Features of training and employment prospects for managers with higher nursing education

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Changing attitudes towards nursing is essential in the process of large-scale health care reform. This is explained by the fact that modern healthcare cannot be based on the old, patriarchal model of the nursing process, where the nurse was only a manipulator. In the new model, a nurse is an equal subject of the health care system, performing specific functions.

Full Text

В процессе широкомасштабного реформирования здравоохранения важное значение имеет изменение отношения к сестринскому делу. Объясняется это тем, что современное здравоохранение не может базироваться на старой, патриархальной модели сестринского процесса, где медсестра была лишь манипулятором. В новой модели медсестра — равноправный субъект системы здравоохранения, выполняющий специфические функции. Это влечет за собой перераспределение обязанностей и изменение взаимоотношений между различными категориями медицинского, парамедицинского и немедицинского персонала, появление новых специальностей и дисциплин — реабилитологии, валеологии, адаптологии и др.

Возникает необходимость разработки и внедрения новых подходов к аттестации, лицензированию, сертификации специалистов и оценке их квалификации, что так или иначе отражается в программах обучения медицинских работников, в определении и формулировании целей и задач учебного процесса, в программах и стандартах обучения (причем с учетом международных требований и возможности интеграции наших специалистов в мировое сообщество на соответствующем уровне).

Новые требования к сестринскому образованию обусловили открытие в ряде вузов страны (в том числе в Казанском государственном медицинском университете) факультетов подготовки специалистов с высшим сестринским образованием и квалификацией “менеджер”. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования деятельность специалистов с высшим сестринским образованием направлена на оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, уход за больными и их реабилитацию, на планирование и обеспечение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий персонала, а также на проведение научных исследований.

Сферами профессиональной деятельности этих специалистов являются лечебно-профилактические учреждения и учреждения медико-социальной помощи различных форм собственности, профессионально-образовательные учреждения, органы управления здравоохранением, службы милосердия обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, научно-исследовательские учреждения.

Программа вузовской подготовки обеспечивает соответствие выпускников общим требованиям и как к специалистам с высшим образованием — по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам и как к специалистам с вышим медицинским образованием — по естественнонаучным и общемедицинским дисциплинам. Кроме того, к ним выдвигаются специальные требования, в частности по клинической сестринской подготовке. Последнее предполагает умение собирать информацию и оценивать состояние здоровья пациента с целью планирования и осуществления плана мероприятий сестринской помощи, оказывать неотложную медицинскую помощь, осуществлять динамическое наблюдение за пациентом, семьей, группами и контингентами населения для определения необходимой медико-социальной помощи.

Высшее сестринское образование предусматривает получение знаний по обеспечению комфортных условий для лечения и реабилитации пациента, формированию физиологического, психологического и социального поведения пациента для максимального использования потенциальных способностей его организма. Выпускники должны уметь оценивать эффективность оказанной помощи и взаимодействовать с другими категориями персонала (работниками здравоохранения и социальной сферы) для обеспечения адекватной помощи пациенту.

В соответствии с программой профессональной менеджерской и психолого-педагогической подготовки выпускников факультета учат анализировать состояние здоровья населения и оценивать его потребности в медико-социальной помощи, формировать рациональную структуру организации и управления здравоохранением, применять современные средства коммуникации и информационные технологии, выбирать соответствующий ситуации стиль и методы управления.

Эта программа достаточно сложна и включает занятия, которые позволяют будущим молодым специалистам использовать рациональные методы организационной работы, подбора, подготовки и расстановки кадров, регулирования отношений в трудовом коллективе, применять знания экономики и законодательства, выполнять маркетинговые исследования и анализировать дидактический материал для преподавания, формулировать цели обучения, организовывать учебный процесс в различных формах, использовать знания в области психологии в педагогическом, управленческом и сестринском процессах, а также проводить товароведческий анализ.

Иными словами, согласно программе вузовской подготовки, в системе отечественного здравоохранения должны работать специалисты, умеющие управлять, преподавать и иметь клиническую сестринскую подготовку. Такие специалисты будут, безусловно, отличаться в принципе от выпускников других факультетов медвузов уровнем своей общей и управленческой культуры. С учетом сложности выполнения подобных требований на первом курсе факультета менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО) КГМУ уже на одном из первых занятий по теоретическим основам сестринского дела формулируются основные установочные цели, которые ставятся перед студентами в процессе получения образования.

Эти цели можно объединить в четыре группы. Первая — научиться думать: анализировать процессы и явления, синтезировать новое, систематизировать, формализовать процессы и действия, уметь восстанавливать по ограниченному количеству фактов первоначальную целостную картину явлений, приобрести определенный менталитет, дисциплинировать мышление, уметь сосредоточиваться, пользоваться сложными философскими и научными понятиями и категориями. Вторая группа целей — научиться говорить: правильно произносить и употреблять слова, четко и логично излагать мысли, употреблять ясные формулировки, уметь доступно и с учетом уровня слушателей объясняться, по-разному преподносить информацию различным аудиториям. Третья группа целей — научиться излагать мысли на бумаге: грамотно, доступно, с учетом специфики читательской аудитории, в заданном объеме и в соответствии с оформительскими требованиями. Четвертая группа целей — научиться управлять собой: следить и критически оценивать свою и окружающих манеру поведения, жесты, позы, выражения, уметь отстаивать свое мнение корректно и твердо, находить компромиссы.

Для достижения описанных целей в университете применяются различные подходы и формы преподавания — лекции, семинары, самообразование, значительную часть которых можно классифицировать как реализацию новых учебно-методических технологий. Каждая из названных форм преподавания реализуется в университете в нескольких модификациях, что обусловлено необходимостью максимального приближения учебного процесса к практике и тем проблемам, которыми придется заниматься выпускникам сразу после окончания университета.

Так, наряду с классической формой лекций практикуется проведение учебно-практических конференций. Суть их заключается в следующем. В процессе изучения предметов и дисциплин административно-управленческого направления каждый студент приобретает определенный рейтинг, отражающий качество усвоения им материала, оценку домашних и самостоятельных работ, а также прилежание и производственную дисциплину. В очередности, соответствующей приобретенному рейтингу, каждому студенту предоставляется право выбора темы занятия, которое ему предстоит провести самостоятельно. Среди тем, как правило, есть описание организации и подходов к анализу деятельности различных ЛПУ, их подразделений и служб, но могут быть и другие, предложенные студентом или преподавателем в соответствии с его интересами, возможностями и уровнем подготовленности.

По выбранной теме студент готовит лекцию и разрабатывает тесты для оценки уровня усвоения материала. Прочитав лекцию своим однокурсникам и ответив на их вопросы, студент проводит тестирование и совместно с преподавателем выставляет оценки опрошенным. Но на этом работа по данной теме еще не заканчивается, так как в заключение студенты совместно с преподавателем обсуждают работу докладчика и определенным образом его оценивают, что опять-таки отражается на рейтинге студента.

Описанный метод преподавания позволяет достичь нескольких целей. Во-первых, побуждает студентов постоянно находиться в работоспособном состоянии и выполнять все задания хорошо для поддержания своего рейтинга, что является необходимой чертой будущего менеджера. Во-вторых, обусловливает необходимость проработки достаточно большого и разнообразного материала с тем, чтобы раскрыть выбранную тему. В-третьих, мотивирует студента не просто к переписыванию какого-либо текста, но к всестороннему осмыслению темы и готовности отвечать на вопросы, разъяснять непонятное, искать приемы и подходы для более понятного преподнесения информации. В-четвертых, позволяет приобрести опыт создания тестовых заданий, что в современных условиях актуально и для менеджеров, и для преподавателей. В-пятых, будущий специалист в области управления начинает на себе ощущать, что значит обратная связь с обучаемым коллективом и как формируется мнение коллектива о преподавателе или руководителе.

Разнообразно проходят семинарские или практические занятия, которые позволяют не только знакомить студентов с определенными формами педагогического процесса, но и прививают им элементы культуры поведения и общения при работе в коллективе, раскрывают перспективы в плане использования тех или иных методов для решения разнообразных управленческих проблем.

Далее начинается плавный, если можно так выразиться, переход от аудиторной работы к самостоятельной, то есть к самообразованию.

В процессе самостоятельной работы каждый студент выполняет индивидуальные задания на различные темы: от поиска ответов на достаточно философский вопрос “Кем они видят себя после окончания вуза?” до решения аналитических задач и статистического обоснования тех или иных выводов. Отчеты о проделанной работе оформляются в виде рефератов или письменных сообщений, которые в большинстве случаев сохраняются в архивах с целью передачи опыта студентам последующих курсов.

Особо следует выделить работу студентов в методических кабинетах. Они есть на многих кафедрах, и в них студенты работают с большим удовольствием и отдачей, чем в библиотеке. Объясняется это, видимо, значительной тематической концентрацией материалов и возможностью проконсультироваться с соответствующими преподавателями в области определенных дисциплин. Работа в методических кабинетах имеет для студентов определенный потенциал и в плане развития их профессиональных навыков. Например, методический кабинет курса менеджмента и организации сестринского дела организован в большей мере усилиями студентов: они систематизировали и систематизируют учебно-методические материалы, оформляют кабинет, следят за сохранностью литературы и ее пополнением, регулируют правила пользования кабинетом.

Завершающим звеном в подготовке специалистов на факультете МВСО является производственная практика, цель которой заключается в максимальном сближении педагогического процесса к практике и в адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности.

Всего в процессе обучения студенты проходят четыре вида производственной практики: психолого-педагогическую, педагогическую, ознакомительную менеджерскую и менеджерскую. Все виды производственной практики имеют единую мотивацию деятельности студентов в процессе их прохождения: использование приобретенных в университете знаний и навыков в реальных условиях определенного учреждения и по мере возможностей решение каких-либо конкретных практических задач, стоящих перед данным учреждением (например, разработка плана развертывания нового для данного учреждения отделения, плана преобразования участковой больницы в хоспис, индивидуальных функционально-должностных инструкций, технологических карт ведения больных с определенной патологией, системы отслеживания движения медикаментов и изделий медицинского назначения в крупной больнице, плана маркетинговых исследований при организации платных услуг, оценка эффективности работы подразделений санатория и т.п.). Каждая производственная практика заканчивается представлением соответствующих отчетов, форма и содержание которых позволяют судить об уровне подготовленности по тем или иным дисциплинам.

Таким образом, в процессе прохождения через различные формы подготовки на факультете МВСО студенты получают знания и навыки, позволяющие им реализовать себя как менеджеров, аналитиков, педагогов, психологов, ораторов, организаторов сестринского ухода. Завершается обучение на факультете подготовкой и защитой дипломной работы, которая должна аккумулировать в себе все, что студент приобрел в процессе обучения. И зачастую дипломные работы выглядят как весьма солидный труд, посвященный научно-методическому обоснованию решения определенной проблемы здравоохранения.

Каковы же возможности их трудоустройства (причем трудоустройства эффективного как в аспекте экономики отрасли, так и отдельного ЛПУ)?

Согласно существующим положениям, они могут сразу, без предъявления требований к стажу, работать преподавателями в средних и высших медицинских учебных заведениях, а также на различных административно-управленческих должностях старшими и главными медицинскими сестрами, заместителями главного врача по организационно-методической работе, медицинскими статистиками, директорами хосписов (домов сестринского ухода).

Однако следует обратить внимание на два обстоятельства. Первое — еще ни одна реформа не заканчивалась успешно, если проводники ее опирались на старые догмы и положения. Второе — по изданным еще Министерством здравоохранения СССР, но действующим и ныне приказам и положениям любой главный врач в рамках своей компетенции может обосновывать и перестраивать штатное расписание в соответствии с конкретными условиями деятельности ЛПУ. Исходя из этих обстоятельств, думающий и ищущий руководитель может на контрактной основе максимально полно использовать потенциал не только специалистов с высшим сестринским образованием, но и многих других, определяя обязанности всех категорий сотрудников (врачей, медсестер со средним образованием, медсестер-менеджеров) в соответствии с их базовой подготовкой, не заставляя выполнять несвойственные в силу их профессиональной компетенции функции.

На этой основе здравоохранение может получить очень многое — организаторов семейной медицинской практики, психологов-педагогов для работы в различных ЛПУ, инструкторов и учителей для различных категорий сотрудников и пациентов ЛПУ, администраторов новой формации, освобождающих от административно-хозяйственных обязанностей врачей и медсестер, координаторов информации и аналитиков, специалистов в области маркетинга и многое другое. Отсюда не просто целесообразно, но даже жизненно необходимо в современных условиях руководителям здравоохранения не ждать направляемых свыше новых штатных расписаний, а активно искать возможности для максимально эффективного использования потенциала нового для отрасли института специалистов-менеджеров с высшим медицинским образованием.

×

About the authors

S. M. Vakhitov

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Associate Professor, Head of the Course in Management and Organization of Nursing

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1999 Vakhitov S.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies