The use of laser therapy in the treatment of patients with traumatic brain injury
- Authors: Vasiliev A.Y., Semenov A.N.
- Issue: Vol 80, No 6 (1999)
- Pages: 441-442
- Section: Articles
- Submitted: 13.05.2021
- Accepted: 13.05.2021
- Published: 15.11.1999
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/70576
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj70576
- ID: 70576
Cite item
Full Text
Abstract
The urgency of the problem of traumatic brain injury is explained by its increasing frequency, significant mortality and severity of the consequences. In the treatment of patients with traumatic brain injury, we used laser therapy. 182 patients with craniocerebral trauma of varying severity (men - 129, women - 53, age - 16-40 years) were treated in the intensive care and neurosurgical departments.
Keywords
Full Text
Актуальность проблемы черепно-мозговой травмы объясняется возрастающей ее частотой, значительной летальностью и тяжестью последствий. В лечении больных с черепно-мозговой травмой нами была использована лазеротерапия. На лечении в реанимационном и нейрохирургическом отделениях находились 182 пациента с черепно-мозговой травмой различной тяжести (мужчин — 129, женщин — 53, возраст — 16—40 лет). Время от момента травмы до поступления в стационар варьировало от 15 минут до 5 суток. Бытовая травма была у 94 человек, производственная — у 12, травма в результате дорожно-транспортных происшествий — у 66. У 10 пострадавших причину травмы установить не удалось.
В лечении 90 больных было использовано чрескожное лазерное облучение крови с помощью терапевтического аппарата АЛТ-115 (длина волны —0,63 мкм, мощность на выходе световода — 15 мВт, экспозиция — 20 минут с компрессией на шее в проекции общей сонной артерии). Лечение начинали в 1-2-е сутки после поступления больных в стационар (по 14 сеансов лазеротерапии).
Основными критериями эффективности лечения служили динамика общемозговой и очаговой симптоматики, мозгового кровотока, исследованного с помощью транскраниальной допплерографии, магнитно-резонансной томографии головного мозга.
В зависимости от тяжести черепно-мозговой травмы все пациенты были разделены на три группы. В 1-ю группу вошли 60 больных с сотрясением и ушибом головного мозга легкой степени (у 32 из них было использовано чрескожное лазерное облучение крови), во 2-ю (106) — с ушибом головного мозга средней и тяжелой степени, (50 из них получили лазеротерапию), в 3-ю (16) — с ушибом и сдавлением головного мозга оболочечными гематомами, диффузным аксональным повреждением (у 8 из них проведена лазеротерапия).
По поводу внутричерепной гематомы были прооперированы 12 больных, по поводу вдавленных переломов свода черепа — 9, из них у 2 больных первичную хирургическую обработку вдавленных переломов сочетали с удалением очагов размозжения мозга.
Нарушения мозгового кровообращения после черепно-мозговой травмы проявлялись изменением ауторегуляции мозгового кровотока, усилением (“гиперемией”) или снижением мозгового кровотока, наличием вазоспазма. В 1-й группе нарушения мозгового кровотока (“гиперемия”) были выявлены у 34 больных, признаки умеренного ангиоспазма — у 4, одностороннее снижение мозгового кровотока — у одного. Нормализация показателей мозгового кровотока у больных, получивших чрескожное лазерное облучение крови, наступила в среднем на трое суток раньше, чем в контрольной группе. Регресс общемозговой симптоматики наблюдался также быстрее в среднем на 3 суток.
По данным транскраниальной допплерографии, во 2-й группе повышение линейной скорости кровотока выявлено у 20 больных, локальные ишемические синдромы в бассейне средней мозговой артерии — у 86 (на 5—7-й день после травмы). В день проявлений этих симптомов систолическая скорость кровотока в ипсилатеральной средней мозговой артерии была равна 270— 320 см·с-1, что превышало “критический укровень” (300 см·с-1) в среднем на 14 см·с-1. Индекс Линдергартена составлял в среднем 4,4, индекс скорости ауторегуляции — 8%. Превышение скорости кровотока более 300 см·c-1 было продолжительнее в контрольной группе в среднем на трое суток. При лечении лазерным облучением более быстрый регресс общемозговой и очаговой симптоматики — в среднем на 3 суток — наблюдался у 36 (72%) больных, на одни сутки — у 10 (20%).
У больных 3-й группы допплерографические признаки ангиоспазма были выявлены на 4— 6-й день после травмы. Превышение систолической скорости кровотока (“критического уровня”) составляло в среднем 28 см·с-1, индекс Линдергартена — в среднем 6,0, индекс скорости ауторегуляции — 5,2 %. По данным транскраниальной допплерографии на 21-й день после травмы, нормализации большинства параметров не наступило.
Повышение вязкости крови в результате гемоконцентрации при черепно-мозговой травме также способствует ухудшению мозгового кровотока на капиллярном уровне. Состояние гемостаза, фибринолитической активности и реологических свойств крови было изучено у 42 больных 2-й группы и у 36 больных 2-й контрольной группы (без лазеротерапии). Указанные группы были сопоставимы по полу, возрасту и тяжести черепно-мозговой травмы. В результате использования чрескожного лазерного облучения крови у большинства больных, наряду с улучшением клинического состояния, достигнута стойкая нормализация систем гемостаза, фибринолиза и реологических показателей крови. Отмечены достоверное снижение уровня фибриногена плазмы крови с 5,8±0,2 до 3,6±0,2 г/л, повышение фибринолитической активности плазмы крови с 7,5±0,8 до 12,2±1,5%. Время рекальцификации плазмы возросло с 90±7 до 122±13 с, толерантность плазмы к гепарину — с 388±18 до 663±12 с, вязкость крови снизилась с 5,6±0,2 до 4,4±0,2 усл.ед.
Снижение свертывающей активности и активация фибринолиза происходило уже после 6— 7 сеансов чрескожного лазерного облучения крови. У большинства больных 2-й контрольной группы статистически достоверных улучшений показателей гемокоагуляции и текучести крови не выявлено.
При магнитно-резонансной томографии головного мозга у 18 больных 2-й группы были обнаружены патологические участки в виде ограниченной зоны отека диаметром в среднем 1 см, которые быстро претерпевали обратное развитие. При применении чрескожного лазерного облучения крови эти изменения протекали быстрее в среднем на 2 суток. У 10 пациентов выявлены контузионные очаги диаметром около 2 см. Регресс очаговых изменений наблюдался в одинаковые сроки у больных, получавших лазеротерапию, и в контрольной группе.
Итак, наибольший клинический эффект с тенденцией к нормализации нарушений мозгового кровообращения был достигнут при применении чрескожного лазерного облучения крови у больных с черепно-мозговой травмой средней тяжести.
По данным транскраниальной допплерографии, лечение локального ангиоспазма в остром периоде черепно-мозговой травмы эффективнее при использовании чрескожного лазерного облучения крови, что подтверждается более быстрым регрессом общемозговой и очаговой симптоматики.
Улучшение мозгового кровотока на капиллярном уровне обеспечивается не только за счет непосредственного влияния лазерного облучения крови на тонус мозговых сосудов, но и в результате снижения свертывающей активности крови, повышения ее фибринолитического потенциала реологических свойств.
About the authors
A. Y. Vasiliev
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow
A. N. Semenov
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow
References
Supplementary files
