On the nature and treatment of dysmenorrhea

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Although dysmenorrhea is a fairly frequent and, incidentally, a very painful disease for a working woman, its nature is far from fully elucidated; therefore, in the treatment of this disease, complete, so to speak, arbitrariness, polypharmacy, empiricism reigns; the success of treatment is usually minimal.

Full Text

Хотя дисменорея и представляет собою достаточно частое и, кстати сказать, весьма тягостное для трудящейся женщины заболевание, однако природа ее далеко не вполне выяснена; поэтому и в лечении этого забо­левания царит полный, так сказать, произвол, полипрагмазия, эмпиризм; успех же лечения обычно минимальный.

С давних пор предложена классификация дисменореи, основанная, якобы, на учете первопричин этого заболевания и выделяющая следую­щие формыдисменорреи: 1) воспалительную, 2) механическую (Марион, Симс), 3) нервно-психическую (Мейер, Руегг, Дик) и психотравматическую (Эдельберг), 4) перепончатую. За последнее время к этим четырем основным формам добавили еще две: 5) инфантильно-гипопла­стическую (конституциональную) (Винтер, М. Гирш, Р. Шредер) и 6) эндокринно-химическую (Ашнер).

Рассматривая эту классификацию, нетрудно понять и согласиться, что она чрезвычайно искусственна, далеко не соответствует действитель­ной природе заболевания, возводит дисменорею в роль самостоятельного заболевания, в то время как она есть лишь симптом и, наконец, во­обще является излишней, т. к. если исключить воспалительную дисменорею, как форму действительно самостоятельно существующую, то все остальные формы можно легко и справедливо свести к одной единствен­ной форме—эндокринно-химической.

В самом деле, возьмем для примера инфантильно-гипопластическую форму дисменореи. Согласно Ашнеру в большинстве случаев дисменореи мы имеем дело „со стройными, тонкими индивидуалами, принад­лежащими к инфантильно-астенически-гапопластаческому типу, обычно с остроугольной антефлектированной маткой и стенозом внутреннего маточ­ного зева“... Инфантильная матка отличается незначительной величиной своего тела по сравнению с шейкой, значительной атрофией с развитием ме­жуточной ткани и понижением тургора. Во время месячных маленькое, мышечно-слабое тело матки должно развивать большую силу сокращений, чтобы прогонять массу отделяющейся крови через чрезмерно длинный, узкий канал шейки, весьма часто к тому же резко перегнутый вслед­ствие остроугольной антефлексии.

Естественно, что при этих условиях должны развиться особенно сильные и частые сокращения матки, подобно тому как это имеет место при сокращениях других полостных органов, напр., желудка, пузыря, мочеточников, кишек,—сокращениях, которые нередко также сопровож­даются более или менее интенсивными болями. В этих случаях раздра­жение вегетативных нервов передается через спинной мозг в зрительный бугор, а корой воспринимается, как болевое ощущение.

Гипопластическая матка имеет вообще недоразвитую, неполноцен­ную, слабую мускулатуру и поэтому должна особенно усиленно, долго и часто безрезультатно сокращаться, чтобы прогнать скопляющуюся в по­лости кровь. С другой стороны, количество крови, подлежащее удалению через узкий шеечный канал, при гипопластической матке весьма значи­тельно, ибо, вследствие слабости тонуса матки, выделение крови значительно усилено и не ограничивается, как в норме, энергичными сокра­щениями матки. Кроме того, при инфантильных и гипопластических матках часто обращает на себя внимание густота“ крови, „крошковатость“ ее, наличие в ней мелких, а иногда и более крупных кусочков прегравидарной слизистой.

Что же является первопричиной всех этих явлений, сопровождаю­щихся дисменореей, в качестве симптома?

Недоразвитие половых органов и связанная с этим их особая форма и слабость мускулатуры зависит, как нам сейчас известно, благодаря работам Ашгейма и Цондека, от недостатка яичникового гормона, стимулирующего к росту и тонизирующего матку.

Недостаточность же гормональной функции яичников в свою оче­редь зависит скорее всего от функциональной дефективности передней доли гипофиза.

Недостаточность яичникового гормона обусловливает также слишком малую, недостаточную продукцию тех триптических ферментов, назначе­ние которых способствовать быстрому и полному расплавлению слизи­стой матки. Сохранение, вследствие этой ферментативной недостаточно­сти, неизмененных компактных кусочков слизистой, с большим усилием проталкиваемых мышечно-несостоятельной маткой через суженный, уд­линенный, перегнутый канал шейки, обусловливает особенную интенсив­ность болей в полной аналогии с таковыми при продвижении инородного тела в перистальтирующем органе (dysmenorrhea membranacea).

Описывая далее тип женщин, наиболее часто страдающих дисменореей, Ашнер отмечает еще следующие характерные черты: „дисгармо­ния пигментации и гипертрихоз, в виде темных волос, светлых глаз, пушка над губой и волосатости lineae albae, а нередко и более сильных степеней гипертрихоза“...

Дисгармония пигментации, гипертрихоз, известный вирилизм, в типе (мужеподобное лицо, хорошее развитие мускулатуры, узкие бедра, „муж­ской“ таз) —все это есть обычно лишнее доказательство дисфункции яичников, сопровождающейся уменьшением выработки их гормона.

К этому следует добавить, что у инфантильных и гипопластических женщин обычно значительно понижен порог нервной возбудимости; по- этому-то раздражение, которое со стороны нормальной нервной системы не вызывает никакой болевой реакции, инфантиличка или гипопластичка, могут воспринимать как сильное болевое ощущение и соответственно реагировать на него.

Естественно, что подобным неполноценным конституциональным ти­пам свойственна общая неустойчивость всей нервной системы и психики. Поэтому и особая форма дисменореи, описанная Эдельбергом под именем психотравматической, встречается наичаще у представительниц неполноценного конституционального типа, ибо они более склонны к душевным травмам.

Характерно, что дисменорея весьма часто бесследно проходит после первой же беременности, а иногда вообще после начала половой жизни, т. е. когда гормональная деятельность яичников достигнет своего полного расцвета и оказывает соответственное влияние на весь половой аппарат.

Таким образом, и механическая, и нервно-психическая, и инфан­тильно-гипопластическая, и перепончатая формы дисменореи могут быть в конечном итоге сведены к недостаточности гормональных влияний яич­ников, т. е., следовательно, к форме эндокринно-химической.

Если так, то и лечение различных форм дисменореи должно быть единообразным и сводиться к эндокринно-химическому воздействию на организм. Местное лечение в подавляющем большинстве случаев не дает эффекта и, наоборот, при нервно-психической неустойчивости подобных больных, фиксируя их внимание на половой сфере и на безуспешности местных мероприятий, может лишь ухудшить состояние больной.

Психотерапия, в частности гипноз (Геренштейн, Дик, Нико­лаев), дает в некоторых случаях хороший эффект, однако, чаще всего- лишь там, где мы имеем чистую невропсихическую форму дисменореи (патологический условный рефлекс).

В некоторых случаях, где специальными исследованиями возможно- установить повышение возбудимости автономной (парасимпатической)? нервной системы или наличие симптомов спазмофилии (Гирш),—там иногда дает прекрасный эффект подавление vagus’a атропином (в пилю­лях, подкожно) и хлористым кальцием (повышающим тонус sympaticus’a).

В большом числе случаев, однако, все мероприятия остаются без­результатными.

Между тем логика подсказывает путь, на который надо попытаться встать при лечении дисменореи. Недостаточность яичникового гормона, которую мы делаем ответственной в большинстве случаев за дисменорею, должна быть устранена путем обильного подвоза недостающего гормона. Простейший и доступнейший способ к этому—введение больной больших количеств гормона, содержащегося, как известно, в моче беременных женщин. Методика крайне проста: 50,0 кипяченой мочи от беременной на сносях, смешанные с 50,0 отвара ромашки, вводятся больной в rectum ежедневно в течение 1—3-х месяцев.

Для иллюстрации привожу следующий случай:

Б-ая Л., 23-х лет. Замужем 7 мес. Menses начались с 16 л., чрезвычайно- болезненные, скудные с большим количеством мелких и крупных кусочков слизи­стой. Во время месячных б-ая в течение 3—4-х дней превращается в полного ин­валида; принуждена лежать в постели и ни на минуту не освобождается от же­сточайших болей, доводящих ее до состояния психоза: б-ая рвет на себе волосы, кусает руки, бьется головой о кровать и т. п. Брюнетка с заметными усиками над верхней губой, смуглая. Рост волос на лобке по женскому типу, не весьма- обилен. Некоторый гипертрихоз на ногах. Выраженная астеника, очень узкие бедра. При вагинальном исследовании: влагалище узкое, длинное; шейка на нор­мальной высоте; своды, особенно задний, очень глубоки влагалищная часть удли­ненной цилиндрической формы. Тело матки в состоянии резкой anteflexio; наруж­ный зев точечный. Придатки уклонений от нормы не представляют. Б-ой произ­ведено расширение и выпрямление шеечного канала за несколько дней до оче­редных menses. Применены большие дозы белладонны в суппозиториях. Успеха никакого: наступившие menses по-прежнему невыносимо болезненны, По окончании menses начато лечение уриной (50,0 кипяченой мочи беременных на 9—10 мес.+ 50,0 отвара ромашки). Проделано вследствие неаккуратности б-ой лишь 18 сеан­сов. Следующие месячные совершенно безболезненны, с выделением нормального вида жидкой крови без примеси кусочков слизистой; б-ная перенесла menses на ногах за обычной работой.

Прослежено еще пять последующих менструальных периодов, протекших также без каких бы то ни было значительных неприятных ощущений. Менструа­ции 6-го и 7-го месяцев после проведения лечения снова становятся болезненными- (хотя и не в прежней степени). Повторено лечение уриной (28 сеансов)—полный успех, menses снова совершенно неболезненные. Наблюдение ведется 3-й месяц.

Интерес данного случая перепончатой дисменореи, заключаема в том, что как тип больной, имеющий большое сходство с описанием Ашнера, так и успех примененной терапии вполне подтвердили вы- Ч, сказанную выше точку зрения на основную причину дисменореи вообще ' и перепончатой дисменореи—в частности. Причину эту мы склонны ви­деть в дисфункции яичников, ведущей к слабости маточной мускулатуры, ее гипотонусу, к известной степени инфантилизма, к недостаточности вы­работки протеолитических ферментов, необходимых для расплавления слу­щивающейся слизистой и, наконец, к определенным изменениям в нервно- психической деятельности организма.

Цель настоящей заметки я буду считать достигнутой, если предло­женный мною метод лечения дисменореи будет более широко проверен на подходящих случаях и результаты его применения будут опубли­кованы.

×

About the authors

A. P. Nikolaev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies