The spread of rickets among the children's population of Kazan

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Over the past ten to fifteen years, attention to rickets has increased significantly and its study has revived. If at the first Congress of Pediatric Doctors rickets was presented by the only, though very interesting report of Dr. M. about Mr. a, then already in the proceedings of the III and IV Congresses we find that much more attention was paid to it, a temporary working classification was adopted to account for the incidence of rickets and a questionnaire for the examination of children for rickets. Unfortunately, this questionnaire appeared in print after most of this work had been done. Reports on the work on the study of the pathogenesis and clinic of rickets are found in the literature both Russian and foreign more and more often (Dombrovskaya, Vlasov, Lepsky, Combu, Gyorgy, and many others). At the same time, the literature that takes into account the spread of rickets among the children's population, especially among the population of our Union, is very few. Antonov definitely calls rickets a social disease. True, not all authors agree with him in this regard (Kuskov, Kisel, Feldman, Strelzhbitsky), but if we pay attention to the huge% of rickets among children of the first two years of life, which is indicated in the works of many authors (according to Zhukovsky, for example, 95%) and the impact that rickets has on the overall health of the team, we will have to fully agree with him.

Full Text

За последние десять-пятнадцать лет значительно возросло внимание к рахиту и оживилось его изучение. Если на первом Съезде детских врачей рахит был представлен единственным, правда очень интересным докладом д-ра Могана, то уже в трудах III и IV Съездов мы находим, что ему уделено значительно большее внимание, принята временная рабочая классификация для учета заболеваемости рахитом и анкета по обследованию детей на рахит. К сожалению, анкета эта появилась в печати уже после того, как была проделана большая часть настоящей работы. Сообщения о работах по изучению патогенеза и клиники рахита встречаются в литературе как русской, так и заграничной все чаще и чаще (Домбровская, Власов, Лепский, Combу, György и мн. др.). В то же время литература, учитывающая распространение рахита среди детского населения, в особенности среди населения нашего Союза, весьма немногочисленна. Антонов определенно называет рахит социальной болезнью. Правда, далеко не все авторы согласны с ним в этом отношении (Кусков, Кисель, Фельдман, Стрельжбицкий), но если мы обратим внимание на тот громадный % рахита среди детей первых двух лет жизни, который указывается в работах многих авторов (по Жуковскому, напр. 95%) и на то влияние, которое оказывает рахит на общий уровень здоровья коллектива, мы должны будем с ним вполне согласиться.

В настоящей работе мы задавались целью проследить распространенность рахита среди детского населения г. Казани (по данным консульт. № 4) и попутно уяснить влияние некоторых факторов (вскармливание, квартирные условия и др.) на появление рахита.

Изучение рахита по данным Консультации особенно удобно потому, что ребенок посещает Консультацию, начиная с самого раннего детства с небольшими перерывами иногда до 2-х—-З х лет, и поэтому очень легко проследить начало заболевания и первые признаки рахита.

Здесь необходимо оговориться, что мы считали за рахит, т. к. данные различных авторов, полученные на тождественном материале, отличаются чрезвычайно большим разнообразием. Так, мы находим у Антонова (по Ленинграду) 67—68%, У Савватимской (по Москве) 89,5%, а у Фельдмана (Одесса) лишь 46%. Такая разница легче всего объясняется различием в признаках, которые авторы считают достаточными для постановки диагноза рахита у того или другого ребенка.

В основу диагноза рахита нами полагались исключительно костные изменения, причем особенно обращалось внимание, в каком возрасте ребенка эти изменения проявлялись. Так напр., мягкость краев швов и родничка, а также редкие случаи размягчения затылочной кости на первом месяце жизни, в особенности у недоносков, согласно с мнением проф. Кускова, Медовикова, Comby и др. нами за рахит не считались. Craniotabes мы считаем за проявление рахита лишь в том случае, если он проявлялся около 3-х месяцев и позднее; мягкость краев швов и родничка лишь с 4-го месяца. У недоносков этот срок отодвигается на месяц позднее, и указанные симптомы считались за проявление рахита, если они не проходили к этому времени или только с этого времени начинали определяться. Состояние большого родничка принималось во внимание при диагностике рахита в том случае, если задерживалось его закрытие или если родничок вместо уменьшения в размерах даже увеличивался. Бугры считались признаком рахита начиная с % года. Ясно выраженная деформация грудной клетки всегда считалась за рахит, в то время как четки принимались за признак рахита лишь в том случае, если они ясно определялись в виде шаровидных образований; небольшие же утолщения на месте перехода костной части ребра в хрящевую нередко бывают и у вполне здоровых детей. С 4 месячного возраста мы считали признаком рахита и браслеты, в особенности если утолщение эпифиза охватывало запястье кольцом. Искривление голеней и кифоз—лишь после того, как ребенок начинал становиться на ножки.

Другие признаки, обыкновенно описываемые как симптомы рахита: потливость затылка, облысение затылка, развитие вен на голове, лягушачий живот, гипотония, запаздывание прорезывания зубов и некоторые нервные явления (раздражительность, капризность, бессонница, иногда, наоборот, вялость, апатия) принимались во внимание лишь в связи с костными изменениями, указывавшими на рахит.

Для выяснения интересующих нас вопросов нами обработан материал Консультации № 4 при Д. О. М. и М. с 1923 по 1929 г.г. включительно в количестве 9676 листов. Но далеко не все случаи оказались пригодными для статистики. Большую часть листов пришлось отложить. Так, нами отложены все листы детей, посещавших консультацию лишь непродолжительное время, всех детей, посещения которых прекратились ранее 5 месяцев, и листы, дававшие недостаточно данных для ответа на интересующие нас вопросы. В конечном счете нага материал сводится лишь к 4283 листам. Весь этот материал мы разделили на 4 неравных группы: русских—мальчиков и девочек и татар—мальчиков и девочек. Такое подразделение, особенно для Казани, представляет исключительный интерес, т. к. таким образом мы можем сравнить русское и татарское население, живущее в одном районе и при одинаковых, приблизительно, условиях. Надо принять во внимание, что татар по нашему району посещает Консультацию в разные годы от 16 до 24% по отношению к русским, а потому общее количество татар в нашем материале значительно меньше, чем русских.

 

 Таблица № 1.

 

Общее количество

 

Из них рахита

%

Русских мальчиков 

1867

989

52,9

„ девочек 

.1647

741

44,9

Татар мальчиков 

400

268

67

„ девочек 

369

197

53,4

 

Всего 

4383

2195

51,2

 

Из этой таблицы мы видим, что общий % страдающих рахитом, принимая во внимание и русских, и татар, будет 51,2%, т. е. значительно меньше, чем цифры, приведенные Антоновым и Савватимской. Это может быть объяснено требованиями, предъявляемыми нами, как я уже упоминал выше, к признакам, на основании которых мы ставили диагноз рахита. Без явлений со стороны костной системы мы никогда не классифицировали заболевания как рахит.

Далее из этой таблицы ясно, что общий % рахита среди татарского населения значительно выше, чем среди русского (по данным Кревер эта разница еще значительнее, по ее словам ,среди татарского населения рахит распространен более, чем в 3 раза сильнее“), и еще, что девочки, и татарки и русские, страдают рахитом реже, чем мальчики (данные Кревер дают обратные отношения).

Правда, обращая внимание на условия жизни, главным образом на квартирные условия, мы видим, что русские дети живут в несколько более благоприятной обстановке.

 

Таблица № 2.

Условия квартиры

Хорошие

%

Удовл.

%

 Плохие

%

Русские мальчики 

223

25,8

259

29,9

382

44,3

„ девочки

167

26

197

30,7

278

43,3

Татары мальчики 

50

21

77

32,4

111

46,6

„ девочки 

41

24,1

49

28,8

80

 

47,1

Всего 

523

23,8

 

695

31,7

      977

44,5

 

 Таблица № 3.

% рахита у живущих в кварт, условиях

Хороших

 Удовлетв.

Плохих

Русские мальчики  

В процентах

40,4 53,4 64,1

„ девочки 

30,6

45,4

41,8

Татары мальчики 

65,5

72,5

65,9

„ девочки

36,9

49,8

 72,5

Всего 

43,4

55,3

 61,1

 

Но сопоставляя эту таблицу с таблицей № 3, показывающей рахита по отношению к общему количеству живущих в хороших, удовлетворительных и плохих условиях квартиры, мы можем отметить, что хотя эти условия в общем и имеют влияние на частоту проявления рахита, однако далеко не всегда: так, мы видим, что для девочек русских у нас получился больший % рахита для живущих в удовлетворительных условиях сравнительно с количеством рахита у детей, находящихся в неблагоприятной обстановке. То же самое получилось у нас и для мальчиков татар, и даже больше: в последнем случае % рахита у детей, живущих в хорошей обстановке, почти равен % рахита у живущих в самых дурных условиях. Следовательно, обстановка, окружающая ребенка, не имеет решающего значения на частоту проявления рахита, и отмеченную выше разницу между татарским и русским населением нельзя объяснить одним влиянием окружающей обстановки. Здесь, по-видимому, играют роль расовые особенности, точно так же как и образ жизни.

Не является решающим фактором в этиологии рахита и календарное время рождения ребенка. По данным д-ра Антонова „в отношении рахита благоприятным для ребенка периодом является время (рождения) с декабря по май, неблагоприятным с июня по ноябрь“. Наш материал дал несколько другие результаты. Процент рахита среди наших., детей распределяется следующим образом:

 

                                                 Время рождения

 ХІІ-VVІ-ХІ
Русские мальчики48,9%63,6%
„ девочки39,4%44,7%
Татары мальчики64,7%64,3%
„ девочки52,8%48%

 

Как видно из этого сопоставления картина получается довольно пестрая: для русских наши результаты совпадают с данными д-ра Антонова, для татар они совершенно противоположны.

Принимая во внимание, что рахит излечивается при воздействии ультра-фиолетовых лучей (Феер, Дамье, Lаsсh и Мiеmіotz, Marf n и др.) можно думать, что действительно должны существовать благоприятные для ребенка и неблагоприятные, как указывает д-р Антонов, месяцы, но, по-видимому, для Казани эти периоды не совпадают с таковыми для Ленинграда. Действительно, если мы поделим год несколько иначе, именно будем брать один период с XI по IV’ и второй с V по X, то при таком делении у нас для Казани получатся тождественные данные с Ленинградскими:

                                              Время рождения

 ХІ-ІVV-Х
Русские мальчики51,2%76%
„ девочки42.2%53,5%
Татары мальчики60,5%83,2%
„ девочки40,5%53,9%

 

40,5% рождения и не является решающим фактором в этиологии рахита, но, по-видимому, играет в этом отношении известную роль. По всей вероятности этот фактор может передвигаться по времени не только для разных местностей, но и для различных лет в одной и той же местности в зависимости от количества солнечных дней в отдельные периоды года.

Рассмотрим теперь еще один фактор, которому почти всеми авторами приписывается исключительное значение—это влияние того или иного способа вскармливания на происхождение рахита (Кисель, Румянцев, Стрельжбицкий и мн. др.). Кроме обычного деления на татар, русских, мальчиков и девочек мы разбили весь материал на три труппы, принимая во внимание способ вскармливания. В рубрике „трудное кормление“ нами помещены все дети, вскармливавшиеся исключительно грудью до 5 месячного возраста; в группу смешанное кормление помещены дети, получившие до этого срока тот или иной прикорм, и в труппу искусственное кормление—отлученные от груди в возрасте 3—4-х месяцев или раньше. Результаты ясны из таблицы № 4.  

                                                        

Таблица № 4.

 

Груд.корм

%

Из них

%

Смеш.корм

%

Из них

%

Искус.кормл

%

Из них

%

Русские мальчики 1526

957

62,7

450

47

484

31,7

377

69,6

85

5,6

77

90,6

Девочки 1351

901

66,7

364

40,4

379

28,1

227

59,8

71

5,2

51

71,8

Татары мальчики 343

246

71,7

155

63

79

23

67

84,8

18

5,3

16

88,8

Девочки 315

237

75,2

116

48,9

72

22,9

49

68,1

6

1,9

5

83,3

Всего 3535

2341

66,2

1085

46,3

1014

28,7

680

67

180

5,1

149

82,7

 

Данные этой таблицы определенно показывают, что грудное вскармливание имеет несомненное профилактическое значение и что при нею появление рахита более чем в 1% раза реже, чем на данные других авторов, корм. 43°/о; см. корм. 64%;и и недоноски. Из общего количества наших случаев двоен было 49 (один ребенок умер вскоре после рождения), из них рахит развился у 46, т. е. у 93,8% (у русских 89,2%, у татар 100%).

 

 


 Из числа 46 недоносков рахит был константирован у 40, т. е 86,9% (у русских 85,7%, у татар 100%)- На появление рахита у недоносков, несомненно, имеет влияние срок недоношенности. Чем моложе родится ребенок, тем больше шансов, что со времена у него разовьется рахит.

Перейдем к рассмотрению времени появления первых признаков рахита, что особенно удобно изучать на материале Консультации. (См. диагр. на стр. 955).

Из приведенной диаграммы видно, что рахит в довольно значительном % встречается уже между 2 и 3 месяцами жизни ребенка. Встречается он, несомненно, и в возрасте до 2-х месяцев, но значительно реже. Кроме того в более раннем возрасте учесть его появление труднее в виду того, что многие дети начинают посещать Консультацию позднее 2-х месяцев; в то же время определить с уверенностью, отчего происходит мягкость швов или краев родничка у месячного ребенка, зависит ли это от рахита или это явление врожденное, очень часто представляется затруднительным. Существование же вообще врожденного рахита в настоящее время подвергается большому сомнению (Соmbу, Арлюк, Медовиков). Поэтому нами наблюдались лишь единичные случаи несомненного рахита в этом возрасте и в статистику они не вошли.

Чаще всего, по нашим данным рахит начинается между 3—4 и между 4—5 месяцами, затем кривая появления его быстро падает с каждым месяцем. После года рахит начинается редко—у нас всего в 3,2%. Из этой диаграммы можно еще установить, что у девочек рахит начинается очень часто в более позднем возрасте, чем у мальчиков; кривая рахита у девочек падает более медленно.

В связи со временем начала рахита стоят и первые признаки, в которых проявляется заболевание.

                                                          

Таблица № 5.

Первые признаки

Голова

%

Грудь

%

Конечн.

 

%

Русские мальчики

443

51,3

368

42,6

53

 6,1

„   девочки 

302

47

291

45,4

49

7.6

Татары мальчики

125

52,5

93

39,1

20

8,4

„   девочки 

89

38,2

136

58,4

8

 3,4

Всего

 

956

 

48,5 .

888

44,9

130

6,6

 

Из таблицы № 5 мы видим, что первыми признаками у мальчиков в преобладающем количестве являются изменения в костях черепа, в то время как у девочек в связи с более поздним появлением рахита и первыми признаками являются чаще не изменения черепа, а изменения со стороны грудной клетки.

Изменения в костях конечностей констатируются как первые признаки рахита уже в сравнительно небольшом % случаев.

Подводя итоги, можно сказать, что:

  1. Искусственно вскармливаемые дети, недоношенные, двойни несомненно имеют предрасположение к рахиту; по всей вероятности в возникновении рахита играют роль и расовые особенности (большее распространение рахита среди татарского населения сравнительно с русским).
  2. Рахит бесспорно является социальной болезнью, широко распространенной среди детского населения, охватывающей более половины всех детей (по нашим данным 51,2%). Такое значительное распространение рахита не может не влиять на смертность детей, па увеличение их заболеваемости, а, следовательно, и на общий уровень здоровья населения.
  3. Поэтому необходимо проводить всеми возможными мерами, главным образом пропагандой в консультациях, грудного кормления, свежего воздуха и солнечного света,—профилактику рахита, и начинать по возможности рано лечение уже появившегося заболевания. Для этого желательна бесплатная выдача рыбьего жира через Консультации, что мы не всегда имеем возможность делать, и учреждение при Консультациях кабинетов для бесплатного или сравнительно дешевого лечения светом больных рахитом.
×

About the authors

F. D. Agafonov

TKNZ

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Consultations No. 4 

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. .

Download (139KB)

© 1931 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies