Extrapyramidal manifestations accompanying treatment with neuroleptics

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The manifestations of neuroleptic syndrome depending on the duration of treatment with neuroleptics as well as the combinations of various extrapyramidal disorders are studied in 50 women aged 28 to 69 with the diagnosis “schizophrenia”. Parkinsonism manifestations are observed in 32 patients, various symptoms of late dyskinesia are observed in 30 women. Such motor disorders as lingua-bucco-mental dyskinesias, motor anxiety syndrome, dystonia in hands, tongue tremor, blepharospasm, usual manipulations are often revealed. There were extrapyramidal disorders in more than 60% of the patients. Late dyskinesia and parkinsonism syndrome depend on the treatment duration, and their combination is not typical.

Full Text

С внедрением в лечебную практику более 30 лет назад нейролептических препаратов многие расстройства поведения, мышления и эмоций стали управляемыми. Однако одновременно появилась группа новых симптомов, получивших название “нейролептический синдром” (НС). Этот синдром выявляется у 50—70% больных, леченных нейролептиками [1, 2]. Известно, что НС характеризуется различными экстрапирамидными нарушениями (ЭН): паркинсонизмом, акатизией, острыми и поздними дискинезиями. Акатизия, острая дистония и паркинсонизм являются ранними ЭН. Все они возникают в начале приема нейролептиков, чувствительны к отмене вызвавшего их препарата и к антихолинергическим средствам, но каждый из них характеризуется особой картиной двигательных нарушений. Лекарственный паркинсонизм имеет сходную триаду симптомов с идиопатическим паркинсонизмом: ригидность, тремор, брадикинезию.

Акатизия — невозможность пребывать в одном положении даже небольшой период времени, проявляется раскачиванием и ерзанием на стуле, бесконечным перекрещиванием ног, маршем на месте, бесцельными двигательными актами и т.д. Ее следует отличать от стереотипий, часто сопутствующих бреду. В этом случае увеличение дозы нейролептика вызывает усиление акатизии и уменьшение стереотипий.

Дистонии, локальные или мультифокальные, чаще локализуются на лице (окулогирные кризы, протрузии языка, гримасничания, тризм, букко-лингво- ментальные дистонии). Формирование большинства этих синдромов зависит от длительности лечения, фармакологических свойств препарата. Ряд из них поддаются коррекции, некоторые носят необратимый характер (поздние дискинезии). В лечебной практике безусловно определяющими являются степень и направленность психотропного действия, но в ряде случаев приходится считаться с экстрапирамидными осложнениями, значительно влияющими на качество жизни больных.
Акатизия — невозможность пребывать в одном положении даже небольшой период времени, проявляется раскачиванием и ерзанием на стуле, бесконечным перекрещиванием ног, маршем на месте, бесцельными двигательными актами и т.д. Ее следует отличать от стереотипий, часто сопутствующих бреду. В этом случае увеличение дозы нейролептика вызывает усиление акатизии и уменьшение стереотипий.

Термин “нейролептики” был предложен для обозначения группы препаратов, имеющих антипсихотическое действие, но отличающихся от антидепрессантов, транквилизаторов, антиконвульсантов, седативных и снотворных средств. Являясь общепринятым, термин, однако, не совсем точно отражает свойства этих препаратов, которые неоднородны как по степени антипсихотического действия, так и по выраженности неврологических и соматических эффектов. Вследствие этой неадекватности в терминологии возникает нечеткость и в их клиническом использовании. Применение нейролептиков ассоциируется в основном с психиатрической практикой. Между тем некоторые из них широко используются врачами общего профиля: препараты резерпинового ряда (резерпин, раунатин, клофелин, адельфан и т.д.) — для лечения гипертонической болезни, церукал (метаклопрамид) — как противорвотное средство, ряд нейролептиков — для подавления гиперкинезов в неврологии и т.д.

В данной работе мы попытались детально изучить ЭН, сопутствующие лечению нейролептиками шизофрении, использовав их как инструмент опосредованного исследования неврологических расстройств, которые могут развиться при использовании антипсихотиков в лечении больных и с соматической патологией. Нашей целью являлась также оценка проявлений НС в зависимости от длительности лечения нейролептиками, а также сочетания различных ЭН между собой.

Нами обследованы 50 женщин в возрасте от 28 до 69 лет (средний возраст — 48,5 года), находящихся на лечении в Республиканской психиатрической больнице с диагнозом “шизофрения”. Длительность заболевания колебалась от 2 до 52 лет (в среднем 25 лет). В течение этого времени все они принимали нейролептики различных групп (в основном производные дибензодиазепина — азалептин, суалептин; бутирофенона — галоперидол, сенорм и трифлоперазина — тразин). Курсы лечения периодически прерывались, препараты замещали другими, имевшимися в данное время, что не позволяло выявить четкую зависимость экстрапирамидных проявлений от принимаемого препарата. У 32 (64%) больных отмечались проявления паркинсонизма той или иной степени. Как правило, имели место все основные симптомы прогрессирующего дрожательного паралича — тремор, ригидность, акинезия, постуральные нарушения. Симптомы паркинсонизма у обследованных больных не были связаны с приемом в данный момент антипсихотических лекарств. Так, 37 (74%) человек принимали нейролептики, у 23 (62%) из них были явления паркинсонизма. У 9 (69,2%) из 13 не принимавших нейролептики отмечался акинетико-ригидный синдром (Р>0,05; различия недостоверны).

Чтобы установить зависимость паркинсонизма от длительности лечения, мы условно разделили больных на 3 группы (табл. 1).

Из табл. 1 видно, что чем дольше больные принимают нейролептики, тем большее число из них страдает явлениями паркинсонизма. После 10 лет лечения вероятность возникновения этих симптомов достигает 75—100%.

Таблица 1. Зависимость наличия паркинсонизма от длительности лечения

Длительность лечения

Число больных

Наличие паркинсонизма

n±m

%

Р

До 10 лет

8

2,0±0,15

25

Р1,2 <0,001

P1,3 <0,02

10—30 лет

18

18,0±0,00

100

Р2,3 <0,02

Более 30 лет

16

12,0±0,11

75

 

Наряду с акинетико-ригидными проявлениями у многих обследованных были и другие ЭН. У 30 женщин выявлялись различные симптомы поздней дискинезии. Наиболее часто имели место такие двигательные нарушения, как букко-лингво-ментальные дискинезии, синдром двигательного беспокойства, дистонии в руках, тремор языка, блефароспазм, привычные манипуляции в руках, дисфонии, тортиколлис (симптомы представлены в убывающей последовательности). В 22% случаев букко-лингво-ментальные дискинезии проявлялись в виде сосательных движений, вытягивания губ в трубочку, различных движений языка, гримасничания. Иногда эти явления сочетались с блефароспазмом и тортиколлисом. Симптомы поздней дискинезии также имели зависимость от длительности лечения, как и паркинсонизм. Число случаев поздней дискинезии увеличивалось с течением времени (табл. 2).

Таблица 2. Зависимость наличия поздней дискинезии от длительности лечения     

Длительность лечения

Число больных

Наличие поздней дискинезии

n±m

%

р

До 10 лет

8

2,0±0,15

25

Р1,2 <0,01

Р1,3 <0,02

10—30 лет

18

18,0±0,00

100

 

Более 30 лет

16

12,0±0,11

75

 

Нами установлено, что и паркинсонизм, и поздняя дискинезия встречаются с одинаковой частотой. В то же время сочетание терминальной экстрапирамидной недостаточности и акинетико-ригидного синдрома при этом нехарактерно. Так, у 21 из 30 больных с поздней дискинезией паркинсонизма не было, а из 32 больных с симптомами паркинсонизма лишь у 8 человек (Р<0,02) отмечалась поздняя дискинезия.

Примечательно, что заинтересованность других отделов головного мозга у обследованных больных выявлялась значительно реже. Пирамидные симптомы, стробизм, слабость конвергенции, нарушение глазодвижения, рефлексы орального автоматизма имели место лишь у 13 (26%) больных.

НС остается большим препятствием в лечении нейролептиками. Более чем у 60% больных, страдающих шизофренией, обнаруживаются ЭН. Эту проблему можно решить путем подбора препаратов, оказывающих адекватное влияние на психические нарушения в оптимальной дозировке, нейролептиков нового и новейшего поколения, имеющих меньший экстрапирамидный побочный эффект (сертиндол, сероквел, оланзапин) [3]. Необходимы раннее распознавание НС и своевременное назначение корригирующего лечения.

Данная работа является лишь начальным этапом в изучении нами лекарственных ЭН. Существует достаточно много вопросов, выяснение которых требует дальнейших исследований. Непонятно, почему при стандартной схеме лечения нейролептиками побочные ЭН появляются только у части больных. Значит, существуют индивидуальные механизмы, препятствующие возникновению НС. Отчего в одинаковые сроки от начала приема одних и тех же препаратов у больных развиваются разные ЭН — дофаминлитического и дофаминблокирующего свойств? На эти и другие вопросы мы надеемся найти ответы в будущем.

ЭН, развивающиеся у больных шизофренией на фоне приема нейролептиков, являются экспериментальной моделью изучения не только лекарственных, но и всех вторичных экстрапирамидных заболеваний. Дальнейшее их исследование позволит предсказывать в будущем закономерности развития лекарственного паркинсонизма и дискинезий, разработать методические приемы, обосновать назначение тех или иных нейролептиков и уточнить источники генерации экстрапирамидных расстройств.

×

About the authors

Zuleikha A Zalyalova

Kazan state medical university

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

1) department of neurology and rehabilitation

Russian Federation, Kazan

L. Yu. Mukhametshina

Kazan state medical university

Email: info@eco-vector.com
Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2001 Zalyalova Z.A., Mukhametshina L.Y.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies