Aschner Bernhard. Die Krise der Medizin. Konstitutionstherapie als Ausweg. 562 Seiten Gr. 8°. 1928. Broschiert RM. 18.—Hippokratesverlag. Stuttgart, Leipzig, Zürich
- Авторы: Галант И.
- Выпуск: Том 25, № 5 (1929)
- Страницы: 583-584
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 31.08.2021
- Статья одобрена: 31.08.2021
- Статья опубликована: 15.05.1929
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/79372
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj79372
- ID: 79372
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Книга Ашнера состоит из двух частей: общей и частной. В общей части автор говорит о тех методах лечения, которые, по его мнению, должны после долгих лет забвения завоевать прежнюю свою известность, как универсальные могучие лечебные средства; в частной части говорится о тех же методах в применении к отдельным болезням из всех специальностей медицины.
Ключевые слова
Полный текст
Книга Ашнера состоит из двух частей: общей и частной. В общей части автор говорит о тех методах лечения, которые, по его мнению, должны после долгих лет забвения завоевать прежнюю свою известность, как универсальные могучие лечебные средства; в частной части говорится о тех же методах в применении к отдельным болезням из всех специальностей медицины.
Ашнер говорит: Какое неслыханное высокомерие, что критически мыслящие клиницисты под руководством таких, правда, незаурядных мыслителей, как Рокитанский и Скода, с одной стороны, целлюлярной патологии гениального Вирхова и построенной на ней официальной теории, с другой стороны, объявили, и забросили до того ходкую терапию, хотя она была построена на наблюдениях многих тысячелетий, как негодную. Как нескромно думать, что настоящая медицина начала только существовать с началом естественно-научной точности в медицине
Разве успехи нашего лечения оправдывают принятыя медициной курс? Там где гигиена работает с помощью современной техники и организации, были достигнуты значительные результаты в рамках известных экономических предпосылок, прежде всего в борьбе с эпидемиями. А чудеса, достигнутые хирургией. Больной же, обращающийся как отдельный индивид к врачу за помощью, полу, чает все же более плохое лечение и реже вылечивается, чем это было до наступления новой целлюлярнопатологической эры с ее локализаторской и специалисти ческой установкой, которая в целом бессознательно мыслит нигилистически.
Лучших успехов, уменьшения страданий, увеличения числа излечений, удлинения продолжительности жизни достигала старая, охаянная, как «наивная», медицина. И народ, который имеет полный респект перед великими научными; открытиями, воспринимает совершенно иначе клиническое лечение каждого отдельного б-го: народ идет большими толпами ко всякого рода знахарям и верует во всякого рода народную медицину. И разве это не есть отчасти своего рода кризис медицины, если больной не хочет обращаться к врачам, а обращается к знахарям?
Кризис в медицине может быть счастливо ликвидирован при помощи плодотворного ренесанса. Ренесанс означает больше чем возврат к старому. Он ставит исследовательской естественно-научной медицине целый ряд задач, требуя замены эмпирии только в случаях точной индикации.
Ашнер старается на основании своего личного опыта доказать, что эмпирически установленные методы лечения: кровопускание, очищение крови (путем отвода на кишечник и кожу), применение резольвенций, диафореза, прежде всего эмменагогических средств, одним словом всего того, что в народе рассматривается и применяется, как основательное лечение, имеют право на существование и в научной медицине. Признанные негодными альтеранции выдвигаются опять на почетное место. Лечение направлено против диатезов! И все учение Ашнера превращается в учение о конституциональной терапии (Konstitutionstherapie).
Причем выявляются противоположности между старым и новым в их настоящей остроте: локальное лечение заменяется общим, универсальным, или местное лечение дополняется универсальным. Солидарно патологическое понимание болезней замещается гуморально патологическим; хирургическое лечение болезней становится часто лишним. Врачу специалисту вменяется в обязанность лечить, собственно умение лечить не только специальную болезнь, а всего человека: вместе с ренесансом медицины придет, конечно, ренесанс и самого врача.
Свое учение о конституциональной терапии Ашнер основывает на большом количестве практически важных наблюдений и фактических данных, благодаря, чему книга Ашнера делается весьма ценным источником новых терапевтических советов и лечебных средств даже для тех, которые являются противниками- его направления в медицине.
Список литературы
Дополнительные файлы
