VII All-Russian Congress on the Health of Children and Adolescents. (Moscow, January 15-20, 1929)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

From January 15-20, 1929, the VII All-Russian Congress on the Health of Children and Adolescents was held in Moscow, in the House of Congresses of the People's Commissariat of Education. The Congress has gathered at a time when the country of the Soviets is carrying out the industrialization of its economy on socialist principles, when the socio-cultural sector is facing the enormous task of the cultural revolution. The VIIIth Congress of O. 3. D. and P. attracted a large cadre of doctors not only employees of the health care apparatus, but also practitioners of the OSD, pedologists mainly.

Full Text

С 15—20 января 1929 года в Москве, в Доме Съездов Наркомпроса состоялся VII Всероссиский съезд по охране здоровья детей и подростков. Съезд собрался в тот момент, когда страна Советов проводит индустриализацию своего хозяйства на социалистических началах, когда перед социально-культурным сектором ставится громадная задача культурной революции. VІІ-й Съезд О. 3. Д. и П. привлек большой кадр врачей не только работников аппарата здравохранения, но и врачей практиков ОЗД, педологов главным образом.

На съезде, кроме пленума, работали три секции: 1. Секция методическая, 2) Секция по вопросам труда рабочего подростка, профотбора и профориентации. 3. Секция психо-неврологическая.

На пленуме зав. отд Охр. здор. детей и подростков В. Н. Иванов в своем докладе «Очередные задачи по охране здоровья детей и подростков» указывает, что перед охраной здоровья детей стоит задача удовлетворения растущих потребностей в деле оздоровления подрастающего поколения, особенно в связи с проведением всеобщего начального обучения, роста пионердвижения, развертывающейся сети дошкольных учреждений, растущими потребностями по обслуживанию рабочих подростков. Наконец, новое задание по обслуживанию техникумов и вузов (постановление СНК). Каковы же наши достижения по охране детей и подростков и какие» задачи мы ставим себе в этой области работы в ближайшие годы. От примитивного школьно-санитарного надзора в прошлом мы перешли к охране здоровья детей и подростков, в задачи которой входят: 1) школьно-санитарный надзор, 2) врачебная педология, 3) физическая культура (врачебный контроль) и 4) санитарное просвещение. Для осуществления этих задач имеются около 1700 врачей по охране здоровья детей и подростков, а к концу пятилетия эта цифра должна вырасти до 2500, 134 детских профилактических амбулаторий-диспансеров, которые к концу пятилетия должны вырасти до—250. При профилактических детских амбулаториях имеется 1300 вспомогательных коек (дневные санатории, площадки и др.); к концу пятилетия эта цифра должна вырасти до 3810 коек. Для физически слабых детей имеются 1300 коек, а к концу пятилетия—2190. Для обслуживания нервно- психических аномальных детей имеем 1100 коек, а к концу пятилетия—2450 коек. Для обслуживания физически слабого пионера имеется около 400 коек в санаторных лагерях, а к концу пятилетия—2635 коек. Для обслуживания районов и села развертываются первичные курсы охраны здоровья детей; сейчас мы их насчитываем 50, а к концу пятилетия—350. Анализируя цифровой материал, имеем следующий процент удовлетворения по отношению к организованному детскому населению в городах: В 1928/29 году 25—30% удовлетворения, а к концу пятилетия—50% удовлетворения. В 28/29 году стоимость содержания ОЗД—7,966,000 руб. или 2,3% бюджета, а в 1932/33 году 15,375,000 или 2,7%. Если в1926 году контингент организованных детей-подростков по линии социального воспитания равнялся приблизительно <5.009,000, то в ближайшее пятилетие эта цифра удваивается, достигает 12.000,000. На ближайшее время стоит проблема количественного охвата всего организованного детского населения и углубление качественной стороны охраны здоровья детей подростков. Петухов (представитель ВЛКСМ) выдвигает то положение, что охрана здоровья детства и юношества, имея главное стержневое направление на профилактику, на оздоровление труда и быта, должна вестись на базе активного содействия со стороны обслуживаемых и со стороны, широких кругов советской общественности (профсоюзы. ВЛКСМ, Соцстрах, РОКК и др). Представитель ВЛКСМ должен принимать участие в организационной работе здравоохранения, отвечая за известную область работы, неся определенную нагрузку в здравотделах. Д-р М. Г. Фальк в докладе о подготовке, переподготовке и усовершенствования врачей ОЗД и физкультуры проводит ту мысль, что правильная организация медикопедологического обслуживания детского населения требует специальной подготовки врачебного персонала—врачей-педологов и врачей по физкультуре, теоретическое и практическое ознакомление с педологией п физкультурой студентов медузов.

Следует отметить то отрадное явление, что закрепляя одну позицию за другой, ОЗД, помимо массового обслуживания детей, ставит акцент на научно-исследовательскую работу. Наличие 3-х научных институтов ОЗД и II. (в Москве, Ленинграде, Ростове на Дону) дает уверенность, что работа по оздоровлению детей, подростков, юношества, на основе тщательного изучения их психофизического развития в связи с влиянием социальной и физической среды будет процветать, ибо она имеет под собой прочную научную Сазу. Московский институт ОЗД и 11. имени Х-летия Октябрьской революции является центральным институтом республиканского значения (Е. П. Радин). Институт имеет 4 отделения: 1) отделение нормального ребенка, 2) отделение психо-неврологическое, 3) отделение физически аномального ребенка, 4) врачебно педологическое, по подготовке врачей- педологов.

Методическая секция.

Доклады организационного порядка данной секции были посвящены структуре детской профилактической амбулатории (ДПА), характеру содержания ее работы. Единодушно пришли к тому мнению, что ДПА является руководящим центром, возглавляющим практическую работу по ОЗД. Лечебная работа существующих ДПА есть явление временное. Этот вид работы должен со временем перейти к специально-лечебным амбулаториям. ДПА объединяет всю практическую работу ОЗД путем осуществления самого близкого участия амбулаторий в работе врача ОЗД, тесной связи с населением (Деткомздравбыт, консультативный прием родителей), самыми детьми (Деткомздравбыт, Детсанкомы) и школой (Медведовский). В своем четком, прекрасно сформулированном сообщении, С. Я. Колтунов (Иваново-Вознесенск) выявляет диспансерную сущность работы ДПА, заостряет внимание на тех узловых пунктах работы, правильное построение которых устранит все препятствия на пути осуществления действительно диспансерной системы работы, а именно: 1) Вопрос о преемственности возраста охматмлада. 2. Действительно полный учет детской заболеваемости профамбулаториями. 3. Уточнение роли врача ОЗД, диспансерной системы. 4. Оформление патронажной работы ДПА. Одобрение в кулуарах съезда вызвал живой, практически очень ценный доклад д-ра Цейдлина А. Г. о методах и принципах комплектования школьных групп. Основные тезисы доклада таковы: правильная группировка детей в школе требует предварительного исследования детей со стороны физического состояния здоровья, изучения их социальной среды, исследования их интеллекта и одаренности и педагогическое наблюдение в отношении их поведения и успеваемости. В массовой школе вопрос формирования детских коллективов в первую очередь сводится к правильному комплектованию первых групп первой ступени, из числа вновь поступающих детей, и к отбору детей 5-й группы из числа учащихся 4-х групп. Последнее тем более необходимо, что качественный состав первых и 5-х групп в значительной степени предопределяет состав всех остальных групп 1-й и 2-й ступени. Умственно отсталые дети (олигофрены) в нормальную школу не допускаются, а направляются в соответствующие вспомогательные учреждения.

Для достаточного обслуживания умственно отсталых детей, нужно развернуть необходимую сеть вспомогательных школ и групп.

Выяснение этиологии умственной отсталости детей становится актуальной проблемой. Профессор А. А. Кисель связывает умственную отсталость с недостаточностью щитовидной железы. По его мнению поражение щитовидной железы вызывает расстройство в умственной сфере ребенка: плохую память, отсутствие общительности и инициативы, очень трудное усвоение счета, арифметики. Из научных докладов методической секции заслуживает внимания весьма обоснованная схема диагностики конституциональных типов, изложенная проф. В. Г. Штефко и проф. А. С. Грибоедовы м. Небезынтересны результаты работы комиссии по женской физкультуре при ГЦПФК (института физ. культуры). Данные научного контроля (В. В. Гориневская) говорят об огромном значении для женщины физкультуры, как улучшающей обмен веществ; упражнения специального характера укрепляют мускулатуру туловища, улучшают кровообращение брюшной полости, противодействуют вредностям школьного и профессионального труда. Благоприятные данные гинекологического обследования спортсменок, исследование реакций на различные виды физического упражнения, позволяют привлекать женщин к различным спортивным упражнениям. При обычных занятиях в школах и кружках тщательный повторный опрос о течении менструального периода вполне достаточен, но взрослая женщина, особенно интенсивно занимающаяся ф.-к., должна периодически подвергаться гинекологическому контролю. Моторные способности женщины направлены в сторону пластичности, ритмичности и координации движений. Эти способности должны получить отражение в программах женских физических упражнений. Вопросы изучения моторной одаренности детей и подростков, в виду отсутствия совершенной методики по исследованию психомоторной сферы, все более и более привлекают внимание целого ряда исследователей. Поэтому нельзя не приветствовать метод массовой оценки моторики у детей и подростков, предложенный Н. И. Озерецким. При помощи метода массовой оценки моторики, возможно одновременно исследовать группы испытуемых 20—25 чел. в целях профориентации и профконсультации, психически нормальных и аномальных детей и подростков.

Секция профотбора и профориентации.

Рационализация промышленности, конвейерная система, применяемая в ряде фабрик и заводов, переход на 7 часовой рабочий день, все это в данное время остро ставит необходимость более быстрого развертывания и углубления работы по профотбору и профориентации рабочего подростка п по изучению труда подростков. Профессиональный отбор, как профилактика профессиональных болезней, является в нашей структуре здравоохранения одним из звеньев в цепи предупредительных мероприятий. Поэтому профотбор в советских условиях мыслится как врачебно-психотехнический отбор, проводимый на педологической базе. В секции профотбора, кроме обсуждения основных принципов организации профотбора и профорганизации (С. Г. Розенберг), излагается методика определения профпригодности рабочего подростка и роль врача в профконсультации. Подводится итог работы по профотбору целого ряда научных учреждений, как Московский институт профессиональных болезней имен. Обуха, Московский и Ленинградский институты ОЗД и II. Все адепты психотехники, и в том числе И. Левитов, отмечают значительную практическую эффективность работы по профотбору подростков школы ФЗУ. Методология профотбора п профориентации должна быть расширена и углублена, при стремлении к унификации таковой. Существующие системы профконсультации в Москве представляют из себя некоторый компромисс между отбором и ориентацией. В дальнейшем надо перевести всю работу по профотбору на рельсы профориентации. М. Я. Лук омский подчеркивает значение функционального испытания сердечно-сосудистой системы при профессиональном отборе, оно является очень ценным при правильном его применении, внимательной интерпретации каждого отдельного случая. Физиолог В. В. Ефимов делится результатами, произведенного психо-физиологической секцией отделения нормального ребенка института ОЗД и П. физиологического обследования труда рабочих подростков. Физиология детского труда должна устранять утомление как результат перенагрузки, недостаточности отдыха и неправильного режима труда ребенка. Физиология труда должна вести изучение влияния труда на ребенка и подростка несколькими физиологическими методами, одним из которых исследуют состояние газообмена, другим сердечно-сосудистую систему, третьим биохимию крови. Чрезвычайно оригинальным и новым по основным идеям, весьма содержательным, был доклад проф. А. К. Барсука (Ленинградский институт ОЗД и П.)- о профконсультационной работе в школах с изложением методики исследования интеллектуальных функций различных возрастных групп учащихся.

Психо-неврологическая секция.

Психо-неврологическая секция в основном представлена работами проф- Гуревича и его школы. Проф. М.О. Гуревич предлагает рабочую схему классификации психо- и невропатий в детском возрасте, взяв в основу общепринятую в настоящее время в психиатрии нозологическую классификацию Крепелина. Выдвигается значение элементов пионер-работы в системе воспитания трудных детей, которые должны пронизывать всю систему воспитательной работы в детских учреждениях психо-неврологического типа (Р. С. Фейгина). В настоящее время, когда вопрос о «нервных» детях развернулся во всей шпроте, в области детской психо-неврологии, кроме осязательного психоневролога в профилакт. амбулаториях, созданы специальные психоневрологические школы-санатории (М. Г Фальк), число коих должно быть увеличено.

Наркомздрав, ставящий в основу, советской медицины вопросы профилактики рассматривает борьбу с детскими нервно-психическими аномалиями как одну из своих важнейших задач в борьбе за психическое здоровье подрастающего поколения

×

About the authors

A. Reznikov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Saratov

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1929 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies