Reorganization of education in medical universities

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Partial changes in teaching methods in the country's medical universities, made after the appearance of the letter MBO I-100, as well as the necessary changes in the programs and curriculum were discussed at the meetings of directors of universities of the RSFSR and the USSR on January 27 - February 1, 1958 and received a corresponding assessment. The system of education in medical colleges cannot yet be considered completely satisfactory. This is due not so much to the evolution of science and changing requirements for the level of training, as to the general shortcomings of teaching, the isolation of the content of the courses from the requirements of medical practice and the school nature of teaching.

Full Text

Частичные изменения приемов преподавания в медвузах страны, произведенные после появления письма МВО И—100, а также необходимые изменения в программах и учебном плане были обсуждены на совещаниях директоров вузов РСФСР и СССР 27 января — 1 февраля 1958 г. и получили соответствующую оценку.
Систему обучения в медвузах еще нельзя считать вполне удовлетворительной. Это связано не столько с эволюцией науки и изменяющимися требованиями к уровню подготовки, сколько общими недостатками обучения, оторванностью содержания курсов от требований медицинской практики и школьным характером преподавания.
На совещаниях были высказаны два мнения о содержании программ. Одно из них, разделяемое подавляющим большинством участников, рекомендует дальнейшую специализацию преподавания как на младших, так и на старших курсах, то есть включение на младших курсах сведений медицинского характера в программы общеобразовательных предметов (анатомия, гистология, биология, физика, химия и др.), а на старших — внедрение практических навыков. Другое мнение, поддерживаемое меньшинством (акад. И. В. Давыдовский, в печати — акад. Н. И. Гращенков) отстаивало необходимость возврата к университетским программам, то есть к расширению сведений естественно-исторического характера. Совещание не разделило последнего взгляда, справедливо полагая, что недостаток прежнего университетского образования для медиков в том И заключался, что оно страдало отвлеченностью, оторванностью от практики, и возвращаться к этому пройденному этапу нет оснований.
Отсюда следует, что программы первых курсов должны быть подвергнуты изменениям в двух направлениях: устранению из них „балласта" в виде повторений и сведений, уже полученных в средней школе, и включению специального материала, необходимого будущему медику. Программа должна состоять из перечня минимума, а не максимума сведений, как в большинстве действующих программ.-1 Приближение к максимуму может быть достигнуто в различных вузах в зависимости от ряда конкретных условий: соотношения количества студентов и вместимости учебных баз, качества преподавания, количества учебников и учебных пособий и т. д.
С перестройкой программ тесно связана переделка учебных планов. В этом возникает необходимость не только потому, что изменятся программы, но и ввиду недостатков существующих планов. О последних много говорилось на совещаниях, в краткой статье нет возможности их перечислить.
По вопросу о реорганизации программ и планов совещание приняло единодушное положительное решение. Но учитывая не вполне удовлетворительную практику изменений планов и программ в прошлом, совещание высказалось за широкое обсуждение их в крупнейших коллективах медвузов Москвы, Ленинграда, Киева, Казани и др. городов. Эти проекты должны быть затем обсуждены в специальном совещании и утверждены Министерством.
На совещании выявилось, что ряд вузов самодеятельно и иногда весьма активно разрешает вопросы улучшения преподавания. Наиболее важным недостатком является малая самостоятельность студентов. В вузе она должна была бы подразумеваться, само собой, ибо „в школе учат, в вузе учатся". Однако бытовавшие в прошлом недостатки обучения в средней школе закрепили и в высшей школе систему опеки, мелочного контроля над студентом. На проверку явки, разъяснение темы, проверку подготовки студентов к выполнению задания, разъяснение будущего занятия на некоторых кафедрах тратится от 30 до 40 минут ценного времени. По разным причинам и поводам, чаще необоснованным, существуют еще микролекции. «Все это — приемы, несовместимые с представлением об обучении студента, как самостоятельно работающего молодого человека. Подлинная самостоятельность позволит устранить эти недостатки и, главное, воспитать волю, стремление преодолеть трудности, закалить характер, следовательно выработать те черты взрослого человека, которые столь необходимы оканчивающему специалисту и недостаток которых приводит у некоторых к боязни низовой работы на периферии и иждивенческим настроениям.
О самостоятельной работе студента на совещаниях говорилось много; но выяснилось, что к исполнению рекомендаций письма И — 100 о выработке приемов самостоятельной работы вузы лишь приступают. Всеми был отмечен интересный опыт Калининского медицинского института, в котором на младших курсах прорабатываются важнейшие крупные практические задания по химии, физике, биохимии ограниченным числом желающих (готовых) их выполнить. Цикл заданий и их проработка обязательны для всех. Лекции слушаются с утра. С 10—11 часов студенты курса расходятся по кафедрам для практических занятий и работают на подготовленных рабочих местах до тех пор, пока не выполнят задания. Ограничения во времени не существует: одни выпол яют работу в 3, другие в 6—8 часов. В начале занятия коллектив преподавателей кафедры проверяет теоретическую подготовленность студентов к исполнению задания; в процессе его выполнения один из ассистентов контролирует и консультирует студентов, другие заняты научной работой. Зачетов не требуется: проверка происходит в процессе исполнения заданий. Экзамен также облегчен, так как о практической подготовке студентов у преподавателей создаются к концу года ясные представления и необходимо проверить лишь теоретические знания.
Было признано, что опыт калининцев следует приветствовать и рекомендовать. Трудности могут встретиться лишь в отношении пропускной способности кафедр в многофакультетных вузах (вместимость баз, оборудование).
Другой важной формой самостоятельной работы является производственная практика. Совещание единодушно признало, что она должна проводиться после третьего, четвертого и, если возможно, пятого курса (последняя хотя бы факультативно). Практика после первого и второго курсов (показ медицинских учреждений и выполнение некоторых приемов санитарки) большинством участвующих в совещании не была одобрена. Значения, помимо демонстративно-воспитательного, она иметь не будет.
Особому обсуждению подверглась работа на шестом курсе. По-видимому, в настоящее время план шестого курса построен не вполне удачно: фактически он представляет собой продолжение программы пятого (на одиннадцатом) и подготовку к госэкзаменам — на двенадцатом семестре. Совещание высказалось в пользу четкого распределения времени на шестом курсе лечебного факультета между четырьмя предметами и предоставления для их освоения больших периодов времени. Своеобразным решением проблемы шестого курса явилась переброска студентов на периферию в Сталинском, Минском и Винницком институтах. Но если в Сталино перевод: студентов был объяснен желанием ознакомить их с работой в специализированных больницах (шахтных и заводских) и до известной степени оправдан, то в Виннице и Минске достаточно убедительных доводов для работы студентов весь год в периферийных больницах не было приведено. Если они получают значительные практические сведения (по принципу натаскивания), то теряют в отношении качества учебной работы (выездные лекторы, практика при помощи местных врачей), и идейно-воспитательной и политической. Большинство участников совещания высказалось против подобной формы обучения на шестом курсе, названной продолжительной производственной практикой.
Одновременно и в тесной связи с улучшением преподавания на шестом курсе было решено — просить Министерство организовать отдельные клиники шестого' курса по хирургии и терапии, в чем назрела необходимость.
Благодаря реорганизации учебного процесса и частичного освобождения преподавателей от занятий со студентами, создается возможность повышения научной квалификации преподавателей. Действительно, в настоящее время, ввиду перегрузки учебными занятиями, существует „лимит" времени для занятий научной работой и неудивительно, что планы в некоторой части не выполняются. Преподаватель не только вынужден выполнять научные задания в „окно" учебного план , но и уделять им подчас неудобное время, лишаться технических сотрудников, работать непродуктивно в конце рабочего дня. Проблема более интенсивной подготовки высококачественных научных кадров, в связи с существующим замедлением темпа их роста, превратилась в первоочередную и волновала всех присутствующих на совещании. Поэтому совещанием было высказано пожелание о необходимости приступить к составлению плана подготовки научных кадров на 1958—65 годы в свете новых условий, предоставляемых письмом И — 100. Среди мер по улучшению подготовки молодых научных кадров были указаны: привлечение в аспирантуру из ординатуры, разрешение вузам оставлять в аспирантуре и ординатуре наиболее способных из выпускников, закрепление за кафедрами по решению Совета вуза способных молодых людей, направляемых по окончании института на участковую работу на 2 года.
Для оживления методической работы совещание рекомендовало усилить обмен опытом между вузами путем выездов бригад, постановки методических вопросов на внутривузовских совещаниях, издания журнала „Вопросы медицинского образования-, По общему мнению участников, совещания были содержательны и принесли определенную пользу: на них впервые обсуждались вопросы методики преподавания. Они явятся толчком к дальнейшему улучшению постановки учебно-воспитательной и научной работы в медицинских вузах и стимулируют активность преподавателей на местах.

×

About the authors

V. N. Shubin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

prof.

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1958 Shubin V.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies