CO2 in newborn asphyxia

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The use of CO2 in neonatal asphyxia dates back to ancient times. Used empirically in folk medicine, this method has recently occupied one of the first places among various methods of struggle against asphyxia, and not only occupied, but also received quite a scientific substantiation, radically changing existing up to now, "firm" so to speak, established scientific truths about the essence of asphyxia in general. At present, the process of asphyxiation therefore stands before us in a different light, otherwise substantiated.

Full Text

Применение СО2 при асфиксии новорожденных берет свое начало с давних времен. Применяемый эмпирически в народной медицине, способ этот за последнее время занял одно из первых мест среди различных способов борьбы с асфиксией, и не только занял, но и получил вполне научное обоснование, в корне изменив существующие до сих пор, „прочные» так сказать, установившиеся научные истины о сущности асфиксии вообще. И в настоящее время процесс асфиксии поэтому встает перед нами в ином уже освещении, иначе обоснованный.

Что способ этот эмпирически возник и известен в народных массах— свидетельствуют определенные факты.

Народные приемы, применяемые при асфиксии новорожденных, в наше время получили научное обоснование.

На чем же основано действие СО2? Мы привыкли к той истине, что асфиксия наступает вследствие насыщения организма СО2. И это истина была для нас проста и понятна. Между тем последние научные исследования доказывают, что это не так и что асфиксия может наступить и вследствие недостатка СО2, вследствие собственно тех изменений, которые наступают в физиологии дыхания.

В физиологическом акте дыхания участвуют три момента: 1) механизм дыхания, 2) химизм легочного газообмена и 3) иннервация дыхательных движений.

В легких совершается обмен газов между кровью и альвеолярным воздухом, захватывание кислорода и отдача СО2. Для того, чтобы не наступило застоя СО2 в организме, необходима постоянная вентиляция легких. Движением грудной клетки при помощи соответствующих мышц постоянно идет процесс обновления легочного воздуха свежим атмосферным. При отсутствии дыхательных движений, или тогда, когда они едва ощутимы, наступает явление, так наз. арnоё. Физиологически арnoё имеется у утробного плода.

При асфиксии новорожденных мы имеем налицо прежде всего отсутствие дыхательных движений, нарушение химизма крови и отсутствие раздражения дыхательных центров. До последнего времени все мероприятия акушеров были направлены к тому, чтобы при асфиксии новорожденных чисто механически устранить отсутствие вентиляции (аэрации) легких и вызвать дыхательные движения у ребенка различными манипуляциями: Способ Сильвестра, Порховникова, Соколова, Шульца, проф. Крупского являются такими способами. На другие моменты при асфиксии—физико-химические в организме мало обращали внимания и только за последнее время, в связи с основательным изучением легочной регуляции и изменениями химизма крови при патологических явлениях, мысль акушеров была направлена на эти моменты при асфиксии новорожденных. Живой организм беспрерывно захватывает кислород и беспрерывно выделяет СO2, в мышцах при работе образуется молочная кислота и целый ряд кислот (масляная, ацетоуксусная). Все жизненные процессы протекают при постоянной смене реакции. Между кислотами и щелочами существует динамическое равновесие, которое поддерживается определенными регуляторами. Кровь имеет слабо-щелочную реакцию. Исследования показали, что эта реакция в динамике различных физиологических процессов организма почти неизменна. PH крови очень постоянный и отклонения в ту или другую сторону очень незначительны. Такая, почти постоянная реакция может существовать исключительно при наличии специальных регуляторов, каковыми являются химические вещества, могущие дать часть своих щелочей, чтобы насытить „избыточные“ кислоты. Фернбах (Fernbach) и Юбер (Hubert) назвали их „тампонами“, а американские авторы называют их просто „буферами“. Такими „буферами“ в крови являются бикарбонаты, фосфаты крови, белки кровяной плазмы и гемоглобин красных кровяных шариков. Главнейшим является бикарбонатный буфер, представляющий взаимоотношение между Н2СО3 к NaHCO3.

При прибавлении к такой смеси щелочи, они нейтрализуются СО2, кислоты же реагируют с бикарбонатом и, вытесняя из него СО2, образуют нейтральную соль. Меньшее значение в регуляции имеет фосфатный буфер. Гемоглобин крови также поддерживает постоянство PH крови.

Итак, главным образом, СО2 влияет на реакцию крови.

При патологических явлениях, когда свободная кислота, которая по Ван-Слайку и Келлену связуется в соках организма с щелочью и образует бикарбонат, не может нейтрализоваться, наступают угрожающие явления ацидоза, которые в дальнейшем могут повести к смерти. При компенсировании ацидоза PH крови остается неизменным, уменьшается резервная щелочность крови и напряжение СО2.

При отравлении кислотами у животных наблюдалась смертельная кома, которую можно было устранить большими дозами щелочи. Органические кислоты,—молочная, пропионовая, масляная, оскимасляная,—вызывают у животных отравление, устранить которое можно вводя в организм большие дозы соды.

Асфиксия наступает не вследствие недостатка кислорода, но зависит от выделения СO2 из крови. По Mocco асфиксия, которая наблюдается на высоких горах, зависит не столько от недостатка кислорода, сколько от быстрого выделения СO2, отсюда и недостаточное раздражение дыхательного центра. Дыхательные движения регулируются химическим составом крови, что доказал Фредерик методом Circulation croisée (скрещенное кровообращение). Он взял двух трахеотомированных собак, перерезал и соединил крестообразно концы их каротид и перевязал art vertebralis. Таким образом, кровь, которая проходила через легкие одной собаки, обмывала мозг другой. Достаточно была зажать трахею и тем прекратить доступ воздуха в легкие у одной собаки, чтобы наступили явления dyspnoë у ее партнера. Собака, в теле которой было увеличение СО2, совсем не реагировала на это. И наоборот, увеличивая вентиляцию легких одной собаки, можно было наблюдать прекращение дыхательных движений (арnоё) у другой.

Опыты Цунтцаи Геппертас перерезкой спинного мозга в грудной части, а также всех нервов, которые соединяли переднее и заднее тело (таким образом задняя часть тела соединялась с передней только кровью) и при которых не наблюдали изменения ритма дыхания, подтверждают, что раздражение дыхательных центров надо искать в крови. Винтерштейн своими опытами выяснил, что химическим возбудителем дыхательного центра является СО2. Он пропускал через дыхательные сосуды новорожденных кроликов вместо крови солевой раствор, состав которого по желанию можно было изменить. Когда он пропускал раствор, лишенный СО2, дыхательных движений не наблюдалось; животные были в стадии арnоё. Можно было даже получить явление асфиксии и смерть от асфиксии, если не прерывать тока раствора и не давать накопляться СО2. Таким образом подтверждается мысль Пфлюгера, что дыхательные движения регулируются не парциальным давлением кислорода, а СО2.

С02 является нормальным возбудителем дыхательного центра. Кроме СО3, как выяснили исследования, имеют влияние и другие кислоты на дыхательный центр. В интерштейн сделал вывод, что не СО2 а Н—ион является специфическим гормоном дыхательных центров. Дальнейшие опыты Джекобса подтверждают значение углекислоты, как специфического раздражителя дыхательного центра. Таким образом, надо думать, что СО2 является регулятором Ниона.

На основании той роли, которую играет СО2 в физиологии дыхания, мы и стали употреблять СО2 по предложению проф. А. И. Крупского в акуш.-гинеколог, клинике КМИ в 1930—33 г.г. при асфиксии новорожденных.

Материал наш состоит из 61 случая, где применялась СО2 при асфиксии (livida) новорожденных. В 21 случае мы применяли только СO2, в остальных же 32 случаях вместе с СO2 применяли и другие способы вживления ребенка (Сильвестра, проф. Крупского и друг.).

Причины асфиксии этих 61 новорожденных разные—треть из них родилась в асфиксии, очевидно, вследствие обвития пуповины вокруг шеи или туловища ребенка 1—2 раза; в 4 случаях была эклямпсия; в 9 lunibus или pedibus praeviis, 11 случаев связаны с затяжной родовой деятельностью (первичная или вторичная слабость родовых болей), 2— узкий таз и вследствие этого была произведена операция кесарского сечения, а в остальных случаях причину асфиксии точно установить не удалось.

Наша методика применения СО2 для оживления новорожденных такова: обыкновенную „кислородную“ подушку наполняем из балона СО2. На кран подушки надеваем маску, и, положивши маску на ротик ребенка под легким давлением, вводим СО2 в легкие ребенка.

Иногда же на кран подушки надевали тонкий катетер, вводя его (катетер) непосредственно в дыхательное горло ребенка. Катетер вводили по пальцу, заведенному в ротик ребенка, слегка отдавливая пальцем надгортань. Одну СО2, без применения других способов, мы давали детям, которые, будучи в асфиксии, все же делали дыхательные движения, хотя бы даже слабые. Когда ребенок, будучи в синей асфиксии, совсем не дышал, т. е. не было шансов на то, что СО2 сможет попасть в легкие, мы применяли комбинированную терапию, т. е. давали СО2 и вместе е тем одновременно делали искусственное дыхание по Сильвестру или проф. Крупскому. Способ Шульца в клинике совершенно не применяется; особенно нельзя его рекомендовать при переломах костей, у недоносков или при кровоизлияниях в мозг, так как качательные движения еще больше способствуют внутричерепному кровоизлиянию. В неумелых руках этот способ может дать нежелательные результаты, как например разрывы и надрывы печени, селезенки, повреждение мозга е кровоизлияниями (Knapp).

Дышать СO2 давали несколько раз (2—3 и больше в течение %—1 минуты через 2—3 минуты).

Как обязательное правило—из дыхательных путей высасывали слизь и только после этого давали СО2.

Анализируя как те случаи, где давали исключительно СО2, так и те, где применялось, кроме того, искусственное дыхание по одному из указанных способов, нужно констатировать, что в большинстве случаев, уже после первого сеанса ребенок, который перед тем или едва дышал, слабо реагируя на раздражение, или даже совсем не дышал—вскоре становился бодрее, начинал дышать глубже, кожа розовела, сердцебиение улучшалось и ребенок начинал кричать.

В некоторых случаях эффект был прямо поразительный.

Хороший результат мы имели также и там, где применялись, кроме СО2, одновременно и другие способы оживления.

В большинстве случаев там, где одно искусственное дыхание не помогало—после того, как в дыхательные пути попадала СО2—положительный результат наступал скоро (через 72—1 минуту).

Несколько слов о методике применения СО2. Хотя методика, применяемая у нас и давала положительные результаты, но мы не можем еще считать ее вполне совершенной. Вполне уместно поэтому будет вспомнить о методике других авторов.

Дорон, например, на кран подушки надевает резиновый мягкий катетер, смазывает его жиром и вводит в носовой проход на 1—2 см. параллельно твердому небу; вторую ноздрю он оставляет свободной для атмосферного воздуха.

Абаева также вводит взрослым при асфиксии во время операции СО2 в нос, детям же вводит СО2 и через нос, и через рот (одевая маску).

Спорный вопрос еще на сегодня какое количество без вреда для организма можно ребенку давать СО2, какова должна быть концентрация СО2 и под каким давлением ее нужно вводить.

По Косоротову СО2—яд крови. При наличии в крови 50% углекислоты наступают опасные для жизни организма явления асфиксии. Если кислорода в крови остается только 20%, а СО2—80°/о—наступает смерть с явлениями повреждения центральной нервной системы.

По Кравкову 20% СО2 возбуждает дыхательный и сосудодвигательный центр дыхание становится более энергичным, кровяное давление увеличивается. 30% СО2 в воздухе парализует центральную нервную систему, дыхание замедляется, делается поверхностным, кровяное давление падает, наступает общая анестезия и смерть через несколько часов.

Вершинин же считает, что дыхание заметно усиливается от 5%, СО2 в воздухе; от 10% уже наступает тяжелая форма асфиксии.

Леви того мнения, что 5--10% возбуждает дыхательный центр; 10—20%—угнетает, а 20—30%—наступает смерть. Данилевский же считает, что уже 10% СО2 угрожают жизни.

Таким образом, мы видим, что мнения исследователей в таком, казалось бы, изученном вопросе—как влияние СО2 на организм, расходятся. Вот почему, точной дозировки применения СО2, с целью оживления ребенка, еще нет, и вопрос этот требует своего безусловного разрешения.

Кроме °/о СО2 во вдыхаемом воздухе, играет, конечно, роль также еще и давление, под каким СО2 проходит в дыхательные пути, ибо вполне понятно, что большое давление может повредить нежные альвеолы ребенка.

Леви для этой цели приделал клапан таким образом, чтобы давление вдуваемого воздуха не превышало давления 3 см. воды. Цангемейстер предложил особый прибор с вентилем, регулирующим силу давления газовой смеси.

Интересен также прибор Рибемон-Дессен. Прибор представляет собою группу, соединяющуюся с выгнутым трахеальным катетером; вместимость катетера соответствует объему воздуха в легких ребенка (20—30 см.). Катетер сначала вводится в дыхательное горло, высасывает слизь, кровь и влагалищные выделения, которые туда попали; высосав слизь, катетер вводят снова, вдувая воздух ритмическими сокращениями груши.

Можно считать, что, без точной дозировки и точного определения давления, этот вопрос окончательно не разрешен.

Вот почему и мы свою работу будем считать вполне законченной только тогда, когда, кроме клинической части, мы сможем подать и экспериментальные данные, связанные с применением СО2. Эту работу мы уже начали.

Выводы

  1. Применение СО2 представляет собою новый способ борьбы с асфиксией, дающий в опытных руках положительные результаты, даже там, где другие способы не помогают.
  2. В борьбе с асфиксией (asphyxia livida) его можно рекомендовать хак самостоятельный способ или в комбинации с другими способами оживления (способом Сильвестра, проф. Крупского), благодаря которым СО2 попадает в альвеолы.
  3. Дозировка и давление СО2, применяемые для оживления, требуют дальнейшего изучения чисто экспериментального порядка.
×

About the authors

A. A. Blonskaya

KMI Obstetrics and Gynecology Clinic

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. N. Savitsky

KMI Obstetrics and Gynecology Clinic

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1934 Blonskaya A.A., Savitsky V.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies