To the study of higher nervous activity in schizophrenia in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The current state of the theory of conditioned reflexes dictates the necessity of introducing a physiological method for studying higher "nervous activity" into the everyday life of clinical research.

Full Text

Современное состояние учения об условных рефлексах диктует с необходимостью введение физиологического метода изучения высшей "нерв­ной деятельности в обиход клинического исследования. Особое значение приобретает метод условных рефлексов в области психопатологии детского возраста, где он должен получить такое же право гражданства, как и другие методы, направленные к выявлению функционального состояния высших отделов центральной нервной системы. Кстати сказать в ряде психоневрологических клиник метод условных рефлексов начинает в на­стоящее время получать все более широкое применение. В данной работе мы имеем ввиду иллюстрировать значение этого метода для изучения высшей нервной деятельности при шизофрении. При этом надо сказать, что условные секреторные рефлексы у шизофреников изучались Ронневским и Гершеновичем1), причем последний автор приходит к выводу, что быстрота образования и прочность условных рефлексов у шизофреников стоит в тесной связи со степенью их демѳнтности. У не­которых больных с резко выраженным негативизмом изучение условных секреторных рефлексов оказалось, как отмечает Гершенович, невоз­можным.

Наши наблюдения относятся к девочке 6 лет—Еве II. которая до 2-х лет развивалась нормально, с этого же возраста с девочкой произошла от неизвестной причины резкая перемена: изменился характер, появились аномалии поведения, стала исчезать членораздельная речь. В III псих, б-це, куда девочка первона­чально поступила, явлений органического поражения мозга не обнаружено. Реак­ция Вассермана в крови и спинно-мозговой жидкости—отрицательная. Девочка аутична, держится в стороне от всех. В контакт ни с кем не вступает и при по­пытке контакта с ней проявляет резкий негативизм. Временами наблюдается за­торможенность и стереотипность, подолгу не меняет позы. На вопросы не отвечает, временами кричит от невыясненной причины. Иногда обнаруживаются импульсив­ные действия—хватание еды. Поведение инадекватно. Родители патологическую наследственность отрицают. За время 8 месячного пребывания в нашей кли­нике в состоянии девочки произошли некоторые перемены. Беспричинный крик постепенно исчез. Стала ласкать некоторых детей, именно 2-х наиболее отсталых
 (идиотия и тяжелая форма микседемы), но к себе дотрагиваться никому из нив не разрешала. Постепенно отучилась хватать пищу у других детей, за исключе­нием только сладкого. В лабораторию шла охотно, а при обратном уходе зачастую поднимала крик. Стереотипность и заторможенность наблюдались довольно часто». Характерна длительная неподвижность позы: раскачивается и монотонно издает нечленораздельные звуки.

В начале нашей работы мы пытались образовать у Евы простые двигательные и секреторные условные рефлексы; предварительно, однако, мы хотели исследовать у девочки характер безусловной секреции, но натолкнулись при этом на препятствие, оказавшееся непреодолимым. При попытке ввести девочке слюнную воронку в рот и фиксировать ее на щеке у Евы неизменно появлялась бурная оборонительная реакция ввиде громкого крика и отталкивания руки экспериментатора. Если иногда, не­смотря на сопротивления девочки и удавалось ввести в рот пальцы с во­ронкой, то при отнятии пальца от слизистой щеки наша пациентка сей­час же сбрасывала воронку языком. Такую же интенсивную оборонитель­ную реакцию вызывали и наши попытки одевания Еве специального аппарата для записи движений рта. Интересно сопоставить с этим ана­логичный факт бурной оборонительной реакции, имевшей место в каби­нете зубного врача, который в конечном счете был принужден отказаться от необходимых манипуляций во рту у девочки. Мы всячески старались, приучить нашу пациентку к одеванию воронки, но после полумесячных, попыток отказались от этого намерения. Поскольку резкий негативизм Евы заставил нас отказаться от образования у ней обычных условных двигательного и секреторного рефлексов, мы решили перейти к изучению у нее условно-рефлекторной деятельности на хватательный рефлекс. Ус­ловным раздражителем служил у нас метроном 120 уд. в мин., при чем. на 5—10 секунде действие метронома из подавалки высыпалось подкреп­ление-клюква в сахаре в специальную чашку с открывающимся дном, стоявшую перед девочкой. Натуральный хватательный рефлекс был выра­жен у Евы достаточно резко. Она быстро протягивала руку к чашке при попадании туда клюквы. 0 6-го сочетания метронома с клюквой Ева стала поворачивать голову сначала в сторону метронома, а затем и на стук подавалки. В течение первых 25-ти сочетаний условный хвататель­ный рефлекс на метроном еще не был образован. Полагая, что стук по­давалки и ее поворот, являясь вторым и ближайшим к подкреплению условным раздражителем, может взять на себя по закону близости сиг­нальную функцию (опыты Левина, Федорова, Деревщиковой в нашей лаборатории) мы попытались угасить это действие подавалки» С этой целью помимо обычной комбинации—метроном, стук подавалки, ее поворот, подкрепление мы стали применять инактивный раздражитель— стук и поворот пустой подавалки без последующего подкрепления. В не­которых случаях на стук и поворот пустой подавалки девочка не реаги­ровала, в других же она поворачивала голову в сторону подавалки, а затем смотрела на чашку. В результате, несмотря на то, что инактивный раздражитель был применен нами в общей сложности 120 раз, добиться стойкого угашения его действия оказалось невозможным. Девочка реаги­ровала приблизительно одинаково как на активный, так и на инактив- яый, раздражитель, при чем эта реакция не отличалась постоянством- Тогда мы видоизменили опыт таким образом, что инактивным раздражителем у нас стала служить комбинация акустического раздражителя (стук :поворот подавалки) с оптическим от высыпания клюквы, которая лишь только девочка подносила руку к чашке сейчас же вываливалась оттуда путем нажатия резинового балона. Активный раздражитель—метроном продолжал, конечно, подкрепляться. После первого исчезания клюквы у Евы развилось довольно стойкое последовательное торможение: она пере­стала брать клюкву, остававшуюся при действии метронома в чашке. Однако, это тормозное действие в дальнейшем угасло, и Ева продолжала тянуться к чашке при высыпании в нее клюквы. Реакция девочки была одинакова положительной как в случае действия активного, так и инак­тивного раздражителя. После того, как инактивный раздражитель был применен нами 150 раз, мы пришли к выводу, что образование у Евы .дифференцировки невозможно. Несмотря на то, что активный раздражи­тель-метроном был испытан нами в общем 260 раз, образовать услов­ный рефлекс на базе хватательного рефлекса не удалось. Желая прове­рить насколько легко образуется в аналогичных условиях дифференци­ровка у нормальных детей, мы поставили контрольные наблюдения над 2-мя девочками 7 лет. В 1-м случае, после нескольких применеиий мет­ронома с подкреплением, мы стали чередовать его с инактивным раздра­жителем,—-стук и поворот подавалки с высыпанием клюквы и с после­дующим вываливанием ее из чашки. После 8-го применения инактивного раздражителя девочка стала протягивать руку к чашке гораздо медлен­нее, чем при действии метронома, при чем стала быстро одергивать руку лишь только клюква начинала исчезать. На 14 применении инактивного раздражителя Катя перестала протягивать руку к чашке. Последующие применения инактивного раздражителя вызывали у девочки лишь улыбку. Таким образом дифференцировка образовалась у Кати с 14 раза. В дру­гом случае применение инактивного раздражителя вызвало развитие пос­ледовательного торможения—девочка перестала протягивать руку к чашке даже при действии метронома. В дальнейшем последовательное торможе­ние угасло. После 18-го применения инактивного раздражителя Таня стала протягивать руку к чашке более медленно, а с 29-го раза перестала тя­нуться к чашке, следовательно, дифференцировка образовалась на 29 при­менении инактивного раздражителя. Если сопоставить с фактом образо­вания у нормальных детей указанной только что дифференцировки уже с 14—29 раза, то обстоятельство, что у Евы эта дифференцировка не образовалась даже после 150 попыток, то легко прийти к выводу о несом­ненной и значительной слабости коры у нашей пациентки. Эта слабость ее коры находит яркое отражение и в том, что помимо дифференцировки у Евы оказалось невозможным образование искусственных условных реф­лексов. В дальнейшем мы решили заняться изучением у нашей девочки натуральных условных реакций. Условный рефлекс на показывание пищи {открывание рта и протягивание руки) был выражен у Евы, как упоми­налось уже ранее, достаточно резко. Довольно легко удалось и угасить этот рефлекс. После того, как показывание клюквы не сопровождалось последующей дачей ее девочке 5 раз подряд, последняя с 6-го раза пе­рестала протягивать руку и тянуться к клюкве. Затем мы попытались образовать у Евы элементарную дифференцировку. Клюква на белом блю­дечке показывалась ребенку в течение 30 секунд и затем разрешалось брать ее с блюдечка; показывание же клюквы на красном блюдечке не 'Сопровождалось подкреплением. Первые 10 раз Ева реагировала одина­ково положительно и на белое и на красное блюдечко, с 11 же раза показывание клюквы на красном блюдечке перестало вызывать у девочка положительную реакцию, дифференцировка образовалась. Эта дифферен­цировка оказалась, однако, нестойкой. При постановке аналогичного опыта спустя 3 дня реакция на красное блюдечко первые два раза ока­залась вновь положительной, с 3-го раза—отрицательная реакция, непосредственно переходящая в бурную оборонительную—кричит, отталкивает блюдечко. То же самое в 4-ый, 5-ый к 6-ой раз. Через 2 дня на крас­ное блюдечко с первого раза положительная реакция, на второй раз тоже положительная, которая быстро сменяется оборонительной реакцией. На 3-ий и 4-ый раз отрицательная реакция, переходящая в оборонительную. На 5-ый и 6-ой раз—отрицательная реакция. При постановке опыта на. следующий день с первого раза положительная реакция на красное блю­дечко, а со 2-го уже отрицательная, переходящая при дальнейших пробах иногда в оборонительную. Спустя 5 дней первые 12 раз реакция на красное блюдечко неизменно положительная, и только с 13-го раза диф­ференцировка восстановилась. В заключение мы пытались образовать у Евы условный тормоз на базе натурального условного рефлекса. В ка­честве тормозного агента мы использовали электрический звонок, действие которого сочеталось одновременно с показанием девочке клюквы, но без последующего подкрепления. Простое же показывание клюквы сопровож­далось дачей ее ребенку. Несмотря на то, что тормозная комбинация была применена нами 60 раз, условный тормоз образовать не удалось. Реакция девочки на показывание клюквы, как при одновременном действии элек­трического звонка, так и без последнего была неизменно положительная.

Изложенные выше данные характеризуют довольно ярко глубокое понижение функций коры, имеющееся у нашей пациентки. Как упоми­налось уже ранее образование искусственных условных рефлексов, ока­залось у нее невозможным. Натуральные условные рефлексы у девочки сохранены, угашевие натурального условного пищевого рефлекса и обра­зование элементарной дифференцировки не представляет особых трудно­стей. Однако, эта элементарная дифференцировка не стойка и требует повторной тренировки для своего восстановления, которое совершалось тем медленнее, чем больше был промежуток между днями тренировки. Образования условного тормоза и более сложной дифференцировки на базе натурального условного рефлекса оказались невозможными. Поскольку и тормозная комбинация, и инактивный раздражитель при выработке- дифференцировочного торможения включали в свой состав помимо опти­ческого—показывания пищи еще и акустический компонент (электрический звонок, поворот и стук подавалки с одновременным действием метрономѣ или без него), можно придти к выводу, что координирование межанали­заторных ассоциативных связей оказалось непосильной задачей для коры больших полушарий нашей пациентки. На ряду со слабостью клеток коры у Евы наблюдались интенсивные субкортикальные реакции, отличавшиеся своеобразной немотивированностью и нецелесообразностью как в условиях вксперимента, так и в обыденной жизни. Очевидно, что степень реак­тивности подкорковых центров и координация деятельности последних: с корой определит в основном характер дальнейшего поведения нашей па­циентки.

 

1 Современная психоневрология“, 1930 г., № 6.

×

About the authors

A. B. Volovik

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies