Preventive medicine: problems and development prospects

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Preventive medicine is an area of scientific knowledge about the preservation and strengthening of the health of the population, the laws of its formation in unity with the environment. It is closely related to ecology, sociology, biology and other scientific disciplines, knowledge of which is necessary to identify cause-and-effect relationships in a complex health-environment system.

Full Text

Профилактическая медицина — это область научных знаний о сохранности и укреплении здоровья населения, закономерностях его формирования в единстве с окружающей средой. Она тесно связана с экологией, социологией, биологией и другими научными дисциплинами, знание которых необходимо для выявления причинно- следственных связей в сложной системе здоровье- среда. Под здоровьем населения понимается комплекс демографических показателей, заболеваемости, физического и интеллектуального потенциала, обеспечивающих определенный уровень жизни общества и возможность выполнения социальных и биологических функций. Здоровье населения справедливо считают общественным здоровьем и образно называют “барометром социально-экономического развития общества”.

Под средой понимается сложный комплекс факторов внешнего воздействия, которые взаимосвязаны между собой и оказывают влияние на состояние здоровья населения. Существует несколько классификаций факторов окружающей среды. В качестве классификационного признака можно использовать их происхождение. В этом случае они группируются как экологические, социальные, внутрижилищные и производственные. Если в качестве признака рассматривать направленность (вектор) воздействия, то они группируются на положительные (оздоровительные факторы) и отрицательные (факторы риска). Существует концепция многофакторного и разнонаправленного воздействия окружающей среды на здоровье населения.

Нами выделено несколько типов взаимодействия окружающей среды и здоровья населения:

I тип — адаптация к воздействия среды в пределах физиологических механизмов с признаками улучшения общих показателей состояния здоровья населения: снижение общей смертности, заболеваемости, инвалидности, улучшение физического развития и социальной дееспособности населения.

II тип — неспецифическое хроническое воздействие факторов риска с признаками дезадаптации, ростом неспецифической заболеваемости, ухудшения физического развития и социальной дееспособности детского и подросткового населения.

III тип — специфическое хроническое воздействие факторов риска с признаками чрезмерного стресса, который сопровождается ростом экопатологии и смертности за счет травм, отравлений, несчастных случаев и самоубийств.

Профилактическая медицина имеет отличительные особенности. Они сводятся к следующему:

  1. Специфичность задач, методов, объектов наблюдения и путей решения возникающих проблем.
  2. Интеграция медицины с такими научными дисциплинами, как экология и социология, при решении проблем сохранения и укрепления здоровья населения.
  3. Высокая социальная значимость конечных результатов. Известно, что социальная дееспособность общества определяется уровнем его здоровья, а один рубль, вложенный в профилактику, обеспечивает обществу эффект, равный 8— 10 рублям.

Существует разграничение функций между врачом лечебного профиля и врачом профилактической медицины. Оно традиционно сложилось в ходе развития в России медицинской науки и органов здравоохранения. Если объектом наблюдения лечебной медицины является больной человек, то в профилактической медицине — здоровье населения и состояние среды. В лечебной медицине используются клинические методы, в профилактической — гигиенические. Целью первой является выздоровление больного, второй — укрепление здоровья людей. Пути решения также различаются: лечебная медицина занимается лечением, профилактическая — оздоровлением среды, формированием мотивации здорового образа жизни.

Дальнейшее развитие профилактической медицины в современных условиях социально-экономического развития общества и здравоохранения затрудняет следующие актуальные проблемы. Во-первых, это противоречие между социальной значимостью профилактической медицины и реальными возможностями ее финансирования. Провозглашение и декларирование принципа приоритетного развития профилактики остаются нереализованными. Имеют место низкая оплата труда специалистов профилактической медицины, отсутствие автоматизированных систем непрерывного наблюдения за состоянием окружающей среды. Самое же важное — неполная востребованность органами государственной власти результатов деятельности специалистов профилактической медицины. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо законодательно закрепить приоритетность профилактики, принять местные законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения с учетом региональных природно-климатических особенностей и состояния здоровья различных слоев населения. Общество должно более активно участвовать в обсуждении проблем охраны здоровья населения, формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни.

Во-вторых, в современных условиях возникла проблема несоответствия между состоянием здоровья подрастающего поколения и технологией его обучения и воспитания. Состояние здоровья школьников Российской Федерации и Республики Татарстан за последнее десятилетие характеризуется неблагоприятными тенденциями. На фоне высокого уровня общей заболеваемости детей растут хронические формы патологии (особенно болезни нервной системы и органов чувств); увеличивается распространенность нарушений физического развития за счет дефицита массы тела и низкого роста в сочетании с низкой физической подготовленностью и работоспособностью; интенсивно возрастают коэффициенты смертности (особенно у юношей 15—19 лет) за счет травм, несчастных случаев, отравлений, самоубийств. Данные тенденции представляют угрозу для национальной безопасности страны. Пути решения этой проблемы видятся в приоритетности охраны здоровья детей и подростков, в адаптации школы к новым социальным условиям, в формировании здоровья через систему образования, в целенаправленном финансировании профилактических программ по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

×

About the authors

A. G. Sukharev

Russian Medical Academy of Postgraduate Education; Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Corresponding member RAMS, Professor, Head of the Department of Hygiene of Children and Adolescents, Department of General Hygiene

Russian Federation, Moscow; Kazan

G. A. Fomin

Russian Medical Academy of Postgraduate Education; Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Hygiene of Children and Adolescents, Department of General Hygiene

Russian Federation, Moscow; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1999 Sukharev A.G., Fomin G.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies