Trophic changes in the lesion of the stellate node

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Disease of the stellate ganglion is a long-term suffering, often recurrent. The causes of this disease are: infections, especially viral (B. N. Mogilnitsky, I. I. Rusetsky, N. S. Chetverikov, N. I. Strelkova, A. D. Dinaburg), pneumonia and pleura, especially apical processes ( G. I. Markelov, A. M. Grinshtein, L. G. Erokhina and I. D. Polykovskaya), injuries and injuries of the node itself and tissues close to it (A. M. Grinshtein, F. M. Lisitsa, X I. Erusalimchik, E. M. Wizen, E. I. Eselevich), discosis of the lower cervical and upper thoracic spine (A. D. Dinaburg and A. E. Rubasheva, Ya. Yu. Popelyansky).

Full Text

Заболевание звездчатого узла — длительно протекающее страдание, нередко рецидивирующее. Причинами этого заболевания являются: инфекции, особенно вирусные (Б. Н. Могильницкий, И. И. Русецкий, Н. С. Четвериков, Н. И. Стрелкова, А. Д. Динабург), воспаление легких и плевры, особенно верхушечные процессы (Г. И. Маркелов, А. М. Гринштейн, Л. Г. Ерохина и И. Д. Полыковская), травмы и ранения самого узла и близко расположенных к нему тканей (А. М. Гринштейн, Ф. М. Лисица, X. И. Ерусалимчик, Э. М. Визен, Э. И. Еселевич), дискозы нижнешейного и верхнегрудного отделов позвоночника (А. Д. Динабург и А. Е. Рубашева, Я. Ю. Попелянский).

Ведущим и характерным признаком поражения звездчатого узла является болевой синдром: возникают резкие, «невыносимые», жгучего характера боли, проявляющиеся прежде всего в области руки и груди, затем в области шеи и лица на стороне поражения. При усилении они могут иррадиировать по всей соответствующей половине тела.

Боли носят постоянный характер, но имеют тенденцию к периодическому усилению и в этот период становятся особенно интенсивными. Они усиливаются от воздействия тепла и холода, изменений барометрического давления и от эмоциональных влияний.

Болевому синдрому сопутствуют нарушения поверхностных видов чувствительности в зоне иннервации узла, охватывающей руку, верхнюю часть грудной клетки, область шеи и половину лица. При усилении болевого синдрома нижняя граница чувствительности может спускаться; иногда определяется нарушение чувствительности на всей соответствующей половине тела. Помимо поверхностных видов, нарушается вибрационная чувствительность; мышечно-суставное чувство, как правило, не нарушается.

Изменяется тонус мышц часто в сторону его уменьшения. В связи с этим тонические рефлексы Лери и Майера на стороне поражения понижаются или совершенно отсутствуют.

Возникает диффузная атрофия мышц плечевого пояса, но без реакции перерождения. Снижается сила мышц в руке. Нередко появляется дрожание при выполнении даже небольших движений и особенно при эмоциях.

Сухожильные и особенно надкостничные рефлексы на стороне поражения звездчатого узла повышены. Наблюдается своеобразная диссоциация между пониженным тонусом мышц и относительно высокими сухожильными и надкостничными рефлексами.

При левосторонней локализации синдрома возникают боли в области сердца. Они имеют тянущий, сжимающий или жгучий характер, плохо поддаются воздействию сосудорасширяющих средств (валидол, нитроглицерин, платифиллин). По словам больных, часто боли возникают не сразу в области сердца, а как бы распространяются от лопатки, иногда — от внутренней поверхности левого плеча.

Наличие постоянного болевого синдрома в зоне звездчатого узла одновременно с болями в области сердца приводит к нарушению психики больных. Они становятся раздражительными, испытывают страхи, страдают бессонницей.

Болевой синдром и нарушения чувствительности, как правило, сопровождаются вегетативными нарушениями в области иннервации звездчатого узла: сосудистыми, потоотделения, пиломоторной реакции.

Часто возникают и трофические изменения, на которых мы и хотели бы остановиться более подробно.

Ряд авторов отметил различные трофические изменения, возникающие при поражении верхних грудных симпатических узлов: наличие плече-лопаточного периартрита (А. Д. Динабург и А. Е. Рубашева, 1959; Б. Ф. Филиппов, 1960; М. К. Бротман, 1962), отечность и периартритические изменения дистальных отделов верхних конечностей при дискозах нижнешейного отдела позвоночника с одновременным ирритативным трунцитом (Я. Ю. Попелянский, 1959; А. Д. Динабург и А. Е. Рубашева), единичные случаи увеличения молочной железы (Г. И. Маркелов, 1939; X. И. Ерусалимчик, 1944; И. И. Русецкий, 1950; H. С. Четвериков, 1952).

Мы наблюдали 40 женщин и 20 мужчин с синдромом поражения звездчатого узла. У 37 был определен ганглионит инфекционного генеза, преимущественно гриппозного; у 23 был ирритативный ганглионит: у 17 — вследствие изменений позвоночника (остеохондроз), у 4 — при заболеваниях и ранениях кисти, у 2 — при наличии злокачественной опухоли верхушки легкого.

Трофические расстройства отмечались преимущественно в зоне иннервации звездчатого узла и всегда сочетались с нарушениями чувствительности в области верхней конечности, надплечья, верхней половины грудной клетки, на шее, иногда на лице.

Трофические нарушения были разнообразными и проявлялись следующими симптомами.

Отечность тканей

Отечность надключичной впадины и надплечья отмечена у 22 больных при ганглионитах инфекционного генеза и у 18 — ирритативного. Отечность надключичной впадины значительно ограничивала движения шейного отдела позвоночника. Отечность области надплечья и лопатки, верхних отделов грудной клетки наблюдалась у 28 больных, причем больные часто обращали внимание на наличие «вала», располагающегося по передней поверхности грудной клетки, вблизи подмышечной впадины; наличие этой отечности затрудняло приведение плеча к туловищу.

Отечность предплечья и кисти отмечена у 19 больных с ганглионитами инфекционного генеза и у 9 — ирритативного. У 22 больных отечность располагалась в области шеи, грудной клетки и руки одновременно.

Отечность мягких тканей увеличивалась при физической нагрузке, особенно при опущенной конечности. Больные вынуждены держать руку согнутой в локтевом суставе, прижимая ее к туловищу и поддерживая здоровой рукой. При выраженной отечности окружность отечной руки превышала здоровую на 1,5—2 см. Степень выраженности отека при ганглионите звездчатого узла у ряда больных соответствовала степени болевого синдрома; при его усилении со жгучим оттенком болей увеличивалась и отечность тканей в зоне иннервации узла. По мере снижения болевого синдрома у большинства больных отек уменьшался, а иногда совершенно исчезал.

Отечность кисти приводила к значительному снижению движений в фаланговых суставах, отечность плеча и предплечья ограничивала движения в плечевом и локтевом суставах; резко снижалась сила мышц больной руки — до нескольких килограммов по динамометру, а у отдельных больных была равна нулю (рис. 1).

 

Рис. 1. Больная Т-ва. Остеохондроз диска С-7. Ирритативный ганглионит правого звездчатого узла

 

Отечность тканей предплечья всегда сопровождалась укорочением времени рассасывания внутрикожного пузырька при пробе Мак-Клюра Олдрича.

Периартриты суставов верхних конечностей

Периартрит плечевого сустава на стороне поражения звездчатого узла наблюдался у 14 больных при ганглионите инфекционного генеза и у 14—при ирритативном. Периартритический процесс проявлялся припухлостью и болезненностью тканей в области сустава и резким ограничением активных и пассивных движений. Выраженность периартритических изменений, так же как и отечность, соответствовала степени болевого синдрома.

В тяжелых случаях объем движений в плечевом суставе ограничивался 10—15° в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Ограничение движений в плечевом суставе лишало больных возможности самостоятельно одеваться, причесываться. По мере уменьшения болей увеличивался и объем движений в плечевом суставе; у отдельных больных (у 6 из 28) даже после исчезновения болей в области сустава оставались стойкие и выраженные контрактуры. Возникла необходимость длительного их физиотерапевтического лечения.

Особенностью периартритов плечевого сустава при ганглионитах звездчатого узла являлось то, что они часто (у 24 из 28) сочетались с отечностью тканей в области надплечья и плеча. Периартриты межфаланговых суставов также часто сочетались с отечностью тканей кисти, что резко ограничивало объем движений и снижало силу мышц кисти. Иногда возникали периартриты локтевого сустава, но объем движений при них нарушался незначительно.

Костные нарушения

Изменения костной ткани при ганглионитах обоих видов проявлялись пятнистым остеопорозом лопатки, головки плеча и мелкими кистозными образованиями костей кисти на стороне поражения узла, что было отмечено у 16 больных. Костные изменения обычно определялись спустя 2—3 месяца от начала заболевания.

Изменение молочной железы

Увеличение молочной железы на стороне поражения звездчатого узла обнаружено у 13 женщин и у 2 мужчин после тяжелых вирусных ганглионитов. Молочная железа увеличивалась обычно диффузно, но у отдельных больных увеличение происходило сегментарно, преимущественно в ее наружно верхнем квадранте. Железа становилась плотной, болезненной. Одна из больных постоянно оттягивала одежду над больной грудью, некоторые поддерживали увеличенную грудь рукою. Длительное увеличение грудной железы сочеталось с изменениями пигментации соска (рис. 2).

 

Рис. 2. Больная Л-ка. Вирусный ганглионит левого звездчатого узла. Отечность над- и подключичной ямки, области надплечья и плеча слева; увеличена левая молочная железа, область соска депигментирована

 

Направлялись на консультацию в онкологические учреждения, где находились под наблюдением онкологов с диагнозом «Мастопатия». У 5 больных, прослеженных нами в течение 1—2 лет, увеличение молочной железы остается стойким. У одной из них увеличение молочной железы возникло впервые.

Увеличение молочной железы устрашало больных, они подозревали у себя рак молочной железы. Обычно эти больные напри рецидиве заболевания.

Одна из больных с ганглионитом левого звездчатого узла, осложненным увеличением молочной железы, была оперирована по поводу «мастита».

Трофические нарушения кожных покровов и ногтей

У 6 больных была пигментация кожи в области, совпадающей с зоной регионарно нарушенной чувствительности: у 3 отмечено увеличение пигментации и у 3 — появление пятен vitiligo. Больному Ш. произведена биопсия с гипопигментного пятна в области передней поверхности грудной клетки слева. При гистологическом исследовании (гематоксилин + эозин, Вайгерт, Фут) найдено небольшое разрыхление собственно кожи, истончение эпидермиса, уменьшение меланина в базальном слое' эпителия. Периферические нервные волокна, подходящие к базальному слою эпителия, сохранены.

У больного К. через 4 месяца после ранения звездчатого узла металлическим осколком одновременно с появлением гипопигментных пятен на латеральной поверхности плеча возникла и контрактура Дюпюитрена.

У 12 больных отмечена задержка роста ногтей на стороне пораженного звездчатого узла, из них у 6 обнаружена ломкость ногтей. У 2 больных мы могли отметить на стороне поражения звездчатого узла поседение волос головы и подмышечной впадины; у 3 была гемиатрофия лица, причем у одного она сочеталась с атрофическими изменениями плечевого сустава той же стороны.

Термические ожоги при ганглионитах

Значительное понижение поверхностной чувствительности в регионарной зоне звездчатого узла и трофические нарушения являются причиной почти безболезненно возникающих термических поражений. Мы наблюдали их у 13 (из 60) больных. Ожоги возникали во время приема физиотерапевтических процедур (грелка, нагретый песок, диатермия, ионофорез) или от прикосновения к горячим предметам. Так, больной Ф. получил несколько ожогов пальцев от горящей сигареты. Часто ожоги остаются незамеченными, что в какой-то степени сближает картину поражения звездчатого узла с сирингомиелией. Заживление ожогов при сниженной чувствительности проходит медленно и сравнительно быстро при регрессе заболевания. Лечение ожогов проводилось обычными методами.

Своевременно начатое медикаментозное (пахикарпин, ганглерон) и физиотерапевтическое (ионофорез с новокаином, грязевые аппликации) лечение предотвращало при синдроме поражения звездчатого узла перечисленные выше трофические нарушения.

×

About the authors

B. F. Filippov

Clinic of Nervous Diseases; Astrakhan Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Astrakhan; Astrakhan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Patient T-va. Osteochondrosis of the C-7 disc. Irritative ganglionitis of the right stellate ganglion

Download (164KB)
3. Fig. 2. Sick L-ka. Viral ganglionitis of the left stellate ganglion. Swelling of the supra- and subclavian fossa, the area of the shoulder girdle and shoulder on the left; the left mammary gland is enlarged, the nipple area is depigmented

Download (212KB)

© 1965 Filippov B.F.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies