Rheumatism and tuberculosis in railroad occupations

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Our observations concern rheumatic diseases of the movement-joints, muscles and tuberculosis diseases of the respiratory organs in leading railway transport professions, according to the Kazan Railway Medical Association from 1930 to 1933.

Full Text

Основной актуальной задачей практического врача в настоящее время является задача изучить заболеваемость с точки зрения профессии и на основе этого изучения провести необходимые мероприятия по снижению заболеваемости.

Изучение заболеваний по профессиям является вполне возможным в условиях нашего Советского Союза потому, что мы имеем самый широкий охват обследования и учета заболеваемости с указанием утраты работоспособности (больничн. листок).

В каждой профессии необходимо изучить условия труда и быта и проф. вредности:

  1. Самый труд, его характер, интенсивность, продолжительность, ритм и проч.
  2. Переменные метеорологические факторы: t°, движение воздуха, влажность и проч.
  3. Санитарная обстановка, инфекции, интоксикации.
  4. Жилище, свет, тепло, одежда, питание.
  5. Конституция, наследственность. Привычки—алкоголизм и табакокурение и проч.

Под термином „заболеваемость” следует понимать учет появления новых заболевании в отдельных профессиях в течение определенного времени. В нашем Советском Союзе мы имеем густую бесплатную сеть лечебных учреждений и статистический учет дает полную возможность подойти к изучению истинного распространения заболеваемости.

Однако, изучение заболеваемости не свободно от некоторых недостатков. Так как основной причиной обращаемости за лечебной помощью является субъективное ощущение заболевшего, то вследствие этого обращаемость зависит в значительной степени от культурного уровня заболевшего, а также от расстояния места жительства или службы от лечучреждения. Особенно это касается легких случаев хронических заболеваний.

Наши наблюдения касаются ревматических заболеваний органов движения—суставов, мышц и туберкулезных заболеваний органов дыхания у ведущих профессий железнодорожного транспорта, по данным Казанского врачебного объединения жел. дор. с 1930 по 1933 г.

Распространение ревматических заболеваний и заболеваний туберкулезом в городах, по данным Данишевского, выражается в сдедующем.

Таким образом, из этих данных видно, что городское население Москвы меньше болеет ревматизмом, почти в два раза, чем сельское население, при чем женщины болеют чаще, чем мужчины, крестьянка болеет почти в три раза чаще, чем горожанка. Туберкулезные заболевания имеют обратные отношения, городское население страдает туберкулезом, вдвое чаще, чем сельское население.

Что же касается сравнения ревматических заболеваний с туберкулезом по таким профессиям как добыча угля, торфоразработки, транспорт, то потеря трудоспособности от ревматических заболеваний до пяти раз больше, чем потеря трудоспособности от туберкулеза. Другие же отрасли дают обратные отношения. Так, швейная промышленность, конторский персонал и проч. дают в три—пять раз больше заболеваний туберкулезом, чем ревматизмом.

Наиболее часто поражаются профессии, имеющие основную вредность— термический фактор (перегревание, переохлаждение)—рабочие горячих, холодных цехов и паровозный персонал и проч.

Народно - хозяйственное значение ревматических заболеваний очень велико; оно слагается из следующих моментов:

1) Расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности.

2) Недовыработка продукции на том или ином предприятии.

3) Расходы по оказанию всех видов лечебной помощи заболевшему: амбулаторной, больничной, физио-терапевтической, курортной и проч.

4) Затраты по выдаче пенсий.

5) Потери от недоработанных инвалидами лет.

6) Потери от смертности в рабочем возрасте.

По вычислениям проф. Вигдорчика в общем государство теряет от ревматической инвалидизации за год 38,830 рабочих лет.

Из приведенных литературных данных видно, что ревматические заболевания среди ведущих профессий железнодорожного транспорта занимают одно из первых мест.

При сопоставлении этих данных, обнаруживается, что ревматизмом чаще поражаются машинисты, пом. машиниста, кочегары и слесаря.

Заболеваемость же туберкулезом органов дыхания главным образом обнаруживается у кондукторов пассажирских поездов и проводников.

В этом, со всей очевидностью, сказывается влияние на ревматические заболевания фактора простуды у таких профессий, как паровозная бригада и слесаря, которым по роду своей деятельности изо дня в день, из года в год приходится работать в условиях резких колебаний t°, окружающей среды: переохлаждения и перегревания. Работа паровозной бригады и слесарей происходит в условиях с одной стороны повыш. t° от паров, котла, а с другой—в условиях слабой защиты от холода. Под влиянием этого, обмен веществ, работа потовых желез, нервной системы, работа органов движения и друг, органов совершается ненормально, с нарушением функций указанных органов, что и ведет к понижению сопротивляемости организма и предрасполагает к заболеваемости.

Что же касается туберкулеза, то здесь со всей ясностью обнаруживается значение контакта для распространения туберкулезной инфекции. Кондуктора и проводники пассажирских поездов, по роду своей службы, постоянно—ежечасно, ежедневно соприкасаются с пассажирами в поездах, а потому имеют наибольшую возможность получения туберкулезной инфекции.

У наших больных с ревматизмом установлены нами изменения со стороны сердца: в форме эндокардита в 22% случаев, в форме миокардита в 44% случаев. В 42% случаев наших больных установлено заболевание ангиной; в 54% случаев—кариозные зубы.

По мнению Бухштаба, Талалаева, Корицкого и друг, входными воротами для инфекции при ревматизме является ротовая полость, и зубы, откуда инфекция проникает в миндалины и лимфатические узлы, образуя при этом в глубине тонзилл первичные ревматические очаги. Отсюда вирус гематогенным путем распространяется в органотропные к вирусу органы—в миокард, эндокард, перикард, серозные оболочки и суставы.

В качестве предрасполагающих моментов здесь играют роль простуда и, наряду с простудой, конституция, эндокринная система, обмен веществ и проч. Что же касается значения конституции, то мнения в этом вопросе различны. По нашим наблюдениям на материале в 422 случая, ревматиков, лечившихся в 1932/32/33 г.г. на Н-Сергинском курорте Уралобласти, оказалось, что ревматизм наблюдается у астеников в 48%, пикников—в 32%, атлетиков в 20%, таким образом, ревматические заболевания наблюдаются чаще у астеников и реже у атлетиков.

Если принять во внимание непрерывно улучшающиеся условия труда и быта железнодорожников, как новейшие усовершенствования в строительстве паровозов, вагонов, обеспечивающие наилучшие условия труда, то рациональная борьба против целого ряда заболеваний, в том числе ревматизма и туберкулеза, явится полным достоянием широких трудящихся масс, а следовательно, и даст возможность к полному изжитию целого ряда тяжелых страданий человеческого организма.

На основании изложенного мы позволяем себе сделать следующие выводы:

  1. Ревматические заболевания на железнодорожном транспорте среди ведущих профессии являются довольно частыми.
  2. Из ведущих профессий транспорта наиболее чаще встречается ревматизм у паровозных бригад и слесарей.
  3. Борьба с ревматизмом на жел.-дор. транспорте является настоятельной необходимостью, для каковой цели должны быть организованы транспортные ревматические комиссии, ревмо-кабинеты и ревматические ячейки на участках.
  4. Ревмо-кабинеты должны преследовать цели точного учета ревматиков лечения и проведения профилактики и лечебной помощи е учетом результатов лечения.
  5. Необходим ранний учет первичных случаев ревматизма и диспансеризация подобных ревматиков для целей предупреждения последующих рецидивов.
  6. Необходима систематическая поголовная санация ротовой полости среди ведущих профессий жел.-дор. транспорта,—для целей изжития первичных очагов скрытой инфекции.
  7. Туберкулез чаще распространяется на жел.-дор. транспорте среди кондукторов и проводников.
  8. Необходима организация туб. диспансеров на крупных участках ж.-дор. транспорта для целей учета, профилактики и лечения туберкулезных больных.
×

About the authors

F. K. Permyakov

Kazan Medical Association of the Moscow-Kazan Railway

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Permyakov F.K.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies