Diagnostics and surgical treatment of soft tissue tumors of the chest wall

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The analysis of case histories of 1015 patients with various soft tissue diseases was carried out. In 104 of them (10.2%), the pathological focus was localized in the soft tissues of the chest wall. Sarcomas predominated (62 cases). With the localization of a pathological formation in these areas, X-ray examination is difficult. For differential diagnosis, it is advisable to resort more widely to methods of puncture (aspiration) biopsy. Excision of the tumor should be performed 2-3 cm apart from the palpable borders. In 25 out of 81 radically operated patients, the underlying bones were resected in a single block with the removed tissues.

Full Text

Проведен анализ историй болезни 1015 больных разнообразными заболеваниями мягких тканей. У 104 из них (10,2%) патологический очаг локализо­вался в мягких тканях грудной стенки. Преобладали саркомы (62 наблюдения). При локализации патологического образования в указанных областях рентгенологическое исследование затруднено. Для дифференциальной диагностики целесообразно шире прибегать к методам пункционной (аспирационной) биопсии. Иссечение опухоли следует производить отступя от пальпируемых границ на 2—3 см. У 25 из 81 ради­кально оперированного больного произведена резекция подлежащих костей в едином блоке с удаляемыми тканями.

Ключевые слова: грудная стенка, мягкие ткани, опухоли, диагностика, лечение.

2 таблицы. Библиография: 11 названий.

Преимущественной локализацией злокачественных опухолей мягких тканей яв­ляются конечности. Реже опухоли располагаются в области туловища [2, 4]. Видимо, этим можно объяснить, что исследования новообразований грудной клетки и области спины являются единичными [3, 9, 11]; описание лишь небольшого числа наблюдений встречается и в отдельных публикациях, посвященных опухолям других локализаций [1, 7, 8, 10]. Между тем особенности локализации диктуют особый подход в плане диагностики и лечения опухолей у этой категории больных.

Целью нашей работы явилась оценка эффективности современных методов диаг­ностики и анализ основных принципов хирургического лечения больных опухолями мягких тканей грудной клетки и области спины.

За период с 1960 по январь 1978 г. в НИИ онкологии им. проф. H. Н. Петрова на стационарном лечении находились 1015 больных с разнообразными заболеваниями мягких тканей, в том числе у 104 пациентов (49 женщин и 55 мужчин) очаги пора­жения локализовались в области грудной клетки и спины. 90,5% больных были в возрасте до 55 лет. Гистологическое исследование выявило преобладание сарком мягких тканей: они установлены у 62 больных, в том числе у 16 — фибросаркомы, у 9 — липосаркомы, у 5 — рабдомиосаркомы, у 3 — синовиальные и у 5 нейрогенные саркомы, у 3 — ангиосаркомы, у 14 — неклассифицированные бластомы и у 7 редкие бластомы мягких тканей. У 19 больных были десмоиды и у 15 —доброкачественные опухоли (преимущественно фибромы, нейрофибромы). Неопухолевые заболевания, имитирующие новообразование, констатированы у 8 больных, из них у 7 кисты, чаще дермоидные (4). Следует отметить, что среди опухолей, локализующихся в передней брюшной стенке, преобладают, напротив, десмоиды (64%).

Первым симптомом заболевания в 75% явилась случайно обнаруженная больными безболезненная припухлость в толще мягких тканей грудной стенки или спины. У ряда больных опухоль была выявлена в результате профилактического осмотра. Наиболее частым оказалось внутримышечное расположение (53%). Обычно пальпи­ровалось плотной или плотноэластической консистенции образование (77%) овальной или округлой формы (48%). Уместно заметить, что в клиническом проявлении различ­ные патологические процессы с локализацией в мягких тканях грудной стенки и спины как опухолевой, так и неопухолевой природы имели много общего. Этим можно объяснить ошибки предоперационной диагностики (табл. 1) у 16 (15,4%) больных. У 15 (14,4%) пациентов в предоперационном заключении хирурга указывалось на возмож­ность данного заболевания наряду с другими. Такое заключение квалифицировалось нами как «сомнительные данные».

 

Таблица 1

Частота ошибок дооперационной диагностики у больных с заболеваниями мягких тканей грудной стенки и области спины

Характер заболевания

Число больных

Предоперационное заключение

правильное

   сомнительное

    ошибочное

абс.

число

%

абс.

число

%

абс.

число

%

Злокачественные опухоли

62

54

87.1

5

8,1

3

4,8

Десмоиды

19

6

31,6

8

  42,1

5

  26,3

Доброкачественные опу­холи

15

9

60,0

2

   13,3

4

  26,7

Неопухолевые заболева­ния 

8

4

50,0

4

  50,0

Итого

104

73

70,2

15

  14,4

16

  15,4

 

Значительный процент ошибочных и сомнительных заключений связан с недоста­точной разрешающей способностью и трудностью интерпретации данных современных методов диагностики образований мягких тканей грудной стенки и спины. Так, рентгенологическое исследование выполнено у 54 пациентов, при этом у 47 из них выявлена тень образования на рентгенограмме, но только у 15 дано правильное заключение о характере заболевания. Кроме того, у 7 больных пальпируемое новообразование не удалось вывести в краеобразующую зону. Правда, рентгеногра­фия в условиях пневмоторакса, осуществленная у 6 больных, позволила правильно оценить отношение опухоли к органам грудной клетки. Радиоизотопное исследование и термография, предпринятые у 12 больных, носили вспомогательный характер, од­нако эти методы заслуживают несомненного внимания и требуют дальнейшей разработки.

Завершающим этапом диагностики является пункционная биопсия. Цитологиче­ское исследование, проведенное у 23 больных с различными заболеваниями мягких тканей грудной стенки и спины, позволило у 19 установить правильный диагноз. Ши­рокое внедрение методов аспирационной биопсии в амбулаторную практику может значительно облегчить раннюю диагностику опухолей мягких тканей вообще и ново­образований грудной стенки и спины в частности.

Радикальное хирургическое вмешательство произведено у 81 больного (табл. 2) с опухолями мягких тканей грудной стенки и спины, у 15 оно признано паллиативным. Неопухолевые заболевания исключены из дальнейшего анализа.

Под широким иссечением опухоли мы понимали удаление ее вместе с окружаю­щими тканями так, чтобы не обнажать поверхности новообразования. При внутри­мышечной локализации сарком мягких тканей грудной клетки и спины считаем до­статочным иссечение мышц отступя от пальпируемых границ опухоли не менее чем на 2 3 см. При этом мы широко используем вакуум-дренирование раны. При ин­фильтрации кожи включаем. ее в блок удаляемых тканей. В случаях, когда простым сближением краев раны обойтись не удавалось (5 наблюдений), прибегали к различным видам кожной пластики. Методом выбора у онкологических больных мы считаем свободную кожную пластику [5]. Однако с учетом особенностей локализации и при твердой уверенности в достаточной степени радикализма практикуем также пластику местными тканями перемещением встречных кожных лоскутов.

 

Таблица 2

Объем хирургического вмешательства у радикально оперированных больных различ­ными опухолями грудной стенки и спины

Характер заболевания

Число больных

Объем операции

широкое (иссечение опухоли

иссечение с резекцией подлежащей кости

иссечение с последую­щей кожной

пластикой

прочие виды

Злокачественные опухоли

49

34

9

5

1

Десмоиды

18

8

9

1

Доброкачественные опухоли 

14

12

2

Итого

81

54

20

5

2

 

У 25 из 81 радикально оперированного больного произведена резекция подле­жащих костных структур в едином блоке с удаляемыми тканями, в том числе у 10 — резекция ребер, у 6 — лопатки, у 4 — остистых отростков позвоночника и у 5 — других костей (грудины, подвздошной кости, ключицы). При этом необходимость резекции диктовалась не только истинным прорастанием новообразования в кость (10 наблюдений), но также тесным прилеганием опухоли к костям (15 наблюдений). Такая ситуация создает реальную опасность нарушения целости опухоли при по­пытке ее отделения от кости. Весьма показательна высокая частота резекции костей при десмоидах (10 из 18), что, несомненно, следует объяснить внутримышечной ло­кализацией и инфильтративным характером их роста. В одном наблюдении резекция ребра была выполнена с целью остановки кровотечения из межреберных сосудов.

Важно отметить, что при подозрении на врастание опухоли в костные структуры, а также при тесном их прилегании методом выбора должен быть эндотрахеальный наркоз с управляемой вентиляцией легких, так как всегда имеется опасность пневмо­торакса, а в ряде случаев может появиться необходимость резекции участка легкого (1 наблюдение) в едином блоке с удаляемой опухолью.

У 50 радикально оперированных больных с саркомами мягких тканей грудной стенки и области спины пятилетняя выживаемость [6] составила в целом 59,4 ± 6,9, что несколько выше общей выживаемости всех больных злокачественными опухолями мягких тканей (51,6 ± 2,4%). Полученные различия в показателях выживаемости статистически достоверны (t = 2,6). Однако увеличение пятилетней выживаемости мы не склонны объяснять более благоприятными клиническим течением и прогнозом зло­качественных опухолей мягких тканей грудной стенки и области спины, так как в анализируемой группе встречались преимущественно саркомы высокодифференциро­ванные (липосаркомы, фибросаркомы и нейрогенные бластомы), которые при других локализациях наблюдались реже (в 56% и 37,6% соответственно). Кроме того, па­циенты с саркомами, локализующимися в области грудной клетки и спины, опериро­ваны чаще при размерах опухоли до 10 см в наибольшем диаметре (80% против 48%), а размеры опухоли являются также немаловажным прогностическим фактором.

Из 18 радикально оперированных больных с десмоидами грудной клетки и обла­сти спины у 7 прошло после операции 5 лет и более; 4 из них здоровы без признаков рецидива, у 2 возник рецидив в течение первого года после операции, об одном сведений не удалось получить. 11 пациентов прооперированы менее 5 лет назад. Отдаленные результаты прослежены у 10 человек, у 4 выявлен рецидив заболевания на первом году.

В группе больных с доброкачественными опухолями все оперированные здоровы без признаков рецидива (срок наблюдения 5 лет и более).

×

About the authors

V. A. Trishkin

Institute of Oncology named after V.I. prof. N.N. Petrova M3 USSR

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

III Surgical Department

Russian Federation

V. I. Stolyarov

Institute of Oncology named after V.I. prof. N.N. Petrova M3 USSR

Email: info@eco-vector.com

III Surgical Department

Russian Federation

H. M. Musukaev

Institute of Oncology named after V.I. prof. N.N. Petrova M3 USSR

Email: info@eco-vector.com

III Surgical Department

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1980 Trishkin V.A., Stolyarov V.I., Musukaev H.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies