Гигиеническая оценка условий обучения и воспитания детей шестилетнего возраста
- Авторы: Шошина Н.К.1,2, Хакимова А.М.1,2, Колпакова Н.И.1,2
-
Учреждения:
- Медицинский институт имени С. В. Курашова
- Зеленодольская санэпидстанция ТАССР
- Выпуск: Том 67, № 1 (1986)
- Страницы: 50-53
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 10.03.2021
- Статья одобрена: 10.03.2021
- Статья опубликована: 15.01.1986
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/63067
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj63067
- ID: 63067
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе представлены результаты санитарно-гигиенического обследования условий обучения, воспитания и состояния здоровья детей экспериментальных классов г. Зеленодольска. В 1982 г. были выделены учебные базы: два подготовительных класса общеобразовательной школы и одна подготовительная группа дошкольного учреждения. Отдел гигиены детей и подростков Зеленодольской санэпидстанции систематически контролировал организацию режима дня, питания, учебного процесса, санитарное состояние выделенных объектов и медицинское обслуживание детей этих учреждений.
Ключевые слова
Полный текст
В 1981 г. в нашей стране принято постановление о проведении массового эксперимента по обучению детей с шестилетнего возраста. Медицинские и педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что реализация программы привела к изменению режима и показателей здоровья детей [1—4J. Установлено сокращение длительности прогулок, снижение двигательной активности, недостаточная эффективность проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий. У большинства детей к концу учебного года были отмечены отклонения в состоянии нервной системы, неправильная осанка, снижение показателей физического развития, которые находились в прямой зависимости от возраста. Все исследователи единодушно приходят к выводу, что для успешного обучения детей шестилетнего возраста необходимо соблюдение всех гигиенических и педагогических требований.
В данной работе представлены результаты санитарно-гигиенического обследования условий обучения, воспитания и состояния здоровья детей экспериментальных классов г. Зеленодольска. В 1982 г. были выделены учебные базы: два подготовительных класса общеобразовательной школы и одна подготовительная группа дошкольного учреждения. Отдел гигиены детей и подростков Зеленодольской санэпидстанции систематически контролировал организацию режима дня, питания, учебного процесса, санитарное состояние выделенных объектов и медицинское обслуживание детей этих учреждений. При детской поликлинике была создана комиссия из 7 специалистов (педиатр, хирург, стоматолог, окулист, психиатр, оториноларинголог, логопед) для определения функциональной готовности шестилетних детей к обучению. Медицинское и психофизиологическое обследование детей осуществлялось в соответствии с методическими рекомендациями М3 СССР в марте каждого года. В процессе осмотра выявлялись дети, отнесенные к группе риска, то есть не готовые к обучению, для которых проводились дополнительные оздоровительные мероприятия.
В настоящее время в школе в двух подготовительных классах обучаются 50 детей, в экспериментальных 1-х классах — 67, в экспериментальных 2-х — 58 школьников. При детском комбинате подготовительный класс состоит из 24 детей.
В школе для экспериментального обучения выделен сектор первого этажа, где каждому классу отведены 3 комнаты: учебный класс (49 кв. м.), игровая (48 кв. м.), спальня (48 кв. м.), а также отдельный от детей других классов туалет. Учебные классы оборудованы ученическими столами и стульями группы «А» и «Б»; в спальне имеются деревянные кровати и комплект белья, который меняется каждые 10 дней. В игровой комнате находятся стенка для размещения игрушек и дидактических материалов, столы и стулья; в рекреации — индивидуальные шкафчики для хранения второй обуви и домашнего платья. Температурный режим во всех помещениях поддерживается в пределах 17—18°. Производятся влажная уборка и регулярные проветривания. Освещение естественное и искусственное (лампы накаливания) соответствует норме. Санитарное состояние помещений удовлетворительное: Режим дня (табл. 1) и расписание учебных занятий (табл. 2) соблюдаются. Дети пребывают в школе с 7 до 17—18 ч, дневной сон детей 6 лет организован с 14 до 16 ч.
В детском дошкольном учреждении для экспериментальной группы выделены групповая комната, спальня (60 кв. м.) и комната, оборудованная под уголок природы. Групповая комната представляет собою класс с маркированной мебелью группы «А» и «Б», здесь же имеется игровая зона с набором игрушек. В спальне —деревянные кровати. Подвижные игры и уроки физкультуры проводятся в зале для музыкальных занятий. Подсобные помещения включают раздевальную с индивидуальными шкафчиками, отдельную умывальную, уголок закаливания, туалет. Температурный режим поддерживается в пределах 19—20°. Производятся влажная уборка помещений, регулярные проветривания.
Подготовительные классы в школе и детском саду, а также 1 и 2-е экспериментальные классы работают по пятидневной рабочей неделе. В субботние дни ведется только воспитательная работа. Ежедневно в экспериментальных группах проводятся четыре урока по 35 мин: в школе все уроки расписаны в первую половину дня, в детском саду — 3 урока в первой половине дня, а один урок — во второй. В течение каждого урока выполняются 2—3 физкультурные паузы по 3 мин, 2 раза в неделю в школе и детском комбинате проходят уроки физкультуры в зале для музыкальных занятий и в спортивном зале, а в теплые дни—на свежем воздухе. Ежедневная утренняя гимнастика длительностью 10 мин. На малых и больших переменах с детьми организуются подвижные игры. Регулярны прогулки на свежем воздухе, также сопровождаемые подвижными играми. Закаливание в детском комбинате проводится контрастным обливанием ног и дозированным кварцеванием, в школе — в виде влажных обтираний по пояс в теплое время года.
Питание в школе в начале эксперимента было таким же, как у детей продленных групп, но с дополнительным введением полдника. В последующем пищевая ценность завтрака и обеда была изменена с целью достижения более благоприятного соотношения энергоемкости в течение дня. Дети подготовительных классов питаются в школьной столовой, детского комбината — к групповой комнате. Продукты питания в школьную столовую поступают из базовой столовой, в детский комбинат — из мелкооптового магазина. Оплата стоимости трехразового питания в школе составляет 64 коп., четырехразового в детском комбинате — 82 коп. в день. После второго урока дети дополнительно получают молоко. При разных вариантах комплексных завтраков в разные дни недели энергоемкость варьирует от 2093 до 2346 кДж, содержание белков в них от 12,5 до 16,5 г, жира от 11,2 до 15,6 г, углеводов от 66 до 86 г, энергоемкость обедов — в пределах 3697—4061 кДж при содержании белков от 31 до 35 г, жира от 27,3 до 34,5 г, углеводов от 112 до 123 г. В меню широко используются овощные блюда (салаты, винегреты), на полдник даются фрукты, соки, молоко, молочнокислые продукты.
Систематический медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляют педиатр и медицинские сестры школы и дошкольного учреждения. Обследование состояния здоровья детей экспериментальных подготовительных классов школы (74 ребенка) и детского комбината (24) позволило выявить вид имевшейся патологии, ее динамику в течение года. Для сравнения были обследованы семилетние дети (23 ребенка), обучающиеся в обычном 1-м классе. В структуре различных нарушений у детей всех групп превалировали в начале года стоматологическая патология, болезни ЛОР-органов и дислалия, в конце года — патология ЛОР-органов у школьников экспериментальных классов, ЛОР-органов и дислалия —у детей комбината. Сохранение значительного процента детей к концу года с логопедическими дефектами объясняется отсутствием в комбинате специализированной помощи. Увеличение числа детей с эндокринной патологией (ожирение) и с нарушенной осанкой в школе свидетельствует о недостаточности как эндокринологической помощи детям, лак и эффективности физического воспитания и контроля за используемой мебелью. Несмотря на ежегодно проводимую санацию зубов значительной остается частота множественного кариеса. В контрольной группе выявлено много детей с отклонения^ ми со стороны органов зрения и осанки, что связано с большей зрительной нагрузкой и увеличением статического напряжения. В конце учебного года наблюдалось следующее распределение обследованных детей по группам здоровья (табл. 3).
Материалу табл. 3 свидетельствуют о неблагополучном положении в группе детей, обучающихся в
экспериментальной школе. Среди них было крайне мало абсолютно -здоровых и гармонично развитых детей (1-я группа — 6%); высока частота хронических болезней в стадии компенсации (3-я группа— 18%); у 2% детей 4-й группы снижены функциональные возможности. Среди диспансерной группы чаще всего встречалась различная патология ЛОР-органов, острые и хронические пиелонефриты, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Частота острой заболеваемости детей ринофарингитом, гриппом, бронхитом, отитом, гайморитом в течение учебного года была стабильно выше, чем у детей, обучающихся в экспериментальных классах. Так, количество учебных дней, пропущенных по болезни, в школе у шестилетних детей равнялось 1,9%, у семилетних— 1,8%, а в дошкольном учреждении— 1,4%. В 1983—1984 учебном году в школе был пропущен по болезни 441 учебный день, в детском комбинате — 82, в 1982 — 1983 учебном году — соответственно 163 и 58 дней. Ни разу не болели в течение года в школе 23 ребенка, болели один раз 22 школьника; среди семилетних детей— соответственно 14 и 9. В детском комбинате ни разу не болели в году 12 детей, один раз—12. Среди шестилетних детей в школе индекс здоровья равнялся 46%, в комбинате — 50%.
Обследование, проведенное в конце учебного года, вновь выявило функциональный шум в сердце у 2 шестилетних детей из детского комбината и у 2 из школы, среди семилетних — у одного; гипертрофию миндалин — соответственно у 3, 6, 2. Снижение АД на 2,0 кПа было отмечено у 2% детей в школе и у 4% в детском комбинате.
Оценку физического развития детей экспериментальных классов проводили в динамике 2 раза в год (в начале и конце). Число гармонично, пропорционально развитых детей в обеих группах составляло 80% в школе и 79,2% в комбинате. Распределение детей по группам физического развития представлено в табл. 4.
Данные табл. 4 свидетельствуют о противоположной направленности сдвигов в течение года у детей наблюдаемых групп. Если в комбинате возросло число шестилетних детей с высоким физическим развитием, то в школе—с низким и ниже среднего. Показательны цифры погодовой прибавки длины тела: число детей с нормальной погодовой прибавкой длины тела в комбинате составило 45,8%, выше нормы — 41,7%, ниже нормы —12,5%; у детей из школы—соответственно 26%, 20%. 54%.
Изучение условий проведения экспериментального обучения детей с 6 лет, а также данных их здоровья показало в основном правильную организацию режима дня, питания и обучения детей. Однако физическое развитие шестилетних детей, обучающихся в детском комбинате, стабильно выше, а уровень заболеваемости ниже, чем в школе. Это свидетельствует, по-видимому, о том, что условия в школе для детей данного возраста не являются оптимальными даже при выделении им достаточной площади. Наиболее целесообразно, по нашему мнению, что согласуется и с данными литературы, начинать обучение детей 6 лет в детских дошкольных учреждениях.
Об авторах
Н. К. Шошина
Медицинский институт имени С. В. Курашова; Зеленодольская санэпидстанция ТАССР
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
А. М. Хакимова
Медицинский институт имени С. В. Курашова; Зеленодольская санэпидстанция ТАССР
Email: info@eco-vector.com
Россия
Н. И. Колпакова
Медицинский институт имени С. В. Курашова; Зеленодольская санэпидстанция ТАССР
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
- Глушкова Е. К. В кн.: Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. Всес. научн. конф. Тез. докл. М., 1984.
- Сердюковская Г. Н. Там же.
- Силла P. В., Теосте М. Э., Салиева И. и др. Там же.
- Усанова Е. П., Балдсникова Т. В., Шулындина Л. В. Там же.
Дополнительные файлы
