым зажим Кохера, последний удерживался мною различное количество часов. По моим наблюдениям лучше всего пуповинный остаток отпадает при держании зажима 3 часа. В громадном большинстве случаев при наложении зажима пуповинный остаток отпадал на 4-е, 5-ые сутки.

Снятие зажима я производил следующим образом: предварительно низко (по уровню пинцета), сверху срезывал остаток пуповины, снимал зажим и листочки культи смазывал 5% иодом, затем накладывал стерильный индивидуальный пакетик, который укреплял повязкой Флика.

За время с 1 октября 1927 года по 15 февраля- 1929 года через Курский родильный приют прошло 1376 новорожденных; из них у 1024 пуповина была не перевязана, а наложен зажим Кохера, и у 352 была сделана обычная перевязка пуповины. За отчетный период в нашем Родильном приюте почти все родильницы в среднем выписывались на 5—6 сутки после родов и следовательно пупок новорожденных находился под нашим стационарным наблюдением всего около 5—6 суток.

Из сравнения результатов наших наблюдений над обычной перевязкой пуповины и наложением зажима Кохера видно, что при наложении обычной повязки новорожденные в громадном большинстве случаев (90%) выписывались с отпавшей пуповиной, тогда как при наложении зажима Кохера с неотпавшей пуповиной выписывались только 27%; неудовлетворительная муммификация при обычной перевязке 61%, а при зажиме Кохера 0,2%, температурящих при обычной перевязке—10,2%, а при зажиме Кохера 1,7%; те или иные воспалительные процессы пупочного остатка при обычной перевязке—17,2%, а при зажиме Кохера—2,4%. Кровотечений и грыж не наблюдалось ни при наложении зажима Кохера, ни при обычной повязке.

Здесь на необходимо отметить, что на время отпадения и состояние пуповинного остатка оказывало громадное влияние и техническая опытность подсобного персонала. Так, отпадение пуповинного остатка ко дню выписка в начале наших наблюдений имелось в 63%, а при известном навыке персонала отпадение дошло до 83%.

Не удовлетворяясь положительными стационарными наблюдениями над применением зажима Кохера, мы организовали наблюдение через патронажных сестер за состоянием пупка у 350 детей по выписке из Родильного приюта. Патронажных посещений было 2. Первое—(250 новорожденных) имело целью, главным образом, выяснить общее состояние новорожденного и состояние пупочной ранки, второе (100 новорожденных)—наличие грыж.

В первое патронажное посещение было проделано 250 наблюдений над 201 ребенком, из которых у 178 был наложен зажим Кохера, а у 23 была обычная повязка. Первый патронаж был проведен в среднем через 25 дней после родов. За всеми патронируемыми детьми ухаживают матери. Общий уход за детьми был удовлетворительный в 191 сл. (76,4%) неудовлетворительный—в 59 (23/5%). Уход за пуповинным остатком оказался удовлетворительным (сухая повязка) у 200 (80%), неудовлетворительным (разные мази, присыпки и т. п )—у 50 (20%). Общее состояние здоровья ребенка: здоровых—244 (97,6%), неудовлетворительное—6 (2,4%). Общее состояние пупочного остатка: без всяких осложнении— у новорожденных с перевязкой—18; с зажимом Кохера—221; воспалительные процессы—у нов. с перевязкой - 5,—с зажимом Кохера—6. Пупочные грыжи встретились у 4 детей (две грыжи при зажиме Кохера, .2 при обычной перевязке).

День выписки из Родильного приюта для этих новорожденных был в среднем 5—6-ые сутки. Отпадение пуповинного остатка при зажиме Кохера в среднем наступало на 4—5 сутки после рождения. Большее количество пуповинных остатков при выписке было в стадии отпадения, которая заканчивалась дома или в день выписки, или на другой—третий день (при обычной же перевязке на 8—9 сутки).
При втором патронажном посещении было проделано 100 наблюдений над детьми в различных условиях жизни. Из них у 85 был наложен зажим Кохера, а у 15—обычная повязка. В среднем обследование было произведено через 103 дня после рождения. В результате обследования оказалось, что общее состояние здоровья детей в 97%— удовлетворительное и в 3%—неудовлетворительное, муммификация пуповинного остатка у всех весьма удовлетворительная. Пупочных грыж обнаружено 3, из них у 2-х имеется наследственность (грыжи у ближайших родственников), а у третьего мать температурила после родов, ребенок слабо развивался и пупок немного гноился.

Подводя итоги нашим наблюдениям, приходим к следующим выводам:

1) Для предупреждения инфекции необходимо принимать все зависящие от нас меры к скорейшей муммификации и отпадению пуповинного -остатка без всяких осложнений.
2) Зажим Кохера в этом смысле играет большую роль. Он, ускоряя муммификацию и отпадение пуповинного остатка с образованием более или менее асептической пупочной ранки, дает нам возможность выписывать из родовспомогательных учреждений родильниц раньте, чем мри наложении новорожденным обычной повязки.
3) Страх за кровотечение из пупка при этом способе не основателен, что подтверждается целым рядом авторов и нашими стационарными наблюдениями за 1376 новорожденными и 350 патронажными посещениями. Наличие кровотечения из пупочных сосудов надо объяснять не недостаточностью перевязки пупочного канатика, а глубже лежащими причинами (ателектаз легких, асфиксия, пороки сердца и т. п).
4) Также неосновательна и боязнь за образование пупочных грыж при применении того или иного способа отделения пуповины и в частности при наложении зажима.

Из всего вышесказанного мы видим, что отделение пуповины путем наложения зажима имеет массу преимуществ перед наложением повязки в смысле сухой и скорой муммификации пуповинного остатка и быстрого его отпадения, а также асептичности пупочной ранки. Все страхи за кровотечение и образование пупочных грыж при наложении зажима ни на чем не основаны.

×

About the authors

L. N. Andreev

Kursk Joint Consultation No. 2 Ohrmatmlada

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Doctor

Russian Federation, Kursk

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies