Kazan State Medical University - 185 years

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

May 14, 1999 marks 185 years since the opening of the Medical Faculty of the Imperial Kazan University, a significant event in the history of higher medical education in our country. After the medical faculty of Moscow University (opened in 1758) and the St. Petersburg Medical and Surgical Academy (1798), this faculty became the third forge of domestic medical personnel in the 19th century in Russia.

Full Text

14 мая 1999 г. исполняется 185 лет со дня открытия медицинского факультета Императорского Казанского университета, знаменательного события в истории высшего медицинского образования нашей страны. После медицинского факультета Московского университета (открыт в 1758 г.) и Петербургской медико-хирургической академии (1798) данный факультет стал третьей по счету кузницей отечественных врачебных кадров в XIX столетии в России. В последующем на этой базе в Казани сформировалась выдающаяся медицинская школа, значение которой в развитии отечественной медицины и российского здравоохранения, особенно в Поволжье, на Урале и Сибири, трудно переоценить.

Цель настоящей статьи — после краткого напоминания о некоторых поистине фундаментальных достижениях казанской медицинской школы и о ее наиболее ярких представителях познакомить читателей с развитием КГМУ за последние пять лет (1994—1998).

1822—1826 гг. — вышел в свет трехтомник первого декана медицинского факультета Казанского университета, профессора терапии Ф.Х. Эрдмана «К познанию внутренней России», одно из первых медико-топографических описаний Поволжья и Западной Сибири.

 

Здание анатомического театра после реконструкции в 1997 г.

 

1844 г. — опубликована монография знаменитого казанского врача, натуралиста, историка, этнографа К.Ф. Фукса «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», имеющее большое значение в познании истории татарского народа.

1863 г. — А.Я. Данилевским организована первая в России кафедра медицинской химии (биохимии).

1871—1872 гг. — опубликованы монографии И.И. Моллесона «Земская медицина» и А.В. Петрова и А.Я. Щербакова «Заметки о земской медицине в

Казанской губернии», в которых обоснована необходимость для земской медицины санитарно-профилактического направления, создания санитарной организации, введения должности врача-гигиениста.

1874 г. — В.В. Пашутин возглавил первую в истории медицины кафедру патологической физиологии.

1885 г. — Н.А. Миславский определил в мозге локализацию дыхательного центра.

1892 г. — В.М. Бехтерев впервые дал клиническое описание “одеревенелости позвоночника с искривлением”, которое впоследствии получило название болезни Бехтерева. Им же впервые описаны в Казани тыльностопный рефлекс (рефлекс Бехтерева) и верхнее преддверное ядро (ядро Бехтерева).

1897 г. — Л.О. Даркшевич описал ретроградное перерождение поврежденного нерва.

1908 г. — А.Ф. Самойлов в терапевтической клинике Казанского университета записал первую в России электрокардиограмму.

1922 г. — С.С. Зимницкий предложил метод определения функциональной способности почек к осмотическому концентрированию и осмотическому разведению.

1928 г. — А.В. Вишневский разработал различные виды футлярно-проводниковой анестезии.

1931 г. — В.А. Энгельгардт открыл окислительное фосфорилирование.

1933 г. — А.В. Кибяков доказал участие химических посредников в передаче нервного возбуждения в межнейрональных синапсах.

Конец 60-х — начало 70-х годов XX в.— А.П. Нестеров выдвинул теорию (признанную в 1985 г. открытием) о блокаде шлеммова канала как основной причине развития открытоугольной глаукомы.

Даже этот далеко не полный перечень выдающихся свершений и имен дает достаточно ясное представление о роли казанских ученых-медиков в развитии отечественной и мировой медицины, вызывая при этом не только законную гордость, но и чувство ответственности за достойное продолжение славных традиций казанской медицинской школы. Если добавить к этому, что в 1994 г. Казанский медицинский институт получил статус университета, а настоящее пятилетие является завершенным не только у века, но и у тысячелетия, то очевидно, что эта ответственность ложится большим грузом на плечи коллектива нашего университета. Понимание этой ответственности поможет нам справиться со всеми сложными задачами, которые возникают в связи со стремительным развитием медицинской науки и практики.

Что же представляет собой Казанский медицинский университет в год своего 185-летия?

На 61 кафедре трудятся 542 преподавателя, из них 100 докторов наук, 101 профессор, 97 доцентов, 303 кандидата наук. В университете работают член-корреспондент Российской Академии медицинских наук, 2 академика, 3 члена- корреспондента Академии наук Татарстана, 3 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 20 заслуженных деятелей науки Республики Татарстан.

В 1998 г. КГМУ выдержал строгий экзамен — прошел государственную аттестацию. Столь значимое событие еще раз подтверждает авторитет вуза и его высокий потенциал и является достойным итогом неустанного труда всего коллектива — профессорско-преподавательского состава, обслуживающего персонала, руководства университета.

Деятельность любой организации определяется эффективностью ее структуры и обеспеченностью кадрами необходимой квалификации. Какие структурные изменения произошли в университете в последние годы? В первую очередь необходимо отметить появление нового факультета — менеджмента и высшего сестринского образования. Классические формы приобрела деятельность факультета социальной работы (ранее факультета переподготовки кадров), что потребовало создания новых деканатов и новых кафедр — медицинской психологии, биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины. В структуру университета вошли вновь организованные международный отдел, проблемная лаборатория медицинской информатики и вычислительной техники. Деканаты по контрактному обучению и по работе с иностранными студентами реорганизованы в единое управление по контрактному обучению и внебюджетной деятельности. Созданы редакционно-издательский отдел, новые службы в научной библиотеке и бухгалтерии, укреплен планово-финансовый отдел.

За период с 1994 г. произошла смена поколений в руководстве ряда кафедр. Заведующими кафедр стали молодые профессора, которые, несомненно, внесут свой вклад в дальнейшее развитие Ь перспективных научных направлений.

В связи с этим хотелось бы еще раз поблагодарить всех наших профессоров и доцентов, много лет выполнявших работу заведующих кафедрами, создавших фундамент наших сегодняшних успехов, и склонить голову перед памятью ушедших от нас коллег.

Сейчас в России 14 медицинских университетов, 31 академия, 3 института, 18 факультетов университетов, 8 негосударственных медицинских вузов.

Положение КГМУ среди них по праву можно считать уникальным, так как такого выбора базовых специальностей вузовской подготовки, как здесь, нет ни в одном другом городе.

Оправдано ли это? Конечно, многовариантность и многоуровневость образовательных программ создают колоссальные сложности при формировании квалифицированного преподавательского состава, расчете учебных нагрузок, методическом обеспечении, составлении расписания и использовании аудиторного фонда. Но мы считаем, что стремиться к сочетанию общего и профессионального образования, гуманитаризации, расширению сферы присутствия на образовательном рынке — это стратегия, которая позволит сохранить и далее развить все циклы дисциплин и наук, представленных у нас с учетом всех преобразований современного общества.

Именно такой подход предопределил открытие в 1994 г. отделения менеджмента и высшего сестринского образования и прием с 1996 г. студентов на дневное отделение факультета социальной работы. Факультет МВСО вместе с другими преодолел этап государственной аттестации. Все его первые выпускники были трудоустроены. Открыто заочное отделение, на котором ведется подготовка специалистов с высшим сестринским образованием. На очереди — организация клинической кафедры сестринского дела.

К нашему университету наблюдается устойчивый интерес со стороны абитуриентов: ежегодный конкурс составляет 2,5—3,5 человека на одно место. При этом чрезвычайно важно то, что в последние 12 лет наметилось выравнивание конкурса между факультетами.

Мы по-прежнему можем считать себя центром образования не только Республики Татарстан, но и многих регионов России. Марийская Республика, Калмыкия, а по медико-профилактическому делу целый ряд областей и республик Поволжья в основном комплектуют свои врачебные кадры из выпускников КГМУ. И все же главной задачей университета является подготовка кадров для Республики Татарстан. За последние пять лет 628 человек поступили к нам по целевому направлению из сельских районов республики, а всего обучаются 1802 уроженца села, причем в основном коренной национальности. Отсюда наше внимание к проблеме изучения татарского языка. Мы получили высокую оценку работы в этом направлении со стороны Бюро исполкома Всемирного конгресса татар, Госсовета РТ, Кабинета министров РТ от 04.11.98 г. Число студентов- выпускников национальных школ и гимназий растет год от года, сейчас они составляют около 10% от общего числа принятых (в 1998 г.— 48 чел.). В ближайшее время планируется ввести изучение ряда дисциплин, прежде всего гуманитарных, на татарском языке по выбору студента.

За последние 2 года в КГМУ внедрены новые формы довузовской подготовки. Открыты центры образования, отделения довузовской подготовки для молодежи из районов Республики Татарстан и других регионов на базе медицинских училищ городов Чистополя, Альметьевска, Буинска, Центральной районной больницы с. Б. Атня, а также в Набережных Челнах, Йошкар-Оле и Элисте.

Другое направление в довузовской подготовке — это проведение республиканских олимпиад «Юный медик» (по химии), по предмету «Человек и общество». В прошлом году в олимпиадах приняли участие 400 человек из всех районов республики.

В 1998 г. на базе университета был открыт совершенно иной по идеологии и организации центр образования для школьников г. Казани (в нем обучается 81 слушатель). Программа подготовки в центре составлена таким образом, чтобы иметь высокую эффективность за счет привлечения наших лучших преподавателей, качественных обучающих методик, предоставления благоприятных условий режима абитуриентам, освоившим полный довузовский курс.

Одной из характерных черт развития КГМУ в последние годы стало уменьшение численности студентов с 4277 в 1994 г. до 3809 в 1998 г. Если вспомнить, что на каждые 8 студентов приходится одна преподавательская ставка, то важнейшей задачей вуза является сохранение преподавательского потенциала. В этом направлении предприняты следующие меры. Во-первых, увеличено число студентов, обучающихся по договорам сверх плана приема (255 студентов в 1994 г., 445 — в 1998 г.). Во-вторых, продолжается привлечение абитуриентов из зарубежных стран (ныне студенческие билеты КГМУ имеют 144 иностранца). В-третьих, открыты заочные отделения на 3 факультетах — фармацевтическом, МВСО и социальной работы. Сейчас на них обучаются 319 человек, и в ближайшие 4—5 лет общая численность студентов заочных отделений может достичь 700—800 человек. Следовательно, уже сейчас нужно приложить все усилия, чтобы освоить этот раздел работы.

С учетом того, что 70% знаний приобретается человеком в процессе само

стоятельной деятельности, исходя из опыта зарубежных коллег, особенно американских медицинских школ, аудиторной нагрузки преподавателей в КГМУ поставлена задача увеличить объем самостоятельной работы студентов. На кафедрах для этого имеются реальные возможности: 150 слайд-проекторов, 45 кодоскопов, 20 видеодвоек. В видеотеке хранятся 43 видеофильма, 244 учебных кинофильма. Методическим кабинетам и кафедрам нужно использовать их как можно полнее и в процессе работы в аудиториях, и во время самостоятельных занятий студентов.

Нам всегда казалось, что наши студенты получают отменную клиническую практику. Действительно, в России гораздо раньше, чем за рубежом, допускают обучающихся к контактам с пациентами (но сейчас это связано с проблемами правовых и экономических взаимоотношений с больными). Остальному же, а именно оснащенности учебными пособиями, кропотливости и планомерности нам стоит поучиться у западных коллег. Поэтому одной из основных тем сотрудничества с Левенским католическим университетом (Бельгия) стала организация практики. Мы делимся своим опытом, а за последние 5 лет он стал достаточно обширным. Введены новые виды учебно-производственной практики для студентов 3 и 5-го курсов — «Помощник фельдшера и врача станции скорой и неотложной помощи». В связи с открытием новых факультетов появились педагогическая, менеджерская, психологическая и специальные виды практики в учреждениях и организациях социальной защиты населения.

В последние годы (с 1995 г.) студенты согласно расписанию могут пройти программу производственной практики в течение учебного года. Все это стало возможным благодаря достаточному количеству учебно-методических руководств, дневников, форм отчетности по различным программам производственной практики. Большую роль в обеспечении базами и качества прохождения программы играют учебно-методические

центры в Набережных Челнах и Йошкар-Оле. В центрах ведутся интенсивная довузовская подготовка (216 поступивших в 1994 г. студентов из Набережных Челнов, 279 — из Марий Эл), летняя практика студентов (соответственно 584 и 563 чел.), последипломное образование (1233, 1129 врачей и провизоров). Вряд ли есть кафедра, которая бы не участвовала в проведении выездных циклов для врачей в этих городах.

За последние пять лет значительно изменилось как само студенчество, так и проблемы, с которыми сталкиваются студенты и администрация вуза при их решении. Недостаточное финансирование стипендиального фонда привело к изменению подходов к его формированию. Уже в 1996—1997 гг. был организован фонд социальной защиты, благодаря которому осуществляется социальная защита студенчества, а также производится финансирование особо значимых программ и мероприятий. Согласно принципу адресности социальной защиты, основной упор в оказании помощи делается на наиболее малообеспеченные категории студенчества — студентов- сирот, из многодетных семей, семейных студентов, имеющих детей. Так, благодаря использованию средств этого фонда только в 1996—1997 гг. на различные формы социальной защиты было израсходовано 553508 рублей.

Прошедшие пять лет стали периодом активного развития студенческой художественной самодеятельности КГМУ. На праздновании 180-летия университета Президента РТ М.Ш. Шаймиева настолько поразили яркие выступления наших студентов, что было дано соответствующее поручение о необходимости поддержки студенческой художественной самодеятельности в Татарстане. Именно с этого момента регулярно проводится городской фестиваль «Студенческая весна» и активизировалось движение КВН, в котором опять же преуспела наша команда «Четыре татарина», ставшая основой для республиканской сборной — вице-чемпиона КВН СНГ.

Реализация концепции непрерывного образования в рамках университета потребовала решения вопросов последипломной подготовки специалистов. Для этого был создан специальный факультет последипломного образования. В настоящее время на факультете осуществляются следующие виды последипломной подготовки специалистов: клиническая интернатура и ординатура, усовершенствование врачей и провизоров, и медицинских психологов со стажем, повышение квалификации преподавателей медицинских училищ.

Подготовка врачей-интернов в университете ведется по 28 специальностям. Ежегодный прием — 100 человек. В этом году впервые приняты интерны на контрактной основе по тем специальностям, в которых нет острой необходимости в практическом здравоохранения (11 человек). Второй формой первичной специализации является интернатура в базовых лечебных учреждениях, где ежегодно обучаются от 400 до 500 человек. За 5 лет подготовку в интернатуре прошли 2064 врача для Республики Татарстан и 381 врач для Республики Марий Эл, в том числе 328 человек в клинической интернатуре.

В клинической ординатуре выбор специальностей также достаточно широк. В настоящее время 183 врача осваивают здесь 34 специальности, в том числе 28 человек — на контрактной основе.

Особое внимание в КГМУ уделяется усовершенствованию врачей. За прошедшие годы закончили курсы более 3 тыс. врачей. Две тысячи интернов и 1700 врачей и провизоров получили сертификаты специалистов. По заказу М3 РТ, Управления здравоохранения г. Казани начата подготовка врачей общей практики (в декабре 1998 г. состоялся первый выпуск 17 человек, продолжается подготовка 22 врачей для районов). Впервые в республике проведены сертификационные циклы по специальностям “патологическая анатомия”, “врач скорой помощи”, «профессиональная патология», “детская хирургия”, «нейрохирургия», “врачи-эксперты”, “медицинская психология”.

Повышение квалификации преподавателей медицинских училищ является традиционной формой работы последипломного образования для нашего вуза. Особое значение этот раздел приобретает с открытием отделения менеджмента и высшего сестринского образования, появляется возможность преемственности в подготовке специалистов на додипломном и последипломном этапах. За эти годы прошли повышение квалификации 314 преподавателей, в том числе 194 преподавателя Республики Татарстан и 120 преподавателей из различных регионов РФ. В аспирантуре по 28 специальностям обучаются 60 аспирантов. Высок кадровый потенциал научных исследований. Почетное звание заслуженного деятеля науки РФ имеют 6 профессоров, 4 из них получили его в последние пять лет (Д.М. Зубаиров, Я.Ю. Попелянский, И.М. Рахматуллин, М.Р. Рокицкий), 20 профессоров являются заслуженными деятелями науки РТ, 6 сотрудников стали заслуженными врачами Российской Федерации, а 16 — Республики Татарстан.

В университете работают один лауреат Государственной премии РФ и 17 лауреатов Государственной премии РТ в области науки и техники. Стипендии Российской академии наук получили 11 профессоров; 7 аспирантов и молодых преподавателей КГМУ стали стипендиатами РАН для молодых ученых, 15 аспирантов и студентов — стипендиатами мэра г. Казани. С 1996 г. в нашем вузе работают 3 соросовских профессора (А.Л. Зефиров, Д.М. Зубаиров, Е.Е. Никольский), 4 соросовских доцента, 6 соросовских аспирантов, 36 соросовских студентов, в том числе 20 человек только по итогам 1998 г. (это половина всех соросовских студентов вузов РТ !).

Научными работниками университета за последнее пятилетие получено 9 грантов Российского фонда фундаментальных исследований, 3 гранта Российского гуманитарного научного фонда. В 1998 г. вуз стал грантодержателем федеральной программы РАН “Интеграция”: Всероссийская школа молодых ученых “Актуальные проблемы нейробиологии” и учебно-научный комплекс “Биомедицинская оптика” (руководители проектов — профессора Е.Е. Никольский, Ю.А. Челышев). Исследования 3 групп под руководством профессоров Р.А. Гиниатуллина, В.В. Племенкова и С.В. Петрова были поддержаны грантами фонда “INTAS”.

За последнее пятилетие изданы 54 монографии, 8 учебников, 35 справочников, руководств и методических пособий, более 160 учебно-методических пособий, 47 методических рекомендаций. На базе университета проведено 115 симпозиумов, съездов, конференций.

Основное научное подразделение вуза — ЦНИЛ. Здесь воссоздан морфологический отдел, где активно разрабатывается новое научное направление по морфогенезу и диагностике заболеваний печени. Функционируют два самостоятельных отдела — фармакологический и микробиологический.

Начиная с 1993 г. значительно активизировалось международное сотрудничество университета. За прошедшие годы университет принимал участие в реализации ряда совместных проектов. Среди них наиболее крупными являются институтское партнерство по сотрудничеству в области развития высшего образования: США—Россия—Украина (IREX, USAID), программа «Темпус» совместно с Казанским государственным университетом, Левенским католическим университетом (Бельгия) и университетом г. Гранада (Испания).

Университет имеет устойчивые контакты, закрепленные соглашениями и договорами с реабилитационной клиникой Хедон в Германии, с Институтом физиологии АН Чехии, с Йельским университетом в США и рядом научно- исследовательских лабораторий в Германии, Италии, Франции и США. В соответствии с достигнутыми договоренностями 30 сотрудников университета прошли длительные (до 5—6 месяцев) клинические и научные стажировки в зарубежных университетских клиниках. 163 преподавателя выезжали за рубеж для участия в работе международных конгрессов, конференций и симпозиумов.

В течение последних трех лет произошли серьезные изменения в системе информатизации КГМУ: сформированы 6 новых компьютерных классов, открыта проблемная лаборатория медицинской информатики и вычислительной * техники. В библиотеке созданы электрон ный каталог фонда и класс по работе с базами данных “Медлайн”. В мае 1998 г. на базе библиотеки университета организован узел связи, позволяющий осуществлять выход в глобальные информационные сети INTERNET.

Лечебно-педагогическую работу проводят 304 человека профессорско-преподавательского состава 33 клинических кафедр и 3 курсов в 45 базовых республиканских и городских многопрофильных больницах, и других лечебных учреждениях. Ими проконсультированы 650120 больных. Сотрудники кафедр хирургического профиля прооперировали более 43000 пациентов, причем большинство преподавателей оперируют наиболее сложных и тяжелых больных. Достойным внимания является тот факт, что специалисты наших кафедр осуществляют высокотехнологичные виды медицинской помощи, например лечение врожденного цирроза печени, оперативные вмешательства на сердце и сосудах, панкреодуоденальную резекцию, транскраниальные вмешательства при аденоме гипофиза, удаление краниоспинальных опухолей и многое другое. 23 преподавателя клинических кафедр являются главными штатными либо внештатными специалистами Минздрава РТ и Управления здравоохранения г. Казани.

Поворотным событием в совместной деятельности университета и лечебнопрофилактических учреждений можно рассматривать совместное заседание ученого совета КГМУ и комиссии М3 РТ 17 ноября 1995 г., на котором было принято решение о воссоздании клиник медицинского университета на базе клиник имени А.В. Вишневского, В.С. Груздева и В.К. Меньшикова. Это — первый этап возрождения лечебных баз университета, которые существовали при нашем вузе до 1953 г. и которым в 2000 г. исполняется сто лет. Следующим шагом должно быть расширение коечного фонда клиник с созданием многопрофильного лечебного объединения университета, позволяющего иметь все необходимые условия для осуществления полноценной лечебно-диагностической работы и научно-педагогического процесса.

Мы стоим на пороге третьего тысячелетия, и нам следует определить основные стратегические задачи на этот период. Они, вероятно, должны исходить из концептуальных решений, которые защищены нашим правительством: это концепция развития здравоохранения Республики Татарстан и как ее часть концепция высшего медицинского образования. Последнее же можно смело обозначить как исключительное образование, ибо оно связано с самым ценным — жизнью и здоровьем человека. Учиться врачеванию трудно и долго, и в преддверии следующего тысячелетия мы должны сделать все, чтобы выпускники именно Казанского медицинского университета становились самыми лучшими докторами.

×

About the authors

N. K. Amirov

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Anatomical theater building after reconstruction in 1997

Download (25KB)

© 1999 Amirov N.K.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies