Drug allergy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Recently, allergic diseases have increasingly attracted the attention of doctors. There are cases of high sensitivity of some completely healthy people to the so-called low molecular weight compounds in general and to drugs in particular. There are reports of deaths due to the development of anaphylactic shock in a number of persons sensitized to antibiotics, sulfonamides, antipyretics, as well as to iodine, novocaine, etc.

Full Text

В последнее время аллергические заболевания все чаще приковы­вают к себе внимание врачей. Встречаются случаи высокой чувстви­тельности некоторых вполне здоровых людей к так называемым низко­молекулярным соединениям вообще и к лекарствам в частности. Имеют­ся сообщения о смертельных исходах вследствие развития анафилакти­ческого шока у ряда лиц, сенсибилизированных к антибиотикам, суль­фаниламидам, антипиретикам, а также к йоду, новокаину и др.

Аллергические реакции, вызываемые лекарствами, составляют в настоящее время наиболее обширную группу осложнений, обозначае­мых как «лекарственная болезнь», «вторая болезнь» и др. [2]. Острые аллергические реакции протекают в форме анафилаксии, сывороточной болезни, крапивницы, отека Квинке, проявляются как различные ослож­нения основного заболевания, а также в виде разнообразных наруше­ний функций легких (эозинофильные пневмонии, бронхиальная астма), желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, почек и других органов. Особую роль играют лекарства в возникновении боль­ших коллагенозов (Е. М. Тареев).

На первом месте среди причин лекарственной аллергии стоят анти­биотики (пенициллин и бициллин). Далее следуют противостолбнячная сыворотка, витамин В1, сульфаниламиды, новокаин [1].

Аллергические реакции по быстроте их развития и течению можно разделить на 3 группы. 1-я — реакции немедленного типа: анафилакти­ческий шок, острая крапивница, отек Квинке, приступы бронхиальной астмы, острая гемолитическая анемия; 2-я — реакции подострого типа, возникающие в пределах 1-х суток после принятия или введения лекар­ства: агранулоцитоз и тромбоцитопения, макуло-папулезная экзантема, иногда лихорадка; 3-я — реакции затяжного типа, развивающиеся в течение нескольких суток и недель: реакции типа сывороточной болезни, аллергические васкулиты и пурпуры, воспалительные процессы в суста­вах, лимфатических узлах и различных внутренних органах (аллерги­ческий гепатит, нефрит, панцитопения, лейкопения с агранулоцитозом, системный капилляротоксикоз и др.).

Весьма важный вопрос для клиники представляет относительно частая неспецифичность аллергических реакций к лекарственным веще­ствам, или поливалентность лекарственной аллергии. Она проявляется в нескольких формах. Первая форма — аллергия у одного человека к нескольким близким по химическому строению или способу фармаколо­гического действия лекарственным веществам. Известно, что все пени­циллины — производные 6-аминопенициллановой кислоты, отличающие­ся друг от друга строением присоединяемых к ней радикалов. У боль­ных с повышенной чувствительностью к анестезину нередки случаи ал­лергии к прокаину, сульфаниламидам и другим производным пара­аминобензойной кислоты. Нередко наблюдается аллергия к лекарствам, сходным по механизму своего фармакологического действия. Так, при аллергии к пирамидону повышенная чувствительность обнаруживается также к анальгину, бутадиону, реопирину.

Второй формой поливалентности является аллергия у одного чело­века ко многим лекарствам совершенно различного химического строе­ния и фармакологического действия: к пенициллину, аспирину, сульфа­ниламидам, витамину В1 и многим другим лекарствам. В данном случае речь идет о какой-то общей непереносимости лекарств. Нередко эти случаи сочетаются или переходят в третью форму поливалентности лекарственной аллергии, при которой повышенная чувствительность к различным лекарственным препаратам сочетается с аллергией к тем или иным пищевым веществам, либо лекарственная аллергия сочетается с аллергией к пыли, пыльце растений или к любому другому виду инфекционных или неинфекционных аллергенов.

Понятно, что иммунологические механизмы 3 указанных форм по­ливалентности лекарственной аллергии должны быть существенно различны. В настоящее время они во многих отношениях изучены еще недостаточно полно. При первой форме поливалентности мы встречаем­ся с тем, что раньше называли парааллергией, в основе которой нахо­дится химическая близость активных гаптенных групп в различных лекарствах. Так обстоит дело с производными парааминобензойной кислоты, различными пенициллинами и многими другими группами лекарств, имеющими близкое химическое строение. В этих случаях ан­титела по отношению к одному из лекарств, как к гаптену, оказываются способными в большей или меньшей степени соединяться с гаптенами из других лекарств, имеющих близкое химическое строение.

Труднее объяснить аллергию ко многим лекарствам разного хими­ческого строения. В этих случаях можно допустить возникновение параллельной сенсибилизации одновременно к нескольким лекарственным веществам или развитие сенсибилизации сначала к одному, потом к другому, третьему и т. д. Общая наследственно-конституциональная предрасположенность у людей так называемой аллергической конституции служит благоприятным фоном для развития подобного рода по­ливалентной аллергии [2].

Третья форма, при которой повышенная чувствительность к одному или многим лекарствам сочетается с аллергией к пищевым, инфекцион­ным или неинфекционным (пылевым, эпидермальным и др.) аллерге­нам, определяется чаще всего наследственно-конституциональной аллергической реакцией, которая уже с детства выражается в различ­ных проявлениях экссудативного диатеза. В дальнейшем эти люди, по­лучая профилактические прививки и встречаясь с другими аллергенами; инфекционного и не инфекционного происхождения, постепенно форми­руют тип аллергической конституции.

Накопление антител к лекарственным аллергенам — важнейший фактор в механизме развития анафилактической формы лекарственной аллергии. Наиболее изучены антитела типа преципитинов и гемагглюти­нинов и антитела типа реагинов. Аллергические антитела находятся во фракциях IgG и IgA, IgM, IgE-глобулинов: IgND (Ишизака, 1973— щит. по В. А. Адо, 1973). Преципитины имеют значение в патогенезе лекарственной аллергии с клиническими проявлениями сывороточной болезни. Эти антитела, соединяясь с соответствующим лекарственным аллергеном, вызывают в крови образование иммунных комплексов. Последние травмируют кровеносные капилляры, оседают в лимфатиче­ских узлах, оказывают пирогенное действие. В результате образуются характерные для сывороточной болезни реакции в виде крапивницы, воспаления лимфатических узлов и суставов, повышение температуры. Во многих случаях лекарственной аллергии антитела типа преципитинов не могут быть обнаружены обычными иммунными реакциями кольце- преципитации, преципитации в агаре и др. Преципитирующая сила аллергических антител в этих случаях весьма незначительна, и для -обнаружения этих антител необходимы специальные иммунологические методы.

По данным НИАЛ АМН СССР, у лиц с аллергией к пенициллину антитела к нему с помощью реакции пассивной гемагглютинации обна­руживались в 29,2% (у 12 из 41 больного), у лиц, лечившихся пени­циллином без аллергических осложнений, — в 11,7% (у 40 из 341), у лиц, не лечившихся пенициллином, — в 5,1% (у 6 из 117). Антитела к пенициллину обнаруживали методом пассивной гемагглютинации у лиц с аллергическими реакциями в форме анафилактического шока, крапивницы, бронхиальной астмы. У больных экземой или контактным дерматитом гемагглютинирующих антител не находили. Гемагглютинирующие антитела бивалентны. С многовалентными антигенами они могут образовывать иммунные комплексы или агрегаты, что приводит к развитию аллергических реакций типа феномена Артюса или сывороточной болезни.

Другим видом антител, образующихся при лекарственной аллергии, являются антитела типа реагинов. Иммунохимически они относятся к группе IgA и IgE, обладают кожносенсибилизирующими свойства­ми, а также биспецифичны. Одним концом (детерминантой) они соеди­няются с клетками кожи или внутренних органов, а другим присоеди­няют детерминантную группу (гаптен) лекарственного аллергена.

Кожносенсибилизирующие антитела — реагины — могут быть выяв­лены с помощью реакции Прауснитца — Кюстнера или реакции Райка. Последняя заключается в том, что здоровому человеку внутрикожно вводят сыворотку крови больного с аллергией к какому-нибудь лекар­ству, например к пирамидону, а затем дают ему это лекарство. В месте введения сыворотки у такого здорового человека, не имеющего аллер­гии к пирамидону, возникает аллергическая реакция — волдырь или инфильтрат.

Применять кожные пробы с целью диагностики лекарственной аллер­гии не рекомендуется. Установлено, что введение в кожу самых мини­мальных количеств лекарства, например, антибиотика, у чувствительных больных может вызвать очень быструю и тяжелую анафилактическую реакцию в форме анафилактического шока, которая может оказаться смертельной.

Диагностика лекарственной аллергии в общем довольно проста — достаточно собрать анамнез у больного. Предупреждение лекарствен­ной аллергии должно заключаться во внесении в учетные документы всех амбулаторных и стационарных больных специальных отметок о наличии у них лекарственной непереносимости, а также вообще аллер­гии любого вида. У детей с экссудативным диатезом или другими про­явлениями аллергии отметки о наличии (последних также должны обя­зательно заноситься во все виды медицинской документации, которая будет сопровождать их в течение жизни.

Не исключается возможность введения соответствующих отметок в- виде слова «аллергия» даже в паспорт человека с наследственно-кон­ституциональной аллергией, как это применяется сейчас в некоторых странах и у нас в СССР по отношению к групповой принадлежности крови по системе АВО и резус-фактора.

В НИАЛ АМН СССР успешно проводится специфическое лечение некоторых форм лекарственной аллергии, вызванной пенициллином, путем осторожного применения десенсибилизирующей терапии. Анти­биотик наносили на верхние слои кожи после легкого соскабливания эпидермиса без появления крови. В результате многократных нанесений пенициллина на кожу больного по указанной методике у 40 больных мы наблюдали выраженное состояние улучшения и повышения устой­чивости к антибиотику.

Вопросы профилактики лекарственной аллергии являются в настоя­щее время предметом пристального внимания органов здравоохране­ния и научно-исследовательских учреждений соответствующего про­филя. Решением М3 СССР в Советском Союзе создана специальная аллергологическая служба, охватывающая широкую сеть аллерголо­гических амбулаторий, поликлиник, стационаров и экспериментальных лабораторий по всей стране.

×

About the authors

L. A. Goryachkina

Research Allergy Laboratory of the USSR Academy of Medical Sciences

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. A. Tomilec

Research Allergy Laboratory of the USSR Academy of Medical Sciences

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. M. Kyznecova

Research Allergy Laboratory of the USSR Academy of Medical Sciences

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

B. A. Somov

Research Allergy Laboratory of the USSR Academy of Medical Sciences

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1974 Goryachkina L.A., Tomilec V.A., Kyznecova M.M., Somov B.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies