Telemedicine in Tatarstan
- Authors: Tuishev T.I.1
-
Affiliations:
- Medical clinical and diagnostic center
- Issue: Vol 82, No 3 (2001)
- Pages: 225-226
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/72116
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj72116
- ID: 72116
Cite item
Full Text
Abstract
Remote transmission of medical information has been carried out in our country since the late 60s. Let's recall, for example, the use of a regular phone to transmit an ECG. But only thanks to modern achievements in the field of telecommunications, the necessary conditions for full-fledged communication of specialists in real time have appeared. On March 6, 2001, the first TV show was held in the ICDC of Kazan with the connection of several telemedicine centers in Russia. Preparation for it was conducted for several years. It included the provision of modern types of digital communication, which made it possible to implement this project.
Keywords
Full Text
Дистанционная передача медицинской информации проводилась в нашей стране с конца 60-х годов. Вспомним, например, использование обычного телефона для передачи ЭКГ. Но только благодаря современным достижениям в области телекоммуникаций появились необходимые условия для полноценного общения специалистов в реальном масштабе времени. 6 марта 2001 г. в МКДЦ г. Казани был проведен первый телесеанс с подключением нескольких телемедицинских центров России. Подготовка к нему велась несколько лет. Она включала в себя обеспечение современными видами цифровой связи, позволивших реализовать данный проект.
С каждым годом видеоконференц-связь (ВКС) пользуется все большей популярностью во всем мире. В специальных печатных и электронных изданиях, на корпоративных Web- сайтах содержится много технической информации по различным аспектам этой технологии. В то же время большое количество предложений, появление на рынке новых продуктов требуют серьезного изучения и выбора единых подходов, обеспечивающих совместимость проектов. Опыт ВКС показал, что 50% услуг приходится на сферу управления, 30% — на образование, 20% — на телемедицину. Большие надежды возлагаются на ВКС в таких областях, как научные исследования, рекламно-туристический бизнес, аварийно-спасательные работы.
Таким образом, для системы здравоохранения крупного региона все виды услуг ВКС являются чрезвычайно актуальными.
В России с ее огромными пространствами ВКС в медицине (телемедицина) становится социально значимым проектом. Она обеспечивает гражданину возможность реализации своих прав на охрану здоровья, уменьшает изолированность специалистов, обеспечивает оперативность управления отраслью, предоставляет безграничные возможности в сфере медицинского образования.
Отечественное развитие телемедицины берет начало в середине 90-х годов. В настоящее время в рамках телемедицинского проекта “Москва — регионы России” к середине 2000 г. осуществлено свыше 900 консультаций, установлена телемедицинская связь более чем с 20 регионами страны. Мировыми лидерами в оказании телеконсультаций являются клиники США, Норвегии, Великобритании и Греции. По разным оценкам, в мире за год проводится до 100 000 консультаций с использованием ВКС.
Сегодня телемедицина может решать следующие проблемы:
- Телеконсультации. Организация плановых и экстренных консультаций из самых отдаленных точек России и Татарстана с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов. Кроме чисто экономических выгод (стоимость телеконсультаций в 10—20 раз ниже, чем поездка к специалисту в центральные клиники), расширяется круг пользователей за счет больных, для которых дальние поездки сопряжены с трудностями по причине тяжелого состояния, возраста, инвалидности и т.д. Большое значение приобретает возможность наблюдения за больными, перенесшими сложные операции, в одной из центральных клиник.
- Телеобучение. Использование ВКС для проведения лекций, семинаров, клинических разборов, показательных операций. Вполне возможна организация сертификационных циклов на базе межрайонных больниц, проведение аттестаций врачей и т.д.
- Управление. Проведение коллегий, оперативных совещаний с одновременным подключением нескольких районов. Возможна организация телемостов со многими регионами России, что позволит использовать опыт работы, накопленный в разных медицинских учреждениях.
- Чрезвычайные ситуации. Использование телемедицины при возникновении чрезвычайных ситуаций и неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Каковы основные требования к организации телемедицинской сети?
- Сеть должна быть построена по типу “паутины” с организацией головного телемедицинского центра, выполняющего роль консультанта по поиску необходимого специалиста, учреждения, лектора и т.д.
- Она должна ориентироваться на цифровые коммутируемые каналы связи (лучше ISDN как каналы с гарантированной полосой пропускания).
- Ее следует ориентировать на сеть связи общего пользования, а не на некую специализированную сеть.
- Сеть должна быть многоуровневой, чтобы проблемы, которые могут быть решены на районном или на республиканском уровне, не переводились на уровень ведущих российских центров.
В соответствии с опытом, накопленным в России, планируется развитие телемедицинской сети в Республике Татарстан. Поскольку в республике имеется хорошо развитая сеть цифровых коммуникаций, процесс формирования сети может получить быстрое развитие, особенно в нефтяных районах республики.
6 марта 2001 г. на базе межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ) открыт головной телемедицинский центр и проведены первые сеансы связи с Якутией, Оренбургом и НЦ ССХ им. Бакулева (рис. 1 и 2).
Рисунок 1. Изображение получено на экране в МКДЦ 6 марта 2001 г.: акад. Л.А. Бокерия, находящийся в Москве в НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева (основной экран), консультирует детей, которых он оперировал в г. Казани в ДРКБ месяц назад (малый экран).
Рисунок 2. Вид со стороны зала (зрителей) в МКДЦ 06.03.2001 г. Организован телемост между Якутией (слева) и Оренбургом (справа). Участники видеоконференции в Казани общались со своими коллегами из Якутии и Оренбурга.
Высокое качество изображения и звука позволили специалистам в спокойной обстановке обсудить сложные клинические случаи, продемонстрировать данные исследований - видеозапись эхокардиоскопии, рентгеновские снимки, полученные на компьютерном томографе и т.д. В консультациях принимали участие несколько специалистов из НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, в том числе акад. Л.А.Бокерия. Телеконсультации развеяли некоторые скептические высказывания по этому поводу. Они оказались, действительно, чрезвычайно результативными и полезными. Очевидно, что у телемедицины должны быть хорошие перспективы развития в Республике Татарстан. Думается, что 70—80% консультаций для нужд республиканской сети могут проводить местные специалисты. Высокий научный и профессиональный потенциал^ казанских медиков общеизвестен, и есть уверенность, что телемедицинский проект позволит ученым Казанского медицинского университета и Казанской медицинской академии получить признание не только в Татарстане.
В Татарстане учрежден региональный центр телемедицины (РЦТМ). Он должен обеспечить единую стратегию развития телемедицины в РТ. В РЦТМ работают необходимые специалисты с техническим образованием, которые помогут организовать и оснастить телемедицинские пункты на базе различных медицинских и учебных учреждений. Пока же телемедицинский центр МКДЦ приглашает всех воспользоваться его услугами. Телеконсультации могут быть организованы по разным клиническим специальностям как для взрослых, так и для детей. Возможна организация лекций и семинаров с приглашением ведущих специалистов России.
Таким образом, начало для развития ВКС в Республике Татарстан положено. Дальнейшая реализация телемедицинского проекта во многом будет зависеть от поддержки и участия J нем специалистов и ученых ведущих клиник Казани.
About the authors
T. I. Tuishev
Medical clinical and diagnostic center
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
general manager
Russian Federation, Kazan; Kazan