В.Я. Чикин, Ю. Ф. Исаков, Б. М. Чекнев. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР. М., Медицина, 1980, 270 стр, 5000 экз.
- Авторы: Анисимов В.Е.
- Выпуск: Том 62, № 1 (1981)
- Страницы: 71-72
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 28.08.2021
- Статья одобрена: 28.08.2021
- Статья опубликована: 15.01.1981
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/79270
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj79270
- ID: 79270
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В книге видных организаторов и руководителей отечественного здравоохранения и высшего медицинского образования показано влияние высшей медицинской школы на развитие здравоохранения, подчеркивается органическая связь медицинских институтов с практическим здравоохранением, в отличие от существовавшей в дореволюционной России разобщенности университетов и органов здравоохранения.
Ключевые слова
Полный текст
Представлены материалы по совершенствованию системы подготовки врачебных кадров. Убедительно показано на примере ряда медвузов (2-й Московский, Казанский и др.), что отбор абитуриентов является важным этапом в подготовке будущих специалистов. Уделено должное внимание вопросу профессиональной ориентации молодежи.
В книге изложены основные принципы организации учебного процесса. С научных позиций освещаются роль и место в современном учебно-воспитательном процессе лекционного преподавания, самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Авторы правомерно указывают на целесообразность введения дипломных работ для выпускников медицинских факультетов, учитывая положительный опыт фармацевтических институтов.
Показано значение работы лабораторий высшего медицинского образования и кафедр педагогики 1 и 2-го Московских, Ивановского мединститутов и Ленинградского педиатрического института по созданию модели специалистов основных медицинских специальностей. Опыт этих лабораторий должен лечь в основу построения учебного плана и программ с учетом современных достижений медицинской науки и практики здравоохранения.
В монографии рассмотрены вопросы идейно-политического и морально-этического воспитания студентов, повышения роли кафедр общественных наук в этом процессе, усиления координации идейно-воспитательной работы кафедр общественных наук с медико-биологическими кафедрами. Отмечен значительный вклад в дальнейшее совершенствование воспитательного процесса таких мединститутов, как Ленинградский педиатрический, Пермский, Казанский, 2-й Московский, Смоленский и др.
При рассмотрении вопросов подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров авторы указывают на положительный опыт по подготовке аспирантов в 1-м и 2-м Московских, Томском, 1-м Ленинградском, Свердловском институтах. Эти медвузы зачисляют в аспирантуру лиц, проработавших один год стажерами-исследователями (для теоретических кафедр) и прошедших клиническую ординатуру (для клинических кафедр), что позволяет им три года полностью заниматься работой над диссертацией и овладеть педагогическим мастерством. Справедливо отмечаются теневые стороны целевой аспирантуры, когда научные руководители не всегда имеют возможность ознакомиться с деловыми качествами зачисленных аспирантов, а руководители вузов, пославших аспирантов в другие города, не интересуются ходом их обучения.
Положительно оценивается опыт проведения рядом медвузов ежегодных педагогических чтений по наиболее важным проблемам высшей медицинской школы, организации школ молодого преподавателя, привлечения к чтению лекций на психолого-педагогические темы преподавателей университетов и педагогических институтов.
В книге представлены материалы совместной работы мединститутов и органов практического здравоохранения. Примером умелой организации такой работы являются Казанский, Минский и Воронежский мединституты. Отмечена помощь Казанского института практическому здравоохранению г. Набережные Челны при строительстве КамАЗа. Многие медвузы РСФСР постоянно оказывают помощь сельскому здравоохранению.
В книге излагается сущность проведенной реформы высшего медобразования, обсуждаются проблемы организации обучения в субординатуре и первичной специализации в интернатуре. Отмечается, что именно эти две формы позволили повысить качество подготовки врачебных кадров.
Специальная глава посвящена роли научных подразделений в подготовке врачей. В ней акцентировано внимание на опыте объединения ряда научно-исследовательских институтов с профильными кафедрами, что позволило шире развернуть комплексные научные исследования с более рациональным использованием современной аппаратуры и повысило качество обучения будущих врачей. Отмечена положительная роль ЦНИЛ медвузов в вопросах подготовки будущих специалистов. Кратко описываются структура и деятельность ЦНИЛ 2-го Московского мединститута, являющейся уникальным научно-методическим центром.
Авторы подробно осветили роль медвузов и институтов усовершенствования врачей в повышении квалификации врачебных кадров. В книге представлены также материалы о подготовке врачей для зарубежных стран и подготовке врачей за рубежом.
Последняя глава монографии посвящена перспективам совершенствования подготовки кадров с высшим медицинским образованием. Целиком и полностью следует согласиться с авторами, что нужно еще больше приблизить подготовку будущих врачей к запросам сегодняшнего практического здравоохранения, найдя допустимый предел дальнейшего дробления дисциплин и создания новых кафедр без ущерба для подготовки врача широкого профиля. Необходимо достичь максимального приближения клиники к теоретическому изучению всех дисциплин и расширения научных исследований по проблемам высшего медицинского образования.
Однако авторы книги, говоря о широкой и разносторонней подготовке врачей в нашей стране, недостаточно информируют читателя о разработке проблем научной организации учебного професса (НОУП) в медвузах. Так, в монографии не упоминается деятельность в этом плане Республиканской проблемной комиссии по НОУП Минздрава РСФСР, о работе лабораторий высшего медобразования 1 и 2-го Московских мединститутов. Недостаточно освещена роль кафедр педагогики медвузов страны в вопросах дальнейшего совершенствования учебного процесса и повышения квалификации преподавателей. Ничего не сказано об Использовании зарубежного опыта в подготовке врачебных кадров.
Упомянутые недочеты ни в коей мере не снижают достоинства и значения этой нужной и полезной книги. Ее с большим интересом прочтут не только организаторы высшей медицинской школы и практического здравоохранения, но и преподаватели медвузов и врачи всех специальностей.
Об авторах
В. Е. Анисимов
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Профессор
РоссияСписок литературы
Дополнительные файлы
